"Сельскохозяйственные растения"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Камышанская Валентина Васильевна

"Сельскохозяйственные растения" урок биологии  в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сельскохозяйственные растения

Цели:

  • Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к хлебу.
  • Обобщить и систематизировать знание о наиболее известных сельскохозяйственных культурах.

Ход мероприятия: Организационный момент. 1слайд (стих)

I часть урока:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас занятие необычное, у нас в гостях “Три богатыря” (на доске висит картина Васнецова “Богатыри”)

2 слайд (картина «Богатыри»). Ребята, кто из вас знает эту картину? (Рассказывают ребята). Но сегодня к нам пришли не эти богатыри, а “богатыри” растения. Ребята, назовите сельскохозяйственные растения.

Ученики: “Картофель, капуста и пшеница”. 3 слайд 

4 слайд (тема урока)

Ведущий: “Совершенно верно! Но как мы их разместим в этой картине? Ведь нам надо их поставить вместо Алеши П., Ильи М., Добрыни Н. Чтобы выяснить это, к нам пришли помощники этих культур – наши команды: пшеница, капуста, картофель”.

Команды должны заработать как можно больше очков, чтобы их назвали культурой № 1, но это будет не так легко, для этого им нужно иметь много знаний об этих культурах.

Начнем, пожалуй, с разминки, где мы выясним, какая из команд знает больше об этих культурах.

ВОПРОСЫ:

  1. Известный математик Пифагор писал, что она представляет овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение. О каком растении так хорошо отзывался ученый? (Ответ: капуста)
  2. Это самая древняя культура. Назовите это растение. (Ответ: пшеница)
  3. Во Франции это растение получило растение “пам де перр”. А как её называют у нас? (Ответ: картофель)
  4. Это растение в XVIII веке называли чертовым яблоком. О каком растении идет речь? (Ответ: картофель)
  5. “Еда без чунья, что жизнь без любви”, – так говорили в древности южноамериканские индейцы. Что такое чуньё? (Ответ: картофель)
  6. Французский естествоиспытатель Анри-Фабр с горечью восклицал: 
    “История прославляет битвы, в которых мы погибаем. Она знает имена королей и полководцев, но ничего не знает о происхождении этого растения”. О каком растении идет речь? (Ответ: пшеница)

Ведущий: Вот и разминка закончилась. А теперь мы вплотную померимся силами. 5 слайд (капуста)

  1. Итак, начнем с “капусты”. Я задаю вопросы, и вы должны как можно быстрее ответить на них.   (приложение 1.)

Корень, стебель, лист, плоды 
Все не пригодно для еды,
А засажен в огород…
Что же мы положим в рот?
(Ответ: цветная капуста)

  1. Эта капуста образует кочан с морщинистыми листьями и со своими вкусовыми и питательными качествами очень похож на белокочанную. О каком виде капусты идет речь. (Ответ: Савойская капуста)
  2. Закончите фразу: сорта капусты по продолжительности жизни разделяют на… (ранние, средние и поздние)
  3.  Одной почкой из подвала 
    Мы наелись до отвала
    Половину её во щи,
    Чтобы не были щи тощи,
    А другую половину в пирожковую начинку.
    Стебель – кубышка, 
    Отгадайте о какой разновидности капусты идет речь?
    (Ответ: кольраби)
  4. Когда белокочанная капуста не образует кочан? (Ответ: капуста – светолюбивое растение, и при нехватке света кочан не образуется.)
  5. Когда рассаду белокочанной капусты можно пересадить, т.е. распикировать в торфоперегнойные горшочки? (Ответ: Рассаду пересаживают при появлении первого настоящего листа)

Мы начинаем 2-ой тур, на вопросы которого будет отвечать команда “картофель”. 6 слайд (картофель)(приложение 2)

  1. Каким веществом богаты клубни картофеля? (Ответ: крахмалом)
  2. Какое минеральное вещество больше всего извлекает из почвы картофель? (Ответ: калий)
  3. Клубни с каким весом лучше всего сажать в почву? (Ответ: 80-120 гр.)
  4. На какую глубину сажают картофель? (Ответ: 10-12см.)
  5. Назовите самого опасного врага картофеля. (Ответ: коларадский жук)
  6. Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу? (Ответ: образуется ядовитое вещество солонин)

Все мы с детства знаем сказки А.С. Пушкина, знаем и “Сказку о попе и его работнике Балде”. Там есть такие слова:

Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,
В год
 за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу (приложение 3)

