Методическая разработка конкурсной игры «Грызуны и кролики»
методическая разработка по биологии
Конкурсная игра «Грызуны и кролики» является итоговым занятием по теме «Хомяк и его ближайшие родственники» дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист». Проводится с целью обобщения и повторения знаний о декоративных грызунах, об особенностях содержания в домашних условиях, о повадках этих животных.
Разработка рассчитана для обучающихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gryzuny_i_kroliki.docx | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конкурсной игры «Грызуны и кролики»
Кунакбаева Елена Юсуповна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спектр», пгт.Излучинск, Нижневартовский район, spektr68-13@mail.ru
Аннотация
Конкурсная игра «Грызуны и кролики» является итоговым занятием по теме «Хомяк и его ближайшие родственники» дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист». Проводится с целью обобщения и повторения знаний о декоративных грызунах, об особенностях содержания в домашних условиях, о повадках этих животных.
Разработка рассчитана для обучающихся начальных классов.
Пояснительная записка
Цель занятия: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Хомяк и его ближайшие родственники».
Задачи:
1.Проверить и повторить ранее изученный материал о грызунах и кроликах в игровой форме.
2.Развивать познавательный интерес, эмоционально-нравственное отношение к домашним животным, расширение кругозора обучающих; воспитывать чувство ответственности за питомца.
3.Развивать у обучающих внимание, память, коммуникативные способности (работа в команде, доброжелательное общение, умение выслушать друг друга, принятие коллективных решений).
Возраст участников: обучающиеся начальных классов.
Форма проведения: занятие
Методы:
по источнику передачи и восприятия знаний – практический;
по характеру познавательной деятельности – творческий.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут (перемена 15мин.)
Оборудование: компьютер и проектор для презентации;
столы и стулья по количеству команд и для жюри;
ручки или карандаши и листы для ответов на каждую команду.
Подготовительная работа: обучающиеся делятся на группы, придумывают название своей команды и выбирают капитана.
Для проведения мероприятия готовятся бланки для заполнения ответов, оценочные листы и ответы для жюри (Приложение 1, 2, 3).
Сценарный ход конкурсной игры «Грызуны и кролики».
Ведущий: Приветствие команд. Сейчас вам предстоит испытать себя в 4 различных турах, так или иначе связанных с животными из отряда грызунов. Каждый тур посвящён определённому виду декоративных животных и состоит из 7 вопросов.
Вы отвечаете на вопросы, используя вашу смекалку и сообразительность. После того, как вопрос был озвучен, на обсуждение каждого задания, дается 1-2 минуты. Затем, вы должны записать ваш ответ на листочке, указать название вашей команды, и принести его в жюри. За правильный ответ вы получаете 3 балла.
Разминка. Для начала вспомним: Кто такие грызуны? Ответы участников.
Ответьте на вопрос. Какая характерная особенность грызунов, отличает от других животных?
Ответ: (строение зубов: у грызунов на обеих челюстях расположено по паре крупных резцов. Они лишены корней и растут в течение всей жизни животного. Поэтому, зверьки должны постоянно что-то грызть, чтобы стачивать резцы).
Назовите, самого крупного грызуна, обитающего в России? А самый мелкий? Самый крупный в мире грызун? (бобр и мышовка, капибара).
Вспомнили, молодцы!
Давайте начнем нашу игру! Я желаю всем удачи!
1тур. Наши давние соседи. Мыши и крысы.
Крысы и мыши принадлежат к самому многочисленному отряду грызунов.
Они одни из первых спутников человека. Декоративные крысы и мыши уверенно заняли место в доме и сердцах своих хозяев в качестве любимых питомцев.
Вопрос № 1. Кто является диким родственником крыс и мышей?
Вопрос №2. Какие особенности содержания декоративной крысы и мыши?
Вопрос № 3. Продолжительность жизни крыс и мышей?
Вопрос № 4. Поведение крыс и мышей. а) что означает громкий визг? б) зубное «стрекотание», скрежет?
Вопрос № 5. Какими рождаются детёныши у крыс и мышей? Сколько детенышей рождается за год?
Вопрос № 6. В каком городе установлен памятник лабораторной мыши?
Вопрос №7. В каком городе находится музей мыши?
