Рабочая программа по биологии для 10-11 класса
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Рабочая программа разработана по УМК В. В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_10-11_klassy.docx | 350.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. М:: Дрофа, 2013г. - полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объёме – 2 часа в неделю.
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.
Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.-368с.;
а также методического пособия для учителя:
В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Предметные результаты освоения курса «Биология 10 класс»
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения.
Ученик научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм,
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; - различать на таблицах частей и органоидов клетки,
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- сравнивать биологических объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- пользоваться методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
– объяснять причины наследственных заболеваний.
Ученик получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную,), законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов,
протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур.
-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического
исследования.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» 11 класс являются следующие умения:
Ученик научится:
- характеризовать процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной
инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка: поменять знания: о строении и функциях ДНК и-РНК для объяснения процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии,
- выявлять черты сходства и различия процессов трансляции и транскрипции:
- делать выводы о принципе передачи наследственной информации, единым для всех живых
организмов.
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
Содержание курса «Биология» 10 класса
(35 часов; 1 час в неделю)
Введение.
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.
Основы цитологии.
Цитология — наука о клетке. Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация:
1. микропрепаратов клеток растений и животных;
2. модели клетки;
3. опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза;
4. моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц;
5. схемы путей метаболизма в клетке;
6. модели-аппликации «Синтез белка».
Лабораторные работы:
1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.
2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
3. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».
Основы генетики
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
№ 4. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.
№ 5. Изучение фенотипов растений.
Практическая работа
Решение генетических задач.
Генетика человека.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа № 6 - Составление родословной.
Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
Биология 10 класс
| Темы | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии. | 1 | ||
2 | Сущность и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 | ||
3 | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клеток. | 1 | ||
4 | Вода и её роль в клетке. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | ||
5 | Углеводы и их роль в клетке. Липиды и их роль в клетке. | 1 1 | ||
6 | Белки и их функции. Нуклеиновые кислоты. | 1 | ||
7 | АТФ и другие органические вещества клетки. | 1 | ||
8 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма, рибосомы. | 1 | ||
9 | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Митохондрии, пластиды. | 1 | ||
10 | Л. Р. Сходства и различия в строении эукариот и прокариот. | 1 1 | ||
11 | Сходство и различие клеток растений, животных и грибов. Вирусы. Л.р. Наблюдение за движением цитоплазмы. | 1 | ||
12 | Строение клетки. Урок обобщения. | 1 | ||
13 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | ||
14 | Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | ||
15 | Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Регуляция синтеза обмена веществ в клетке. | 1 1 | ||
16 | Жизненный цикл клетки. Митоз и амитоз. Мейоз. | 1 | ||
17 | Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. | 1 1 | ||
18 | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 1 | ||
19 | Онтогенез - индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | 1 1 | ||
20 | Онтогенез. Постэмбриональный период. | 1 | ||
21 | Закономерности размножения и развития. | 1 | ||
22 | История развития генетики. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 1 | ||
23 | Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. | 1 | ||
24 | Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. | 1 1 | ||
25 | Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. | 1 1 | ||
26 | Генетическое определение пола. Изменчивость. | 1 | ||
27 | Л.р. Описание фенотипа комнатных растений. | 1 | ||
28 | Л.р. Построение вариационного ряда и вариационной прямой. | 1 1 | ||
29 | Виды мутаций. Причины мутаций. | 1 | ||
30 | Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье человека. | 1 | ||
31 | Генетические заболевания человека. Лабораторная работа «Составление родословных». | 1 | ||
32 | Обобщение по теме "Генетика человека". | 1 | ||
33 | Обобщающее повторение. | 1 | ||
34 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | ||
35 | Резервный урок. | 1 |
Содержание курса «Биология» 11 класс
(34 часа; 1 час в неделю)
Тема 1. Основы учения об эволюции.
Естественно - научные и социально - экономические предпосылки возникновения учения. Роль теории в формировании естественно - научной картины мира. Работы К. Линнея и Ламарка. Законы: Упражнение и не упражнение органов, наследование благоприятных признаков. Демонстрации: Портреты ученых.
Биологический вид, критерии вида. Наличие видов - двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
Популяция - структурная единица вида и эволюции. Эволюционные изменения и взаимоотношения в популяциях. Мутационный процесс – источник наследственной изменчивости.
Генетическое равновесие в популяциях, причины его нарушения. Ненаправленные и направленные изменения генофонда. Объяснять механизм борьбы за существование.
Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора.
Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы. Виды изоляции. Видообразование - результат эволюции. Виды видообразования. Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.
