Применение технологии витагенного образования в образовательном процессе
статья по биологии
Чтобы вызвать интерес к своему предмету, уже на первых уроках я раскрываю перед учащимися своеобразие биологии как науки и заостряю внимание детей на ее значении в практической жизни.
Развитию познавательного интереса в изучении биологии способствует технология витагенного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_vitagennoe_obuchenie.docx | 18.11 КБ |
vystuplenie_vitagennoe_obuchenie.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии витагенного обучения на уроках биологии
Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. ХХ века А.С.Белкиным. В основу этого направления Связь обучения с жизнью – необходимое условие осознанных и прочных знаний. Как пример две задачи:
- Задача 1. Гуляя по лесу, вы сильно поранились, и у вас началось кровотечение. Что вам нужно сделать?
- Задача 2. Вы решили в саду вырастить цветы. Что вы при этом должны знать?
Практическая направленность этих задач способствует прочному усвоению знаний.
Чтобы вызвать интерес к своему предмету, уже на первых уроках я раскрываю перед учащимися своеобразие биологии как науки и заостряю внимание детей на ее значении в практической жизни.
Развитию познавательного интереса в изучении биологии способствует технология витагенного обучения.
Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Логическим продолжением теории витагенного обучения является голографический подход, предложенный Белкиным.
Голографический подход – подразумевается система способов, технологий в образовании, направленных на объемное, многомерное восприятие и усвоение знаний. Он обеспечивается тремя проекциями: витагенной (жизненный опыт), то есть учитель узнает, что ученики знают об изучаемом материале, дидактической (научной), то есть учитель дает научную информацию и конструирующей (дополнительный источник информации), то есть изучается дополнительная информация, взятая учителем и учеником.
Представляя технологию голографического метода в преподавании, остановлюсь лишь на нескольких приемах, используемых мною на уроках.
Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности учащихся, их умение соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы. Учащимся предлагается обращаться к жизнеописанию в тех случаях, когда в фактах собственной или чужой биографии они находят подтверждение или отрицание образовательной значимости информации, полученной в изложении учителя. Цель данного приема – свести витагенные знания со знаниями образовательными. Между ними практически всегда существуют расхождения, неизбежные между научными и житейскими представлениями человека.
Образовательная задача учителя – диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, показать образовательную ценность жизненного опыта учащихся.
Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Суть приема в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Прием позволяет определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создает психологическую установку на получение новой информации, дает возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций. Технология использования данного приема связана с несколькими возможными формами организации деятельности учащихся. Перечислим их:
- Прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?».
«Все мы многократно сдаем кровь для анализа. В результате получали бланк. На котором «куча» медицинских терминов и цифр. -Что будет означать высокое содержание лейкоцитов? (воспаление), Низкое содержание гемоглобина? (недостаток кислорода, железа и т.д.). Оказывается, основное в этой премудрости может понять даже обычный пациент, если будет знать, что означают различные термины и цифры».так переходим к новой теме: «Строение и функции клеток крови»
- Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации. Например: вы знаете, что, если молоко не убрать в холодильник на ночь, то оно испортится. Почему?
- Опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания. Например: зачем мне нужна биология. В дальнейшем, опираясь на такие письменные работы, выясняется степень их осведомленности по конкретной теме.
Эффективность данного приема обеспечивается тремя основными условиями:
- Содержание задачи актуализации жизненного опыта должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
- Форма актуализации также должна учитывать возрастные возможности детей.
- Любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу.
Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача – дополнить и насытить ее содержанием. Опора на ваш жизненный опыт».
Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Стимулирующий фактор для учителя в использовании этого приема – надежда на быстрое и качественное решение конкретной образовательной задачи.
Например, при изучении темы «Значение грибов» дети получили задание написать сочинение «Грибы в нашей жизни». Оказалось, что степень их осведомленности в этом вопросе весьма велика. Многие из них знают, какие грибы, где можно использовать и как. Из одного сочинения я узнала, что по питательности грибы не уступают мясу. Из другого – какие блюда можно приготовить из них с приложением рецепта.
Творческий потенциал наших детей поистине огромен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. XX века БЕЛКИНЫМ Августом Соломоновичем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧАСТИЕ В ПЕРВОМ ОТКРЫТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГОВ "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ" И ПУБЛИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ "ЭКОПРО",ФАКУЛЬТЕТ " РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ" ...
Применение технологии витагенного обучения школьников на уроках экономики
Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта обучающегося....
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе...
Опыт применения электронно-компьютерных ресурсов в образовательном процессе
С внедрением в образовательный процесс Федерального государственного стандарта общего образования души многих учителей бередит проблема, связанная с внедрением в образовательный процесс компьютерных и...
Применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе
В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в обра...
Применение ИКТ на занятиях в образовательном процессе дополнительного образования
Применение ИКТ на занятиях в образовательном процессе дополнительного образования...
Применение виртуальных лабораторных работ в образовательном процессе
Знакомство с различными видами виртуальных лабораторных работ и их применением в школе...