Вывод:
Декоративные крысы – отличные домашние питомцы. При правильном обращении эти грызуны становятся абсолютно ручными. Они игривы, активны и очень подвижны. Привыкая к своему хозяину, спокойно позволяют брать себя в руки и гладить. Кроме того, крыс можно дрессировать. Активная жизнь, наполненная играми и веселыми трюками –залог здоровья и долголетия. Декоративные мыши неприхотливы в содержании, не требуют большого пространства, имеют разнообразные расцветки и очень забавны. Эти мелкие зверьки бодрствуют, преимущественно, ночью. Декоративные разновидности мышей легко привыкают к человеку и становятся ручными. Мыши чрезвычайно плодовиты, каждая самка способна принести за год 4-6 пометов по 4-12 детенышей. Поэтому, следует регулировать появление потомства.
2 тур. Морская свинка.
Компаньон и друг. Морские свинки подвижны и жизнерадостны. Они ненавязчивы и не требуют постоянного внимания. Привязываются к человеку, любят общаться, когда их гладят. Несложные в содержании, у каждой свинки – собственный характер и общение с ними доставляет большое удовольствие.
Вопрос №1. Свинки неприхотливы в еде. Сколько раз лучше кормить этого зверька?
№ 2. Как выглядят при рождении детёныши морской свинки? В каком возрасте можно отделять от матери?
№ 3. Какие звуки, в каких случаях издаёт морская свинка?
№ 4. Перечислите, какие по типу шерсти морские свинки бывают.
№ 5. Умеют и любят ли морские свинки плавать в воде?
№ 6. Какие особенности содержания у морских свинок? Продолжительность жизни?
№ 7. Какие органы чувств наиболее развиты у м. свинки?
Выводы: Морских свинок в Европу завезли из Южной Америки: у англичан эти зверьки пользовались большим спросом и стоили очень дорого. Морские свинки доверчивые и добродушные животные. Мурлычут и издают различные звуки при поглаживании. Каждый звук имеет своё обозначение.
Эти грызуны любят покушать и для их рациона всегда необходимо иметь сено, свежие зелень, фрукты и овощи. Единственные грызуны, способные различать цвета. Детёныши рождаются маленькой копией матери.
3 тур. Любители одиночества – ХОМЯКИ.
№ 1. Какие особенности хомяка, вы можете перечислить ….
№ 2. Джунгарский и сирийский хомячки, назовите главные отличия.
№ 3. Перечислите плюсы содержания хомячков
№ 4 Перечислите минусы содержания хомячков
№ 5. Особенности кормления хомячков?
№ 6. Сколько детёнышей рождается у хомячков?
№7. Какими рождаются малыши у хомяков? через какое время можно отсаживать молодняк?
Выводы: Хомяки – это домашние питомцы для спокойных и терпеливых детей, которые не ищут в животном приятеля для игр. Хомяки становятся бодрыми только вечером. Весь день они спят или дремлют. И в это время не нужно им мешать. Когда они проснутся, приближаться можно только через некоторое время. Существует много родов и видов хомяков. Живут в среднем: сирийский хомяк: 2-3 года (могут жить до 5 лет), джунгарский хомяк:1,5-2 года (могут жить до 3 лет).
4 тур. Кролики принадлежат к зайцеобразным. Основное отличие зайцеобразных от грызунов, в том, что у них в верхней челюсти не одна пара резцов, а две. Предком является – европейский дикий кролик. Все породы карликовых пород приспособлены к содержанию в домашних условиях. Каждая из них по-своему интересна.
№ 1. Какая порода положила начало карликовым кроликам?
№2. На какие группы по размерам делятся породы кроликов?
№ 3. Какие пять пород выделяют в России при экспертной оценке?
№ 4. Как лучше содержать этих животных? Чего боятся кролики?
№ 5. Как правильно обращаться с кроликом? Брать на руки?
№ 6. Что входит в меню кролика?
№ 7. Какими и сколько детёнышей рождается у кролика?
Выводы:Подводя итог по декоративным породам кроликов, стоит отметить, что они бывают разных размеров (крупные, средние, карликовые). Выделяют гладкошерстных цветных, вислоухих баранов, рексов, лисьих, ангорских. Потомство у кроликов, в отличие от зайцев, рождаются детёныши голые и слепые. Приобретая питомца, нужно изучить характер, чтобы избежать неприятных моментов. Кролики нуждаются в уходе (у длинношерстных видов - регулярное расчесывание шерсти), нормы питания должны быть соблюдены. Обращаться бережно, ласково.
Ведущий: Все туры пройдены. Вы большие молодцы!
Грызуны отличаются разными пристрастиями и потребностями. Прежде, чем завести домашнего друга грызуна, нужно прочитать и изучить специальную литературу о них, спросить у взрослых, взвесить все плюсы и минусы содержания животных и только тогда вы решите, какой грызун вам подходит.
