"Экологические факторы среды" урок 5 класс
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Тип урока: усвоене новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol.faktory_sredy_urok.docx | 44.63 КБ |
faktory.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологические факторы среды.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Вижу, что все приготовились к уроку. У всех хорошее настроение, а это значит, что поработаем сегодня плодотворно. Присаживайтесь. Начнем наш урок.
Актуализация знаний.
- Для начала, давайте с вами вспомним: о чем мы говорили на прошлом уроке?
( Мы изучали среды жизни живых организмов, изучали их особенности, условия существования в них живых организмов)
- Назовите основные среды жизни?
(наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная)
- Верно. Теперь каждый из вас выберет себе фишку (дети выбирают).
- Те ребята, которые выбрали красные фишки (поднимают руки) получают задание по:
Красные фишки - наземно-воздушной среде,
желтые фишки – задание по почвенной среде,
синие фишки – задание по водной среде,
зеленые фишки – задание по организменной среде.
Раздает маршрутные листы с разным текстовым заданием, согласно выбранным фишкам.
- Каждый из вас получает маршрутный лист с заданиями. Подпишите их. Первое задание, которое вы будете выполнять - это текст с пропущенными словами. Необходимо прочитать предложенный текст и вставить пропущенные в нем слова. Слова нужно выбирать из перечня, предложенного ниже текста. Данное задание вы выполняете в течение 5 мин после чего у вас будет возможность проверить и оценить друг друга.
- Давайте вспомним критерии, по которым мы оцениваем такие задания.
Слайд.
Критерии:
«5» - нет ошибок, уложился во время;
«4» - одна ошибка, уложился во время;
«3» - две ошибки, уложился во время.
- Все вспомнили. Приступаем к заданию. Время пошло.
(ребята работают, вскоре учитель раздает тексты-эталоны на каждую парту для взаимопроверки)
Тексты заданий в маршрутных листах (для каждого разные - 4 вида).
Задание для группы №1 (Вставьте пропущенные слова)
Наземно-воздушная среда.
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов.
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры.
Задание для группы №2 (Вставьте пропущенные слова)
Водная среда.
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Пропущенные слова: воды, меняется, кислородом, плавники
Задание для группы №3 (Вставьте пропущенные слова)
Почвенная среда.
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитым ……………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием
Задание для группы №4. (Вставьте пропущенные слова)
Организменная среда.
Организменная среда представлена …………. живых организмов. Среди обитателей организменной среды различают полезных ………….. и паразитов, а организм, в котором они живут, называют …………. Наросты на стволе березы – это признак того, что в ее организме поселились …………… грибы.
Пропущенные слова: телами, хозяином, симбионтов, паразитические.
- Все. Время вышло. Отложили ручки. Поменяйтесь работами друг с другом и проверьте правильность ответа по шаблону, который я вам раздала.
- Каковы ваши результаты?
(опрашивает некоторых учеников; они оглашают оценку; опираясь на критерии, поясняют ее).
Постановка цели и задач урока.
- Продолжаем наш урок. Сейчас мне понадобиться ваша помощь. Ребята, кто из вас мог бы выразительно прочесть стихотворение? Пожалуйста, . Все внимательно послушайте.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это факторы природы.
- Скажите, о чем это стихотворение, что в нем описывается?
(описываются факторы природы)
- Как вы понимаете слово «факторы»?
(условия природы)
- Правильно. Речь идет об условиях природы. Ребята, а кто из вас знаком с такой наукой, как ЭКОЛОГИЯ? Слайд. Что она изучает?
(высказывания учеников)
- Подытожим. Итак, экология – это наука, которая изучает факторы среды и их влияние на организмы. Поэтому факторы окружающей среды можно назвать экологическими факторами. Запишите эти определения и тему нашего урока: «Экологические факторы среды».
- Исходя из определения нашей темы, можете сказать, о чем мы будем говорить на уроке, в чем мы должны разобраться?
(предположения детей)
- Все верно, ребята. Итак, цель нашего урока: (слайд)
Цель: изучить экологические факторы среды.
Задачи:
- познакомиться с разнообразием экологических факторов;
- изучить роль экологических факторов в жизни живых организмов.
- Ребята, вспомните – на какие две группы подразделяются объекты природы?