Макроэволюция, переходные формы. Филогенетические ряды. Биноминальное название видов, естественная классификация.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Основные закономерности эволюции. Правила эволюции групп организмов. Демонстрации: Схемы: Критерии вида; Популяция – структурная единица вида, единица эволюции; Движущие силы эволюции; Возникновение приспособлений у организмов; Образование новых видов в природе; Редкие и исчезающие виды; Формы сохранности ископаемых растений и животных.
Лабораторные работы:
1. Изучение морфологического критерия вида.
2. Выявление изменчивости у особей одного вида и приспособлений к среде обитания.
Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
Контрольная работа № 1
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии.
Задачи селекции. Основные методы. Отличительные признаки разных методов отбора. Перспективные методы селекции и биотехнологии. Последствия от неразумного использования научных методов. Преимущества индивидуального отбора перед массовым в животноводстве. Методы клеточной инженерии. Направления селекции животных.
Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Вклад Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина и др. в развитие селекции растений.
Особенности селекции микроорганизмов, хозяйственное значение. Успехи генной инженерии. Роль биотехнологий в практической деятельности людей.
Демонстрации: Схемы: Методы селекции; Использование клеточной и генной инженерии; Применение различных методов в селекции животных и растений.
Контрольная работа №2 по теме «Основы селекции и биотехнологии».
Тема 3. Антропогенез.
Антропология, Человек разумный. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens. Анализ и оценка различных гипотез совершенствования человека.
Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования. Человеческие расы. Различные гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Гипотезы и факторы расогенеза. Отличительные действия естественного отбора при расогенезе и видообразовании. Равноценность рас. Гипотеза моноцентризма.
Демонстрации: Схемы: Движущие силы антропогенеза, Происхождение человека; Происхождение человеческих рас.
Лабораторная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез».
Тема 4. Основы экологии
Развитие экологии как науки. Ее роль в современном обществе. Научные направления экологии. Отношения между человеком и природой на различных этапах развития человеческой цивилизации.
Среда обитания, экологические факторы. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. Динамика популяции. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистем. Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.
Значение круговорота биогенных веществ в природе. Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. Решение экологических задач на расчет доли энергии, поступающей на следующий трофический уровень. Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Принципы устойчивости и смены экосистем. Природные ресурсы, экологическое сознание. Защита природы от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрации: Схемы: Экологические факторы и их влияние на организмы; Межвидовые отношения; Ярусность растительного сообщества; Пищевые сети и цепи; Экологическая пирамида; Круговорот углерода в природе; Глобальные экологические проблемы; Последствия деятельности человека.
Лабораторные работы:
1. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.
2. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
3. Составление схем передачи вещества и энергии.
4. Выявление антропогенных изменений в своей местности. Пути разрешения проблем.
Контрольная работа №4
Тема 5. Эволюция биосферы и человек
Основные гипотезы о происхождении жизни и гипотезы научной литературы и телепередач. Отличительные признаки гипотез.
Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация: Схемы: Биосфера и человек; Заказники и заповедники России; Глобальные экологические проблемы; Последствия деятельности человека.
Лабораторная работа:
1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
2. Решение экологических задач.
3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек».
Повторение курса биологии.
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | ||
2 | Вид, его критерии | 1 | ||
3 | Популяции. | 1 | ||
4 | Генетический состав популяций. | 1 | ||
5 | Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы | 1 | ||
6 | Изолирующие механизмы. Видообразование. | 1 | ||
7 | Макроэволюция, её доказательства. | 1 | ||
8 | Система растений и животных – отображение эволюции. | 1 | ||
9 | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | ||
10 | Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 | ||
11 | Методы селекции растений. Методы селекции животных. | 1 | ||
12 | Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | ||
13 | Обобщение по темам «Эволюционное учение. Селекция». | 1 | ||
14 | Положение человека в системе органического мира. | 1 | ||
15 | Основные стадии антропогенеза. Движущие стадии антропогенеза | 1 | ||
16 | Прародина человека. Расы и их происхождение | 1 | ||
17 | Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. | 1 | ||
18 | Местообитание и экологические ниши. | 1 | ||
19 | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. | 1 | ||
20 | Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. | 1 | ||
21 | Экологические сообщества. Сравнительная характеристика экологических сообществ. | 1 | ||
22 | Структура сообщества. | 1 | ||
23 | Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. | 1 | ||
24 | Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. | 1 | ||
25 | Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. | 1 | ||
26 | Обобщение по темам: «Антропогенез. Основы экологии». | 1 | ||
27 | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. | 1 | ||
28 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | ||
29 | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | 1 | ||
30 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | ||
31 | Обобщение по теме "Эволюция биосферы". | 1 | ||
32 | Итоговый урок «Роль биологии в будущем». | 1 | ||
33 | Решение задач по молекулярной биологии. | 1 | ||
34 | Решение генетических задач. | 1 | ||
35 | Резервный урок. | 1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ________________
Учитель______________
№урока | Тема | Кол-во часов по плану | Кол-во часов дано | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.
Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...