Жюри подводит итоги и награждает победившую команду.
Методические рекомендации по проведению познавательной игры.
Для создания эмоционального настроя на занятии постоянно поддерживается ситуация успеха, доброжелательная обстановка, поддержка команд со стороны педагога. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут с занятия, в этом особую роль играет оценка педагога работы детей на мероприятии.
На заключительном этапе занятия для обучающихся предполагается проведение самооценки своей деятельности. Для этого каждая команда отвечает на вопросы: Что запомнилось больше всего? Как вы оцениваете работу своей команды? Какому грызуну, отдадите предпочтение и почему?
Проведение итогового занятия в форме игры способствует развитию у обучающихся активной познавательной деятельности, творческих, коммуникативных способностей, созданию благоприятного психологического климата в объединении.
Использованные источники:
- Энциклопедия для детей. Домашние питомцы. Т.24.Москва. «Аванта +», 2004.
- Декоративные грызуны. Рекомендации по уходу и содержанию. / М.А.Хаткина. – Феникс: Кредо, 2007.
- Декоративные мыши. Текст Г. Гаспера, пер. с нем. С.Казанцева. –М.:ООО»Аквариум», 2000.
- https://krolikdoma.com/
- https://poferme.com/
- https://ru.wikipedia.org/
- https://ru.wikipedia.org/wi
- https://www.riatomsk.ru/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9
- https://mamavet.ru/
- https://tv2.today/Polezno/Krysy-doma-za-i-protiv#ixzz6dTyrjgvM
- https://www.krasnouhie.ru/porody-morskix-svinok.html
- https://www.krasnouhie.ru/
- https://www.zoo22.ru/
- https://zoowka.com/gryzuny/zvuki-morskikh-svinok-i-chto-oni-oznachayut-211/
- https://zen.yandex.ru/me
- https://ru.wikihow.com/%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D1%87%D0%BA%D0%B0
- https://vet-obl.ru/xomyak.html
- http://www.zooprice.ru/r
- https://unizoo.ru/
- https://samizoo.ru/
Приложение № 1.
Бланк для заполнения ответов.
1 тур. Мыши и крысы.
№1. Кто является диким родственником крыс и мышей? | |
№2. Чем отличается содержание декоративной крысы и дек. мыши? | 1. 2. 3. |
№3. Продолжительность жизни крыс и мышей? | |
№4. В каком городе находится музей мыши? | |
№5. Поведение крыс и мышей. а) что означает громкий визг? б) зубное «стрекотание», скрежет? | громкий визг – ______________________________ зубное «стрекотание», скрежет - ________________ ________________________________________ |
№6. Какими рождаются детёныши у крыс и мышей? Сколько детенышей рождается за год? | 1. 2. |
№7. В каком городе находится музей мыши? |
2 тур. Морская свинка
Вопрос №1. Сколько раз лучше кормить этого зверька? | ||
№ 2. Как выглядят при рождении детёныши морской свинки? В каком возрасте можно отделять от матери? | 1.______________________________________ 2.______________________________________ | |
№ 3. Какие звуки, в каких случаях издаёт морская свинка? | ||
№ 4. Перечислите, какие по типу шерсти морские свинки бывают. | ||
№ 5. Умеют и любят ли морские свинки плавать в воде? | ||
№6. Содержание? Продолжительность жизни? | 1._____________________________________ 2.______________________________________ | |
№ 7. Какие органы чувств наиболее развиты у м. свинки? |
3 тур. Хомяки
№ 1.Какие особенности хомяка, вы можете перечислить …. | |
№2.Джунгарский и сирийский хомячки, назовите главные отличия. | Джунгарский:__________________________________ _______________________________________________ Сирийский: __________________________________ __________________________________________________ |
№ 3. Плюсы содержания | |
№ 4 Минусы содержания | |
№ 5. Кормление | |
№ 6. Сколько детёнышей рождается у хомячков? | |
№7. Какими рождаются малыши у хомяков? Через какое время можно отсаживать молодняк? | 1. 2. |
4 тур. Кролики.
№ 1. на какие группы по размерам делятся породы кроликов? | |
№2. какая порода положила начало карликовым кроликам? | |
№ 3. какие пять пород выделяют в России при экспертной оценке? | |
№ 4. как содержать этих животных? Чего боятся кролики? | |
№ 6. что входит в меню кролика? | |
№ 5. как правильно обращаться с кроликом? Брать на руки? | |
№ 7. сколько детёнышей рождается у кролика? |
Приложение № 2.