(живые и неживые)
- Верно. Выделяют объекты живой и неживой природы.
- Скажите, что мы относим к объектам живой природы?
(все живые организмы)
- А к объектам неживой природы?
(свет, осадки, ветер, температуру, влажность и т.п.)
- Верно. Все эти объекты являются неотъемлемой частью окружающей среды, среды жизни живых организмов. Поэтому организмы будут взаимодействовать с этими объектами живой и неживой природы. Можем ли мы все эти объекты считать условиями (факторами) среды обитания организмов?
(да, можем)
- Таким образом, на данном этапе мы можем говорить о существовании двух групп экологических факторов среды:
1) факторы неживой природы (абиотические)
2) факторы живой природы (биотические).
- Приведите примеры для каждой группы факторов.
(1-дождь, снег, туман, ветер, солнце и т.п.; 2- любые живые организмы, а также их влияние друг на друга и окружающую среду).
- Теперь скажите, а человек влияет на окружающую природу?
(да, влияет)
- Значит, человека тоже можно отнести к экологическим факторам? (да) Таким образом, мы с вами выделяем третью группу экологических факторов – антропогенный фактор, к которому относится воздействие человека на окружающую среду через его деятельность.
- А сейчас вернитесь к своим маршрутным листам и выполните задание №2. Время 5 мин.
Задание №2. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Осень.
Осень, это пора, когда на деревьях начинают желтеть листья, дует холодный ветер, солнце светит и греет не так как летом, пчелы опыляют последние цветы, люди вскапывают перед зимой землю.
Найдите в тексте:
Абиотические факторы. | Биотические. | Антропогенные. |
- Закончили работу. Проверьте свой ответ по образцу (слайд). (спросить о результате некоторых)
- Ребята, скажите, а всегда ли экологические факторы положительно воздействуют на организмы? Приведите примеры.
(ученики приводят примеры)
- Сейчас я прочту вам четверостишия-загадки, а вы должны сказать – о каких типах взаимоотношений между организмами идет в них речь. Запишите их в маршрутный лист.
1) Стой, плотва и караси!
И пощады не проси.
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду. (хищничество, щука – карась, плотва)
2) Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (симбиоз, пчела – цветок)
- Кто вспомнит, где ранее мы с вами упоминали понятие «симбиоз». (лишайники)
3) Кровь попить у детворы
Любят летом комары.
Потому, что: кровососы,
Надоеды, пискуны. (паразитизм, комар – человек)
4) Однажды на ужин
Испробовать волк,
Вдруг, захотел червячка.
- Тьфу, гадость какая! – он завопил.
- Посижу на диете пока. (нейтрализм, волк – дождевой червь).
Слайд.
- Вот такие типы взаимоотношений могут встречаться в природе между представителями разных царств. А что вы можете рассказать о взаимоотношениях человека и природы? Какой характер они носят? Приведите примеры.
(больше отрицательный, чем положительный)
- А чем грозит человечеству такое потребительское отношение к природе? Какие выводы для себя мы должны сделать?
(ребята излагают свои мысли)
- Молодцы. Хорошо поработали. И для закрепления материала предлагаю выполнить следующее задание: распределите перечисленные факторы в соответствующую группу (слайд).
Домашнее задание:
Параграф 18, мини-сочинение «Как сберечь природу».
Рефлексия.
- Я попрошу вас, ребята, в своих маршрутных листах сделать пометки о нашем уроке, поделитесь своим мнением.
На уроке мне было…… | Интересно / неинтересно |
На уроке я работал…….. | Активно / пассивно |
Я знаю, что такое экологические факторы и какие они бывают…….. | Да / нет / частично |
Своей работой на уроке я……… | Доволен / не доволен |
Мое настроение……….. | Хорошее / не очень хорошее / плохое |
Образец для проверки.
Задание для группы №1 (Вставьте пропущенные слова)
Наземно-воздушная среда.
Наземно-воздушная среда характеризуется достаточным количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает влаги. Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например, кактусы запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов.
Задание для группы №2 (Вставьте пропущенные слова)
Водная среда.
Водная среда характеризуется достаточным количеством воды. Температура меняется не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой кислородом воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Задание для группы №3 (Вставьте пропущенные слова)
Почвенная среда.
