Конспект урока биологии "Иммунитет" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Конспект урока биологии "Иммунитет" 8 класс.
Цель: Изучить защитные свойства организма.
Задачи:
дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок, познакомить с понятиями «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».
Развивающие:
развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_immunitet.docx | 384.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии
8 класс
Тема урока: «Иммунитет».
Цель:
Изучить защитные свойства организма.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок, познакомить с понятиями «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».
Развивающие:
развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация);
- частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;
- проблемные (проблемные вопросы);
- практические (решение теста).
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- работа в парах
- групповая;
- фронтальная
Основные понятия урока:
- Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
- Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
- Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
- Вакцина - культура ослабленных микробов.
- Сыворотка - жидкая часть крови бесформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Формирование знаний учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Метапредметные:
Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Личностные:
Формирование интеллектуальных умений, ответственного отношения к обучению; реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни.
Ход урока:
"Наш организм - государство,
а силы иммунитета - армия,
стоящая на страже его независимости".
Рэм Петров
- Организационный момент - 3 мин.
Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости! Для того чтобы урок прошёл с хорошим настроением и пользой для нас и нашего здоровья, давайте мысленно пожелаем всем успеха и улыбнёмся друг другу.
- Актуализация знаний - 5-7 мин.
Ребята! Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.
- Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.
2 .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде теста ( для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)
(6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).
3.Решите задачу: Кто из вас имеет вес 47 кг?
Давайте определим, сколько литров крови содержится в организме человека массой которого 47 кг, если известно, что кровь составляет 7% от массы тела, плотность крови равна 1,06 г /см3.
Решение:
Зная, что кровь составляет 7% от массы тела, определяем, сколько крови содержится в организме. 7% - 47 кг/100 х=7% *47/100%=3,29 кг.
Исходя из этого объём крови = масса/плотность=3290/1,06 г/см3=3103 или 3л 10мл.
4. Задания для устного блиц - опроса:
- Что такое внутренняя среда организма?
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда?
- Что такое гомеостаз?
- Каков состав крови?
- Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?
- Что такое форменные элементы?
- Какие форменные элементы крови тебе известны?
- Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.
- Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?
- От чего зависит количество лейкоцитов в крови человека?
- Изучение нового материала
- Постановка проблемы:
Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина "Пир во время чумы":
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща тёмная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо всё. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чём идёт речь в данном отрывке?
- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн. человек. Чуму называли чёрной смертью.
Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".
Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?
- ответы обучающихся.
Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки, которые защищают наш организм - это клетки крови лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.
Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины. На уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма. Попробуем сформулировать тему нашего урока (предложения обучающихся) - "Иммунитет".
Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они встречаются повсюду – в воде, почве, воздухе и т.д. Но человек при этом не обязательно заболевает. Каким же образом организм человека защищается?
Первыми на пути микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов вредных для здоровья. Если же патогенный микроорганизм проникает в организм, то в борьбу вступают другие “защитные силы” - фагоцитоз. (Вспомните, что такое фагоцитоз? Кто его открыл?).
Однако, решающую роль в борьбе с инфекциями играют особые вещества – антитела.
Антитела – это белковые соединения, синтезирующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ и микроорганизмов.
Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.
Естественная защита от патогенных микроорганизмов:
- Кожа и слизистые оболочки.
- Фагоцитоз.
- Антитела.
Иммунитет – способность организма распознавать и обезвреживать чужеродные вещества или живые клетки и организмы. Термин “иммунитет” происходит от лат. immunitas – избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы).
Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции, и ее последствий.
Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
Как вы считаете, есть ли особая защитная система в организме человека?
Ответы учащихся
Правильно, это иммунная система.
Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система» текст учебника, дополнительный материал.
Иммунная система состоит:
- красный костный мозг;
- тимус, или вилочковая (зобная) железа,
- первичный орган иммунной системы;
- лимфатические узлы;
- селезенка.
- Клеточный и гуморальный иммунитет
Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74, прочитайте второй и третий абзац. (частично-поисковый метод)
Закончите предложение:
Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)
Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)
Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)
Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты
- Физкультминутка. Гимнастика для глаз
- Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток)
Демонстрация слайда:
Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа - клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе "чужака" другим клеткам - В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название "хелперы". Другие Т-лимфоциты - "киллеры" - сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами - перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ - то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.
Но может ли человек своим вмешательством помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?
Ответы учащихся.
- История создания вакцин и прививок.
В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшие дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.
