Наследственность и здоровье
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
14.09.2018г. 8 класс урок №4
Тема: Наследственность и здоровье. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Цель: ознакомиться с понятием «наследственность»; формировать понимание взаимосвязи наследственности и здоровья. формировать у учащихся общее представление о значении генетики человека для медицины, об особенностях человека, как объекта изучения генетики.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные: Характеризовать доминантные и рецессивные признаки человека. Раскрывать характерные закономерности наследования основных признаков человека. Объяснять связь генов и хромосом. Аргументировать представления о наследственной информации как общем свойстве всех живых организмов. Описывать роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека. Объяснять наследственную предрасположенность к отдельным заболеваниям.
Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока:
- Оргмомент
- Проверка домашнего задания
- Работа по тетради с. 4-5.
- В чем отличие соматических клеток от половых?
- Как называется процесс деления клетки?
- Назовите стадии митоза.
- Охарактеризуйте все стадии митоза.
- Что такое мейоз?
- Целеполагание
Рассмотрите слайд1. Что он нам демонстрирует? (Наследственность).
Что будет темой нашего урока?
Запись темы урока в тетрадь. (слайд 2)
Сформулируйте цели урока.
- Изучение нового материала
- Наследственность и здоровье
Работа в группах по п.5 учебника Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко «Биология. Человек»
Найти определения предложенным терминам, привести примеры.
1 группа – наследственность, хромосома.
2 группа – ген, генотип.
3 группа – признак, фенотип.
4 группа – доминантный признак, рецессивный признак.
Далее обсуждение результатов работы, по ходу показ презентации.
Наследственность(слайд 4)
Хромосома (слайд 5)
Ген (слайд 6)
Генотип (слайд 7)
Фенотип, признаки (слайд 8)
Доминантные и рецессивные признаки (слайды 9-13)
Физминутка для глаз (слайд 14)
- Наследственные болезни и здоровье.
Вспомним А.С.Пушкина:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку…
А возможно ли такое в жизни человека?(ответы детей, рассуждения должны подвести к наследственным заболеваниям).
Хочу вспомнить слова Л. Н. Толстого:
- «Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» (слайд 15)
Это зависит от генотипа родителей.
Наследственные болезни связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток (слайд 16).
??? Работа с учебником п. 7 с. 22-23. Найдите ответ на вопрос:
Какие бывают группы наследственных заболеваний?
Ответы обучающихся. Далее дополнение учителя.
- Генные заболевания(слайд 17-19)
- Хромосомные заболевания (слайд 20-21)
Физминутка (слайд 22)
Есть болезни, которые часто путают с наследственными(слайд 23)
Врожденные болезни – это связанные с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития.
- В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю
Их причины (слайды 24-27)
Чтобы снизить риск рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями существуют медико-генетические консультации.(слайды 28-31)
- Подведение итогов
- Сформулировать правила, которые помогут иметь в будущем здоровое потомство.
- Дайте оценку своей работы на уроке?
- Чем вам запомнился урок?
- Домашнее задание
- П. 5 и 7.
- Подготовить рассказ об одном наследственном заболевании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9кл. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и ...
Презентация "Наследственные и врожденные заболевания".
Презентация к уроку по теме: "Наследственные и врожденные заболевания".Характеристика наследственых и врожденных заболеваний. СПИД. Сифилис....
элективный курс "Наследственность и здоровье"
Программа факультатива «Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 10–11 классов. С моей точки зрения в программе “Общая биология” не достаточно времени уделяется изучению воп...
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Наследственность и её влияние на здоровье."
Наследственность и её влияние на здоровье....
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА И ОБРАЗ ЖИЗНИ – ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА И ОБРАЗ ЖИЗНИ – ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ»Разработана для учеников 8 класса по программе Сухоруковой Л.Н.Позволяет быстро проверить раздел ...
22.05.2020 УД Основы медицинских знаний и ухода за больными Тема Хромосомная теория наследственности. Генетика и здоровье группа 213-ПС/18 преподаватель Ушакова О.А.
Электронный практикум с видеоуроками...
Контрольная работа № 1 "Наследственность и здоровье. Внутренняя среда организма"
Тема: Контрольная работа № 1: «Наследственность и здоровье. Внутренняя среда организма».Цель: провести контроль знаний и умений учащихся.Оборудование и материалы: проверочные карточки....