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода. Температура более ровная, чем на поверхности земли, свет практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют маленькие глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитым обонянием и осязанием.
Задание для группы №4. (Вставьте пропущенные слова)
Организменная среда.
Организменная среда представлена телами живых организмов. Среди обитателей организменной среды различают полезных симбионтов и паразитов, а организм, в котором они живут, называют хозяином. Наросты на стволе березы – это признак того, что в ее организме поселились паразитические грибы.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (1)
Фамилия, имя: …………………………………………………………………
Тема урока: «…………………………………………………………………….»
Задание №1 (Вставьте пропущенные слова)
Наземно-воздушная среда.
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......………..Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,………………………. запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения……………………... в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов.
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры.
Запишите определение понятий:
Экология – это .…………………………………………........................................
……………………………………………………………………………………….
Экологические факторы – это …………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Задание №2. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Осень.
Осень, это пора, когда на деревьях начинают желтеть листья, дует холодный ветер, солнце светит и греет не так как летом, пчелы опыляют последние цветы, люди вскапывают перед зимой землю.
Найдите в тексте:
Абиотические факторы. | Биотические. | Антропогенные. |
Типы взаимоотношений между организмами: (заполни)
А)…………………………………..
Б)…………………………………...
В)……………………………………
Г)……………………………………
Оценочная таблица:
Задания | Сделал сам | Сделал с помощью учителя | Не сделал |
Задание №1 | |||
Задание №2 |
Поделись своим мнением.
На уроке мне было…… | Интересно / неинтересно |
На уроке я работал…….. | Активно / пассивно |
Я знаю, что такое экологические факторы и какие они бывают…….. | Да / нет / частично |
Своей работой на уроке я……… | Доволен / не доволен |
Мое настроение……….. | Хорошее / не очень хорошее / плохое |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (2)
Фамилия, имя: …………………………………………………………………
Тема урока: «…………………………………………………………………….»
Задание №1 (Вставьте пропущенные слова)
Водная среда.
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………………… Температура ………………….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ………………………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ……………………..(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Пропущенные слова: воды, меняется, кислородом, плавники
Запишите определение понятий:
Экология – это .…………………………………………........................................
……………………………………………………………………………………….
Экологические факторы – это …………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Задание №2. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Осень.
Осень, это пора, когда на деревьях начинают желтеть листья, дует холодный ветер, солнце светит и греет не так как летом, пчелы опыляют последние цветы, люди вскапывают перед зимой землю.
Найдите в тексте:
Абиотические факторы. | Биотические. | Антропогенные. |
Типы взаимоотношений между организмами: (заполни)
А)…………………………………..
Б)…………………………………...
В)……………………………………
Г)……………………………………
Оценочная таблица:
Задания | Сделал сам | Сделал с помощью учителя | Не сделал |
Задание №1 | |||
Задание №2 |
Поделись своим мнением.
На уроке мне было…… | Интересно / неинтересно |
На уроке я работал…….. | Активно / пассивно |
Я знаю, что такое экологические факторы и какие они бывают…….. | Да / нет / частично |
Своей работой на уроке я……… | Доволен / не доволен |
Мое настроение……….. | Хорошее / не очень хорошее / плохое |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (3)
Фамилия, имя: …………………………………………………………………
Тема урока: «…………………………………………………………………….»
Задание №1 (Вставьте пропущенные слова)
Почвенная среда.
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком………….............. Температура более ровная, чем на поверхности земли, ………………………….практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют……………………………….. глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитым …………………………..и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием
Запишите определение понятий:
Экология – это .…………………………………………........................................
……………………………………………………………………………………….
Экологические факторы – это …………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Задание №2. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Осень.
Осень, это пора, когда на деревьях начинают желтеть листья, дует холодный ветер, солнце светит и греет не так как летом, пчелы опыляют последние цветы, люди вскапывают перед зимой землю.
Найдите в тексте:
Абиотические факторы. | Биотические. | Антропогенные. |
Типы взаимоотношений между организмами: (заполни)
А)…………………………………..
Б)…………………………………...
В)……………………………………
Г)……………………………………
Оценочная таблица:
Задания | Сделал сам | Сделал с помощью учителя | Не сделал |
Задание №1 | |||
Задание №2 |
Поделись своим мнением.