Эти наблюдения позволили английскому врачу Э. Дженнеру в 1776 г. предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой.
Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. он изучил действия возбудителя куриной холеры, обычно вызывающей 100% гибель. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал вакциной.
Сообщения обучающихся
- Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой
Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?
В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевших. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.
- Вклад Л.Пастера в медицину.
Вклад Луи Пастера
Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.
Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)
3. Вклад И.И.Мечникова
В декабре 1882 г. в Мессине (Италия) Илья Ильич Мечников успешно завершил эксперименты, которые привели к открытию фагоцитоза. В 1883 г. выступил на Одесском съезде врачей и естествоиспытателей с речью "О целебных силах организма", в которой впервые была сформулирована фагоцитарная теория. Работе над этой теорией Мечников посвятил 25 лет. С 1888 г. Мечников работал в Интитуте Пастера в Париже, где возглавлял одну из лабораторий. Фагоцитарная теория, поначалу имевшая много противников, в том числе в лице таких видных ученых, как Роберт Кох и Эмиль Беринг, впоследствии получила международное признание. В 1908 г. И. Мечникову (Россия) и П. Эрлиху (Германия) присуждается Нобелевская премия за работы по иммунизации (теория иммунитета).
Какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся)
- Какие виды иммунитета существуют? (схема)
Составление опорной схемы «Виды иммунитета» с использованием текста учебника нас.75-76, работа с дидактическим материалом.
IV. Закрепление -5 мин.
Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней теме урока , нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» по группам (тест для первичного контроля знаний).
Выполнение теста. Взаимопроверка
Какие ошибки вы допустили?
Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.
Рефлексия:
Что Вы знаете об иммунитете? | Что нового Вы узнали об иммунитете? |
Заполняется графа, что нового узнали.
С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?
Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?
Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?
V. Домашнее задание: дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.
- параграф 15,
- опорные схемы в тетради повторить,
- ответить на вопрос: Какие факторы среды ослабляют иммунитет, а какие его укрепляют?
- по желанию: подготовить сообщения по темам «Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1
Тест «Внутренняя среда организма. Кровь»
Выбери один правильный ответ из четырех предложенных:
- Что составляет основную часть плазмы?
А)белки
Б) жиры
В) минеральные соли
Г) вода
- Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови?
А) тромбоциты
Б) лимфоциты
В) лейкоциты
Г) ферменты
3. Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода к органам и тканям?
А) лейкоциты
Б) тромбоциты
В) лимфоциты
Г) эритроциты
4. Обмен веществ осуществляется через
А) кровь
Б) лимфу
В) тканевую жидкость
Г) плазму
5. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?
А) фагоциты
Б) лимфоциты
В)эритроциты
Г) тромбоциты
6. Закончите предложение:
Внутреннюю среду организма составляют кровь, лимфа и …
Приложение 2
Виды иммунитета
Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.
Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунные органы.
Приложение 3
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тест для первичного контроля знаний
1 вариант
Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.
- Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:
А) открыл условные рефлексы;
Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;
В) создал вакцину против гриппа.
- От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А) от всех заболеваний без исключения;
Б) только от инфекционных заболеваний;
В) от сердечно-сосудистых заболеваний.
- Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А) у него естественный врожденный иммунитет;
Б) у него естественный приобретенный иммунитет;
В) у него искусственный иммунитет;
Г) у него есть эритроциты.
- Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?
А) готовые антитела;
Б) антибиотики;
В) ослабленных возбудителей болезни.
- К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?
А) к ветрянке;
Б) к гриппу;
В) к полиомиелиту.
2 вариант
Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.
- Антитела – это:
А) особые клетки крови;
Б) вирусы и бактерии;
В) особые белки крови.
- Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни:
А) не вызывает заболевания;
Б) может вызвать заболевание в легкой форме;
В) излечивает от возникшего заболевания.
- Что нужно делать при заражении человека дифтерией?
А) вводить противодифтерийную сыворотку;
Б) вводить ослабленных возбудителей болезни;
В) применять обе меры.
- Естественный иммунитет связан:
А) с накоплением определенных антител в крови;
Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;
В) с введением готовых антител в кровь человека.
- Опасность СПИДа заключается в том, что он:
А) вызывает простуду;
Б) приводит к потере иммунитета;
В) вызывает разрушение тромбоцитов.
Список используемой литературы
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина,
- Ноздрачев А. Д. и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1997.
- Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.
- Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М..: Дрофа, 2004.
- Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса “Наиболее сложные вопросы преподавания раздела “Человек и его здоровье”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2009.
- Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...