Опорно-двигательный аппарат
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорно-двигательный аппарат , или костно-мышечная система – это комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Опорно-двигательный аппарат: 1. Активная часть (мышцы) Мышечная (мускульная система) – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью. (у человека примерно 600 скелетных мышц)
2. Пассивная часть (кости, связки, суставы, хрящи, фасции ) Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. (У человека примерно 220 костей) Обе части связаны между собой по развитию.
Значение опорно-двигательной системы Активная часть (мышцы) Энергетическая функция - превращение химической энергии в механическую и тепловую. Двигательная функция - обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (брюшной пресс). Формообразующая функция - определяют форму и размеры тела. Пассивная часть (скелет) Двигательная функция - обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка, череп, позвоночник). Формообразующая функция - определяют форму и размеры тела. Опорная функция - опорный остов организма. Кроветворная функция - красный костный мозг – источник клеточных элементов крови. Обменная (запасающая) функция - кости – источник Са , F , и других минеральных веществ.
скелет ( skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Части скелета: 1. Скелет головы (череп). 2. Скелет туловища. 3. Скелет верхних (нижних) конечностей. Таблица «Скелет человека»
Части скелета:
Части скелета :
Строение позвонков . Задание : сравните позвонки разных отделов позвоночного столба и найдите черты различия и черты сходства
Строение позвоночника. Особенности: 1. S-образный изгиб позвоночника. 2. Увеличение тел позвонков. 3. Отсутствие хвоста.
Строение грудной клетки Особенности: Сжата в переднезаднем направлении.
Части скелета:
Скелет конечностей - верхняя Особенности : Большая подвижность плечевого сустава. Большой палец противопоставлен остальным.
Скелет конечностей - нижняя Особенности: 1. Скелет таза широкий и массивный — для поддержания внутренних органов. 2. Ограниченное движение тазобедренного сустава. 3. Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты пальцы. 4. Ноги длиннее рук, кости массивнее.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы (рис 1, рис. 6) . Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет. Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков (рис. 4). Одна из самых характерных черт скелета человека — это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы — от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев. В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши (рис. 5). Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека. Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки (рис. 2). В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (рис. 3). Это связано с большим развитием головного мозга человека.
Проверь свои знания: 1. Скелет человека состоит из следующих отделов: А)скелет головы б)скелет туловища в) скуловой отдел г) пояса конечностей д ) височный отдел е)скелет свободной конечности 2. Крестцовый отдел позвоночника состоит из: А) 12 позвонков б) 7позвонков в)5 позвонков 3. Скелет свободной верхней конечности образуют: А)плечевая кость б)ребра в) кости предплечья г) ключица д ) кости кисти е) бедренная кость
4. Пояс верхней конечности образован: А)плечевой костью б) лопаткой в) бедренной костью г) ключицей. 5. Мозговой отдел образован: А)носовой костью б) лобной костью в) скуловой костью г) теменной костью д ) височная кость е) затылочная кость 6. Позвонок имеет: А) тело б) грудину в) дугу позвонка г) позвоночное отверстие
Ответы: 1 – а,б,г ; 2 – в; 3 – а,в,д ; 4 – б,г ; 5 – б,г , д , е; 6 – а,в,г Молодцы!
Типы соединения костей.
Примеры соединений:
Строение сустава.
Строение сустава (рисунок в тетради) 1. Кости 2. Суставные хрящи 3. Суставная сумка 4. Надкостница 5. Синовиальная оболочка 6. Суставная жидкость
Строение кости. Кость – орган, в состав которого входит костная ткань, костный мозг, надкостница, нервы, сосуды и суставные хрящи .
Строение кости.
Строение кости Трубчатая кость 1. Эпифиз 2. Диафиз Метафиз ( до окостенения здесь располагалась хрящевая пластинка, за счет которой кость росла в дл ину )
Строение кости. Компактное губчатое Вещество вещество Внутреннее строение трубчатой кости
Виды костей.
Проверь свои знания: Строение и соединение костей. Найдите ответы на вопросы 1-й части во 2-й части. Пример: 7) – ж) 1-я часть. Вопросы. 2-я часть. Ответы. 1) придают костям твердость. а) надкостница. 2) это способ соединения позвонков. б) кость без полости внутри. 3) это особенность строения плоских и в) суставная жидкость. коротких костей. г) минеральные соли. 4) уменьшает силу трения костей в суставе. д ) подвижное соединение. 5) за счет этого кость растет в толщину. е) полуподвижное соединение.
Ответы: 1-г;2-е; 3-б ; 4-в; 5-а. Молодцы!
