Задания по теме: "Бактерии", 5 класс
материал по биологии (5 класс)

Леднева Ольга Николаевна

Задания по теме "Бактерии" можно использовать на уроке или в качестве домашнего задания, разбив по 1-2 задания. Инструкция по выполнению опыта в задании №5 поможет ребятам провести небольшое интересное исследование в домаших условиях и представить результаты на уроке в качестве проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_teme_bakterii.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

БАКТЕРИИ

1. В тетради выполните задания:

1) Зарисуйте и подпишите некоторые формы бактерий.

2) Сделайте рисунки: а — растительной клетки, б — клетки бактерий и сделайте обозначения.

3) Ответьте на вопросы:

а) где распространены бактерии?

б)        В чем сходство и отличия в строении растительной клетки и клетки бактерий?

в)        Почему бактерии относятся к доядерным организмам?

г)        Как происходит питание бактерий?

д)        Как бактерии размножаются?

е)        Что такое споры бактерий?

ж)        Почему бактерии широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?

2*. Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы — в 4 раза дольше, тифа — в 30 раз дольше, туберкулеза — в 150, а сибирской язвы — в 1826 раз.

3.  Заполните таблицу «Полезные бактерии»

Название групп бактерий

Среда обитания

Способ питания

Значение в природе и в жизни человека

  1. Бактерии брожения
  2. Молочнокислые бактерии
  3. Клубеньковые бактерии
  4. Почвенные бактерии

4. Заполните таблицу «Болезнетворные бактерии», пользуясь дополнительной литературой

Название болезни, вызываемой бактериями

Название бактерии — возбудителя болезни

Пути распространения бактерий

Санитарные мероприятия, предупреждающие болезнь

  1. Дизентерия
  2. Ангина
  3. Туберкулез
  4. Холера
  5. Бруцеллез
  6. Тиф

7. Чума

  1. Чтобы доказательно ответить на вопрос, почему перед едой необходимо мыть руки с мылом, проделайте такой опыт.

Вариант 1. За два дня до опыта чашки Петри (можно использовать блюдце) закройте крышками. Приготовьте питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 — 3 ч в 1-процентном растворе соды, затем сварите его и разрежьте на ломтики, положите их на фильтровальную бумагу в чашки Петри (это и есть питательная среда для выращивания бактерий). Прикоснитесь к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой — пальцем вымытой руки, но без мыла, а к третьей прикоснитесь, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Оставьте опыт на два-три дня, сравните результаты, сделайте вывод и расскажите об этом на уроке биологии, показывая результаты опыта:

Чашка

Результат

№ 1 (грязные руки)

№ 2 (вымытые без мыла руки)

    №3 (вымытые с мылом руки)

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2. Приготовьте питательную смесь. Тёплую воду разведите с желатином и подогрейте на водяной бане (поставьте миску с раствором желатина в более крупную ёмкость с горячей водой). Добавьте немного куриного бульона. Остывший, но не затвердевший (!) кисель разлейте по трём чашкам Петри (можно заменить глубокими блюдцами с крышками). Поставьте чашки в холодильник.

Когда среда затвердеет, достаньте чашки, пронумеруйте и заселите бактериями. Для этого к питательной среде чашки № 1 прикоснитесь пальцем немытой руки, чашки №2 — пальцем вымытой руки, но без мыла, чашки № 3 — пальцем хорошо вымытой с мылом руки. Закройте чашки крышками и оставьте в тёплом месте.

Через 2—3 дня сравните результаты и занесите их в таблицу. Сделайте вывод.

Чашка

Результат

№ 1 (грязные руки)

№ 2 (вымытые без мыла руки)

    №3 (вымытые с мылом руки)

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Бактерии" 6 класс

Разработка открытого урока по теме "Бактерии" 6 класс...

Проверочная работа по теме " Бактерии" (5 класс)

Тестовая проверочная работа по теме "Бактерии" к учебникам А.А.Плешакова, Н.И.Сонина "Биология. Введение в биологию. 5 класс"...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...

технологическая карта по теме Бактерии 5 класс по ФГОС Н. И. Сонин

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...

Тест по биологии по теме "Бактерии" 5 класс

Тест по биологии по теме "Бактерии" 5 класс...

Методическая копилка (кейс-задание по теме: Бактерии)

В методической копилке представлены кейс-задания по теме: Бактерии...