  1. Что такое полба? (Ответ: полба - это вид пшеницы двузернянка) 7слайд (пшеница)
  2. Сказка “Мужик и медведь”, скажите, какую пшеницу посеял мужик? (Ответ: яровая пшеница)
  3. Какая пшеница мягкая или твердая более скороспелая? (Ответ: мягкая, на ее развитие уходит 80-90 дней)
  4. От какой фазы развития зависит урожай пшеницы? (Ответ: от фазы кущения, чем больше стеблей с колосьями, тем выше урожай)
  5. На какую глубину сажают зерна пшеницы? (Ответ: на 2-4 см. в зависимости от состава почвы)
  6. Продолжите фразу «Хлеб - …..  ……»   (хлеб-всему голова»)

А теперь для каждой команды мы раздаем листы с анаграммами. Переставьте или добавьте, вместо пропусков, буквы в словах так, чтобы получить названия сортов культурных растений. Какая команда закончит первой, та и будет победителем. Слайд 8 (приложение 4)

Л*д* - Ладе (сорт яровой пшеницы)

С*л*т - Салют(сорт яровой пшеницы)

Лофига - Голиаф(сорт капусты кольраби)

Регама - Амагер (сорт белокочанной капусты)

Слайд 9   Ведущий:  Ребята, какие рецепты блюд из капусты, картофеля и пшеницы вы знаете? Слайд 10 (блюда из картофеля)

Слайд 11 (блюда из капусты)     Слайд 12 (хлебобулочные изделия)

Итак, подводим итоги. Пшеница, конечно же, самая важная, древняя культура и почетно занимает 1-е место, и нет такого другого растения, которое могло бы претендовать на это.

Слайд 13 (хлеб всему голова)

Итак, мы поздравляем вкусным и пышным караваем, и закончим наше занятие следующими словами.

Мне до земли 
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному
Нашей страной
Труд – его имя,
Мир – его отчество,
И для народа он самый родной!

Приложение 1.

  1. Эта капуста образует кочан с морщинистыми листьями и со своими вкусовыми и питательными качествами очень похож на белокочанную. О каком виде капусты идет речь.

  1. Закончите фразу: сорта капусты по продолжительности жизни разделяют на…
  2.  Одной почкой из подвала 
    Мы наелись до отвала
    Половину её во щи,
    Чтобы не были щи тощи,
    А другую половину в пирожковую начинку.
    Стебель – кубышка, 
    О какой разновидности капусты идет речь?
  3. Когда белокочанная капуста не образует кочан?
  4. Когда рассаду белокочанной капусты можно пересадить, т.е. распикировать в торфяные горшочки?

Приложение 2.

  1. Каким веществом богаты клубни картофеля?

  1. Какое минеральное вещество больше всего извлекает из почвы картофель?
  2. Клубни с каким весом лучше всего сажать в почву?
  3. На какую глубину сажают картофель
  4. Назовите самого опасного врага картофеля.
  5. Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу?

Приложение 3.

  1. Что такое полба?
  2. Сказка “Мужик и медведь”, скажите, какую пшеницу посеял мужик?
  3. Какая пшеница мягкая или твердая более скороспелая?
  4. От какой фазы развития зависит урожай пшеницы?
  5. На какую глубину сажают зерна пшеницы
  6.  Продолжите фразу «Хлеб - …..  ……»  

Приложение 4.

Переставьте или добавьте, вместо пропусков, буквы в словах так, чтобы получить названия сортов культурных растений.

Л*д* -                  (сорт яровой пшеницы)

С*л*т -               (сорт яровой пшеницы)

Лофига -             (сорт капусты кольраби)

Регама -              (сорт белокочанной капусты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные растения»

Обобщающий урок по теме: «Сельскохозяйственные растения»...

Открытый урок по сельскохозяйственному труду по теме "Огородные растения" "

Данный материал содержит дополнительные сведения о происхождении растений, а так же интересные игры, способствующие развитию познавательного интереса учащихся....

Методическая разработка открытого бинарного ЛПЗ по дисциплинам "Защита растений", "Ботаника" на тему "Грибы как возбудители болезней сельскохозяйственных культур"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин по специальности "Агрномия"...

Урок сельскохозяйственного труда для 6 класса "Рост и развитие растений"

Цели и задачи урока:- Расширить знания о жизни растений . На основе наблюдений дать представление о том, какие условия необходимы для нормального развития растения- Дать учащимся представление о спосо...

Многообразие сельскохозяйственных растений.

Презентация к уроку технологии 5 класс: "Многообразие сельскохозяйственных растений." (для неделимых классов)...

Конспект урока по технологии "Многообразие сельскохозяйственных растений"

Материал о многообразии и продолжительности жизни сельскохозяйственных растений...

урок-квн "Путешествие за сельскохозяйственными растениями"

В игровой форме  на уроке повторяются и обобщаются данные о сельскохозяйственных растениях....