Ответы для жюри.
Ответы 1 тура. Мыши и крысы.
№1. Кто является диким родственником крыс и мышей? |
|
№2. Чем отличается содержание декоративной крысы и дек. мыши? | Мыши не те животные, которых можно гладить, они более пугливы, чем крысы, и не слишком быстро привыкают к человеку. Очень активные, при неправильном обращении способны удирать. Крысы умные, их можно дрессировать, привязываются к хозяину, более контактные. |
№3. Продолжительность жизни крыс и мышей? | В среднем 2-3 года |
№4. В каком городе находится памятник мыши? | Памятник лабораторной мыши «Мышь, вяжущая ДНК» находится в г.Новосибирске. (Академгородке в сквере около Института цитологии и генетики). |
№5. Поведение крыс и мышей. а) что означает громкий визг? б) зубное «стрекотание», скрежет? | громкий визг – испуг зубное «стрекотание», скрежет - он недоволен, лучше не подходить и не трогать в это время животное. |
№6. Какими рождаются детёныши у крыс и мышей? Сколько детенышей рождается за год? |
2.в год 4-6 раз по 4-12 детенышей, максимум 72. Мыши и крысы чрезвычайно плодовиты, поэтому приобретая пару разнополых животных, необходимо учитывать и решать проблему, куда девать молодняк. |
№7. В каком городе находится музей мыши? | в Ярославской области - г.Мышкино. В 1991 году появился Музей мыши, ставший первым и единственным как в России, так и за рубежом. В музее собраны всевозможные изображения этой героини русского фольклора. |
2 тур. Морская свинка
Вопрос №1. Сколько раз лучше кормить этого зверька? | 2 раза в день, давая корма в меру, чтобы он съедал без остатка за 2-3 часа. Меню: сено, зеленые корма, овощи, витамины, готовый корм из зоомагазина: зерновые смеси и гранулы. | ||
№ 2. Как выглядят при рождении детёныши морской свинки? В каком возрасте можно отделять от матери? | малыши появляются на свет покрытыми шерстью, зрячими, открытыми ушками и со второго дня начинают самостоятельно питаться, но до месячного возраста они должны сосать материнское молоко. Отделять от матери в возрасте 4-6 недель. | ||
№ 3. Какие звуки, в каких случаях издаёт морская свинка? | громкий пронзительный свист – приветствует при приближении, кормлении; мелодичные звуки, бормотание – знак удовлетворённости (на руках у хозяина); щёлкает зубами – предостерегающий сигнал недовольства. | ||
№ 4. Перечислите, какие по типу шерсти морские свинки бывают. | короткошерстные | жёсткошерстные (розеточные, в виде розеток), рексы. | длинношерстные (ангорские, шелти, коронеты, тексель). |
№ 5. Умеют и любят ли морские свинки плавать в воде? | нет, они не умеют плавать, хотя, и называются морскими. Этих зверьков привезли из-за моря и назывались они - заморские. | ||
№6. Содержание? Продолжительность жизни? | поодиночке или парами. Живут до 5-10 лет. | ||
№ 7. Какие органы чувств наиболее развиты у м. свинки? | чуткий слух, отличное чутьё, зрение – способны смотреть как вперёд, так и по сторонам, не поворачивая при этом головы. Различают цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. |
3Тур. Хомяки
№ 1.Какие особенности хомяка, вы можете перечислить …. | защёчные мешки; сумеречный образ жизни, животные – активны в вечернее время, днём спят; Сирийские хомячки являются одиночками - не терпят сородичей на своей территории; он любознателен, подвижен; при понижении температуры – сирийские могут впасть в спячку, а у джунгарских меняется окрас шерсти – светлеет, белеет). |
№2.Джунгарский и сирийский хомячки, назовите главные отличия. | Джунгарский: ареал обитания: в сухих степях и лесостепи Восточного Казахстана, Хакасии, юге Западной Сибири. Потомство появляется на свет через 18-22 дня. Сирийский: ареал обитания: в Средней Азии, Турции, Иране; потомство появляется на свет через 16 дней разные виды, размер, внешний вид, окрас, шерсть, Джунгарские по характеру темпераментнее, чем сирийские хомяки, агрессивнее, могут укусить. |
№ 3. Плюсы содержания | ручной хомяк доверчив, спокоен, его можно брать на руки и гладить. За его поведением интересно наблюдать, особенно если оборудовать клетку игровым лабиринтом, беговым колесом, качелями, другими подобными аксессуарами. |
№ 4 Минусы содержания | днем спит, ночью шумит; грызун, если недосмотреть, может погрызть провода, мебель, одежду; короткий срок жизни; постоянно следить и прочно закрывать дверцу, а то сбежит; хомяк может укусить, если по неосторожности причинить ему боль или напугать. |
№ 5. Продолжительность жизни | Джунгарские хомячки живут в среднем 2-2.5 года, в то время как их сирийские собратья 2.5-3.5. Для обеих пород срок жизни в первую очередь обусловлен условиями проживания. При хорошем уходе, отсутствии болезней, в том числе и опухолей, которым грызуны подвержены больше всего, продолжительность жизни увеличивается. |
№ 6. Сколько детёнышей рождается у хомячков? | От 6 до 10 |
№7. Какими рождаются малыши у хомяков? Через какое время можно отсаживать молодняк? | 1. Детёныши появляются на свет беспомощными, слепыми и голыми. 2.Отсаживают молодняк через 3-4 недели. |
4 тур. Кролики.
