Тема: « Видообразование».
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: « Видообразование».
Цель: Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования
Задачи урока
Образовательная: познакомить с понятием «видообразование».
Развивающая: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: экологическое воспитание.
Ход урока
- Оргмомент урока
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рад встречи с вами! Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
- Проверка знаний
Вопросы к классу
Решение биологических задач.
Задание №1
Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая
шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь
распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?
Задание №2 Вставьте в текст пропущенные слова
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, т.е. _______(А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это _______(Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие одному виду, - это __________ (В). Для организмов одного вида характерен одинаковый набор и состав хромосом – это ________ (Г).
Перечень терминов
- Экологический критерий
- Генетический критерий
- Физиологический критерий
- Географический критерий
- Биохимический критерий
- Морфологический критерий
- Этологический критерий
- Определение темы урока.
Если предположить, что у данных видов (медведь белый и бурый) один предок, почему произошло разделение на разные виды?
Что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?
(Мы должны узнать, почему же произошло разделение на разные виды и что на это повлияло).
___ Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Тема урока: «Видообразование». (запись в тетрадь).
- Наша задача сегодня познакомиться с процессом видообразования, сущностью географического и экологического видообразования, пути видообразования.
План урока:
1. Понятие микроэволюции и макроэволюции
2. Видообразование и ее стадии
3. Формы видообразования
4. Значение знаний о микроэволюции
- Изучение нового материала.
____Как вы думаете, что такое видообразование?
Видообразование — это процесс изменения старых видов и появления, новых в результате накопления новых признаков в определенных условиях.
(Запись в тетрадь).
____Что же влияет на изменение видов и появления новых?
(Территория, экология). (географический, экологический).
Нарисуйте схему в тетради способы видообразование.
- Работа в группах.
Следующую работу мы построим, таким образом. Из данных предложений выбираем географическое и экологическое видообразование и собираемся в группы.
I -географический;
II -экологический.
Каждая группа должна записать о своем видообразовании. (Запись в тетрадь).
______Есть ли сходство и различия способов видообразования?
Вариант ответа:
Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.
Различие:
- Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций.
- Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Пути видообразования.
Возникновение новых видов может, происходит различными путями. Важнейшую роль в этом процессе играют изолирующие механизмы, а сам процесс видообразования называют микроэволюцией. (Запись в тетрадь).
- Филетическое.
- Гибридогенное.
- Дивергентное.
Филетическое видообразование − это видообразование, когда вид изменяется в череде поколений (например, ряд ископаемых европейских слонов), превращается в новый вид. Границы между отдельными видами в филетическом ряду форм провести невозможно – она всегда будет условной.
Дивергентное видообразование. Этот тип видообразования основывается на принципе дивергенции (в теории Ч. Дарвина – это прогрессирующее расхождение признаков организмов в процессе эволюции линий, берущих начало от общего предка). Дивергентное видообразование сводится к генетическому обособлению эволюционирующих популяций. Такое обособление достигается тогда, когда возникают устойчивые преграды к обмену генами и первоначально единый генный поток разделяется на разные русла.
Гибридогенное видообразование является обычным у растений. В этом случае могут образовываться комплексы видов (или полувидов), связанных между собой гибридизацией – сингамеоны. В случае таких гибридных комплексов иногда бывает трудно обнаружить четкие границы между отдельными видами, хотя виды как устойчивые генетические системы выделяются вполне определенно. Видообразование через гибридизацию должно проходить с последующим удвоением числа хромосом.
Источник:
Вывод: (запись в тетрадь)
1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
2.Внезапное: гибридогенное
- Закрепление.
- Определите способы видообразования.
- Определите правильную последовательность этапов географического видообразования.
- Подведение итогов.
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
3) Я научился …
4) Что нового вы узнали на этом уроке?
5) Что вам больше всего понравилось?
6. Какие затруднения возникли?
VIII. Выставление оценок.
- Д/З. пар.31 стр. 114-117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме "Видообразование"
Материал включает презентацию к уроку и технологическую карту проведения занятия. Направлен на развитие УУД школьников....
Урок по теме "Видообразование как результат микроэволюции". 11 класс.
Интерактивная доска SMART Notebook...
Тест по теме «Видообразование».
Тест предназначен для учеников 11 класса для отработки темы по видообразованию....
Тестовая работа по теме "Адаптация организмов к условиям обитания. Видообразование" 11 класс
Материал может быть использован для проверки знаний по теме " Адаптация организмов к условиям среды. Видообразование"...
Урок биологии по теме "Видообразование"
Урок - презентация. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Д.К. Беляева....
Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме " «Вид. Популяция. Микроэволюция. Видообразование».
Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме " «Вид. Популяция. Микроэволюция. Видообразование»....
Учебные материалы и подборка тестовых заданий по темам "Вид. Критерии вида" и "Видообразование"
В презентации представлены материалы триактива В.С. Рохлова "Биология. Курс Эволюция" и тестовые задания по теме "Вид. Критерии вида"....