Тема: « Видообразование».
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: « Видообразование».
Цель: Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования
Задачи урока
Образовательная: познакомить с понятием «видообразование».
Развивающая: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: экологическое воспитание.
Ход урока
- Оргмомент урока
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рад встречи с вами! Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
- Проверка знаний
Вопросы к классу
Решение биологических задач.
Задание №1
Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая
шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь
распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?
Задание №2 Вставьте в текст пропущенные слова
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, т.е. _______(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _______(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие одному виду, - это __________ (В). Для организмов одного вида характерен одинаковый набор и состав хромосом – это ________ (Г).
Перечень терминов
- Экологический критерий
- Генетический критерий
- Физиологический критерий
- Географический критерий
- Биохимический критерий
- Морфологический критерий
- Этологический критерий
- Определение темы урока.
Если предположить, что у данных видов (медведь белый и бурый) один предок, почему произошло разделение на разные виды?
Что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?
(Мы должны узнать, почему же произошло разделение на разные виды и что на это повлияло).
___ Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Тема урока: «Видообразование». (запись в тетрадь).
- Наша задача сегодня познакомиться с процессом видообразования, сущностью географического и экологического видообразования, пути видообразования.
План урока:
1. Понятие микроэволюции и макроэволюции
2. Видообразование и ее стадии
3. Формы видообразования
4. Значение знаний о микроэволюции
- Изучение нового материала.
____Как вы думаете, что такое видообразование?
Видообразование — это процесс изменения старых видов и появления, новых в результате накопления новых признаков в определенных условиях.
(Запись в тетрадь).
____Что же влияет на изменение видов и появления новых?
(Территория, экология). (географический, экологический).
Нарисуйте схему в тетради способы видообразование.
- Работа в группах.
Следующую работу мы построим, таким образом. Из данных предложений выбираем географическое и экологическое видообразование и собираемся в группы.
I -географический;
II -экологический.
Каждая группа должна записать о своем видообразовании. (Запись в тетрадь).
______Есть ли сходство и различия способов видообразования?
Вариант ответа:
Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.
Различие:
- Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций.
- Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Пути видообразования.
Возникновение новых видов может, происходит различными путями. Важнейшую роль в этом процессе играют изолирующие механизмы, а сам процесс видообразования называют микроэволюцией. (Запись в тетрадь).
- Филетическое.
- Гибридогенное.
- Дивергентное.
Филетическое видообразование − это видообразование, когда вид изменяется в череде поколений (например, ряд ископаемых европейских слонов), превращается в новый вид. Границы между отдельными видами в филетическом ряду форм провести невозможно – она всегда будет условной.
Дивергентное видообразование. Этот тип видообразования основывается на принципе дивергенции (в теории Ч. Дарвина – это прогрессирующее расхождение признаков организмов в процессе эволюции линий, берущих начало от общего предка). Дивергентное видообразование сводится к генетическому обособлению эволюционирующих популяций. Такое обособление достигается тогда, когда возникают устойчивые преграды к обмену генами и первоначально единый генный поток разделяется на разные русла.
Гибридогенное видообразование является обычным у растений. В этом случае могут образовываться комплексы видов (или полувидов), связанных между собой гибридизацией – сингамеоны. В случае таких гибридных комплексов иногда бывает трудно обнаружить четкие границы между отдельными видами, хотя виды как устойчивые генетические системы выделяются вполне определенно. Видообразование через гибридизацию должно проходить с последующим удвоением числа хромосом.
Источник:
Вывод: (запись в тетрадь)
1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
2.Внезапное: гибридогенное
- Закрепление.
- Определите способы видообразования.
- Определите правильную последовательность этапов географического видообразования.
- Подведение итогов.
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
3) Я научился …
4) Что нового вы узнали на этом уроке?
5) Что вам больше всего понравилось?
6. Какие затруднения возникли?
VIII. Выставление оценок.
- Д/З. пар.31 стр. 114-117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/05/picture-75077.jpg)
Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме "Видообразование"
Материал включает презентацию к уроку и технологическую карту проведения занятия. Направлен на развитие УУД школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-106760-1486992924.jpg)
Урок по теме "Видообразование как результат микроэволюции". 11 класс.
Интерактивная доска SMART Notebook...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/22/picture-79980.jpg)
Тест по теме «Видообразование».
Тест предназначен для учеников 11 класса для отработки темы по видообразованию....
Тестовая работа по теме "Адаптация организмов к условиям обитания. Видообразование" 11 класс
Материал может быть использован для проверки знаний по теме " Адаптация организмов к условиям среды. Видообразование"...
Урок биологии по теме "Видообразование"
Урок - презентация. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Д.К. Беляева....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1291704-1606029111.jpg)
Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме " «Вид. Популяция. Микроэволюция. Видообразование».
Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме " «Вид. Популяция. Микроэволюция. Видообразование»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-799010-1466499043.jpg)
Учебные материалы и подборка тестовых заданий по темам "Вид. Критерии вида" и "Видообразование"
В презентации представлены материалы триактива В.С. Рохлова "Биология. Курс Эволюция" и тестовые задания по теме "Вид. Критерии вида"....