№ 1. на какие группы по размерам делятся породы кроликов? | Крупные 3,5-12 кг | средние 2,5-3,5 кг. | карликовые 1-1,5 кг. | ||||
№2. какая порода положила начало карликовым кроликам? | Порода гермелин или горностаевый кролик положила начало карликовым кроликам. | ||||||
№ 3. какие пять пород выделяют в России при экспертной оценке? | Гладкошёрстные цветные; | вислоухие бараны; | короткошёрстные рексы; | длинношерстные лисьи кролики | ангорские. | ||
№ 4. как содержать этих животных? Чего боятся кролики? | Содержать их лучше всего поодиночке. Даже две самки, с детства, росшие в одной клетке, будут конфликтовать, не говоря уже о самцах. Разнополых питомцев тоже селят по отдельности. Боятся громких звуков, шума и яркого света. | ||||||
№ 6. что входит в меню кролика? | Меню: твердые, зеленые, веточные корма. Сено - основная обязательная составляющая рациона. Зёрна овса, пшеницы, отруби и готовый корм. Овощи – морковь, свекла, капуста (в малых количествах). Минеральная подкормка и витамины, особенно зимой. | ||||||
№ 5. как правильно обращаться с кроликом? Брать на руки? | За уши брать нельзя, можно осторожно поднимать за загривок. Ручного кролика берут на руки, как кошку, поддерживая рукой снизу. | ||||||
№ 7. сколько детёнышей рождается у кролика? | Детёныши голые и слепые, 2-4, но может и до 8 малышей. |
Приложение №3.
Ведомость учета количества баллов, заработанных командами
1 тур. Мыши и крысы. | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 |
№1 | |||
№2 | |||
№3 | |||
№4 | |||
№5 | |||
№6 | |||
№7 | |||
итог |
2 тур. Морская свинка | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 |
№1 | |||
№2 | |||
№3 | |||
№4 | |||
№5 | |||
№6 | |||
№7 | |||
итог |
3 тур. Хомяки | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 |
№1 | |||
№2 | |||
№3 | |||
№4 | |||
№5 | |||
№6 | |||
№7 | |||
итог |
4 тур. Кролики | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 |
№1 | |||
№2 | |||
№3 | |||
№4 | |||
№5 | |||
№6 | |||
№7 | |||
ИТОГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Методическая разработка конкурсной программы "Весёлое путешествие в страну Знаний"
Данная методическая разработка подходит для проведения развлекательных мероприятий во время школьных каникул. Позволяет в игровой форме активизировать познавательный интерес к различным областям позна...
Методическая разработка конкурсного урока. Тема:Грибы. 7кл.
Представляю методическую разработку урока по теме: Грибы. 7кл. УМК Сонина Н.А. Данная разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образо...
Методическая разработка конкурсного урока: "Многообразие рыб" 7 класс.
Представляю разработку урока "Многообразие рыб". Урок разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года 2012".Урок сопровождается интерактивной мультимедийной презентацией, с исполь...
Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей"
Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей", проводится на кануне праздника 8 марта (можно и в другое время). В ней учавствуют бабушка и её вну...
Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»
Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...
Методическая разработка конкурсно-познавательной игры "Всё о кошках".
Конкурсно-познавательная игры «Всё о кошках» является итоговым занятием по теме «Кошки, которые не гуляют сами по себе» дополнительной образовательной программы «Юный нат...