На уроке мне было…… | Интересно / неинтересно |
На уроке я работал…….. | Активно / пассивно |
Я знаю, что такое экологические факторы и какие они бывают…….. | Да / нет / частично |
Своей работой на уроке я……… | Доволен / не доволен |
Мое настроение……….. | Хорошее / не очень хорошее / плохое |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (4)
Фамилия, имя: …………………………………………………………………
Тема урока: «…………………………………………………………………….»
Задание №1 (Вставьте пропущенные слова)
Организменная среда.
Организменная среда представлена ………………… живых организмов. Среди обитателей организменной среды различают полезных ……………………. и паразитов, а организм, в котором они живут, называют …………………... Наросты на стволе березы – это признак того, что в ее организме поселились ………………………………… грибы.
Пропущенные слова: телами, хозяином, симбионтов, паразитические.
Запишите определение понятий:
Экология – это .…………………………………………........................................
……………………………………………………………………………………….
Экологические факторы – это …………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Задание №2. Прочитайте текст и заполните таблицу:
Осень.
Осень, это пора, когда на деревьях начинают желтеть листья, дует холодный ветер, солнце светит и греет не так как летом, пчелы опыляют последние цветы, люди вскапывают перед зимой землю.
Найдите в тексте:
Абиотические факторы. | Биотические. | Антропогенные. |
Типы взаимоотношений между организмами: (заполни)
А)…………………………………..
Б)…………………………………...
В)……………………………………
Г)……………………………………
Оценочная таблица:
Задания | Сделал сам | Сделал с помощью учителя | Не сделал |
Задание №1 | |||
Задание №2 |
Поделись своим мнением.
На уроке мне было…… | Интересно / неинтересно |
На уроке я работал…….. | Активно / пассивно |
Я знаю, что такое экологические факторы и какие они бывают…….. | Да / нет / частично |
Своей работой на уроке я……… | Доволен / не доволен |
Мое настроение……….. | Хорошее / не очень хорошее / плохое |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы.
«факторы» = условия природы
Что такое экология ?
Экология – это наука, которая изучает факторы среды и их влияние на организмы . Поэтому факторы окружающей среды можно назвать экологическими факторами.
Тема урока: Экологические факторы среды. Цель: изучить экологические факторы среды. Задачи: - познакомиться с разнообразием экологических факторов; - изучить роль экологических факторов в жизни живых организмов.
- все живые организмы - свет, осадки, ветер, температура, давление и т.п. Объекты природы Объекты живой природы Объекты неживой природы Факторы среды организмы
Экологические факторы а биотические биотические факторы факторы (факторы неживой (факторы живой природы) природы )
Экологические факторы а биотические биотические факторы факторы (факторы неживой (факторы живой природы) природы ) антропогенный фактор
Абиотические факторы – это факторы неживой природы.
Биотические факторы - это все возможные формы влияния живых организмов (растений, животных, грибов, бактерий, вирусов) друг на друга.
Антропогенное влияние человека – это те формы деятельности человека, которые, воздействуя на окружающую среду, изменяют условия обитания живых организмов или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
Влияние человека может быть прямым или косвенным, положительным или отрицательным
Стой , плотва и караси! И пощады не проси. Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком.
Кровь попить у детворы Любят летом комары. Потому, что: кровососы, Надоеды, пискуны. Однажды на ужин Испробовать волк, Вдруг, захотел червячка. - Тьфу, гадость какая! – он завопил. - Посижу на диете пока.
Хищничество Симбиоз Паразитизм Нейтрализм
свет, грибы, распашка полей, влажность, растения, сооружение свалок, рельеф, животные, температура, разведение редких животных, ветер, микроорганизмы, вырубка лесов, вырубание лесов; распашка степей; строительство платин на реках; взведение городов; сооружение мусорных свалок
Берегите нашу природу !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.
Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....
Урок "Основы экологии. Экологические факторы" 6 класс
Разработка урока по теме "Основы экологии". Комбинированный урок-экскурсия...
Основные экологические факторы и экологические группы растений
Презентация к уроку биологии в 6 классе....
Тест "Экологические факторы" 9 класс.
Можно использовать при повторении материала об экологических факторах....
тест по теме "Экологические факторы" 11 класс
тест для проверки знаний учащихся по теме "Экологические факторы"...
Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.
Среда обитания (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...