Повреждения скелета Растяжение и разрывы связок Вывихи суставов
Переломы костей
Первая помощь при переломах скелета
Первая помощь при повреждениях скелета. Тип повреждения Характерные признаки Доврачебная помощь Растяжение связок Резкая болезненность в суставе при движении, его припухлость; при разрыве – кровоподтек Давящая повязка, холод Вывих Сильная боль, неподвижность сустава, изменение формы сустава Обеспечить суставу покой, наложить шину, холод; обезболивающее Переломы Закрытый Резкая боль, обширный кровоподтек, припухлость, невозможность движения или ненормальная подвижность или деформация кости Обездвижить – наложить шину; обезболивающие 2. Открытый Резкая боль, повреждение кожных покровов, возможно, из раны видны осколки кости. Осколки кости не вправлять! При кровотечении – наложить жгут; стерильная марлевая повязка ( помним о правилах асептики и антисептики ); шина; обезболивающие
Предварительный просмотр:
опорно-двигательная система
1.Расположите в правильном порядке уровни организации системы опоры и движения человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. |
|
| |||||||||||
3.Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. |
|
| ||||||||||
4.Установите соответствие между костью и отделом черепа, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
| ||||||||||||||||||||
5.Установите соответствие между костью и отделом скелета человека, в состав которого она входит: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
|
|
D9B9A4 |
8.Снижение трения при движении костей в суставе возможно благодаря наличию | ||||||||||||
|
9.Как объяснить, что в детском возрасте переломы костей случаются редко?
На какую часть стопы следует опускаться, перепрыгивая через канаву, – на пятки или пальцы? Почему?
10.Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека? А. Волокна сердечной мышцы имеют контактные участки, благодаря которым сигнал от одной клетки быстро передаётся соседним клеткам. Б. Гладкая мышечная ткань обладает способностью к быстрому сокращению. | ||||||||||||
|
11.Укажите свойство кварцевой лампы, которое используется при лечении больных рахитом детей. Объясните его действие.
Когда человек бывает выше ростом: вечером (после работы) или утром (после пробуждения ото сна)? Почему?
12.Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте и обувь на высоком каблуке.
13.Какие кости относят к мозговому отделу черепа? | ||||||||||||
|
14.Какие вещества должны содержаться в достаточном количестве в потребляемых пищевых продуктах для нормального развития костей у подростка? Ответ поясните.
Что следует знать человеку, оказывающему первую доврачебную помощь пострадавшему при вывихе плечевого сустава?
15.Изгибы позвоночника человека обеспечивают ему | |||||||||||||
| |||||||||||||
16.Внешними признаками вывиха плечевого сустава является(-ются) | |||||||||||||
| |||||||||||||
| ||||||||||||
18.Под каким номером на рисунке обозначена бедренная кость?
| ||||||||||||
19.Для лечения какого нарушения системы опоры и движения врач предложит больному использовать супинатор? | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||||||
21.Кости, относящиеся к поясу верхних конечностей, указаны цифрами | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
22.При переломе средней трети голени необходимо наложить шину,зафиксировав | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
23.Что из перечисленного образует пояс нижних конечностей человека? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
24.Под каким номером на рисунке обозначена плечевая кость? | ||||||||||||||||
25.Что из перечисленного образует пояс нижних конечностей человека? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
26.Какое свойство придают костям образующие их органические вещества? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
27.Установите соответствие между особенностью строения клеток человека и тканью, к которой эти клетки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. |
|
| |||||||||||||||||||||
28.Какая часть кости является кроветворным органом? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
29.При вывихе плечевого сустава необходимо сразу же | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
30.Какие белки участвуют в сокращении мышц? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
31.Сустав соединяет | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
32.Накопление большого количества молочной кислоты в мышцах вызывает в них боль и утомление, потому что | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
33.Какая из перечисленных костей не относится к нижней конечности человека? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
34.К развитию какой болезни приводит дефицит витамина D? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
35.Какие суставы необходимо зафиксировать с помощью шины при переломе плечевой кости? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
36.Какая из перечисленных костей не относится к верхней конечности? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
37.Наличие воздуха в плевральной полости является следствием | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
38.К поясу верхних конечностей относится | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
39.Для уменьшения отёка и боли при вывихе сустава следует | ||||||||||||||||||||||
У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
40.К поперечнополосатой мускулатуре относятся | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
41.Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
42.К гладкой мускулатуре относятся | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
43.Какие кости входят в состав поясов конечностей человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
44.К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
46.Прочность костей зависит от содержания в них | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
47.Подвижно соединены | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
48.У водителя автомобиля наибольшую нагрузку испытывают | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
49.На рисунке изображён скелет человека. Какой буквой на нём обозначена грудина? | |||||||||||||||
50.На рисунке изображён фрагмент скелета человека. Какой буквой на нём обозначена бедренная кость? | |||||||||||||||
51.На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена ключица? | |
52.На рисунке изображён череп человека. Какой буквой на нём обозначена теменная кость?
| ||||||||||||
53.На рисунке изображён череп человека. Какой буквой на нём обозначена затылочная кость? | ||||||||||||
54.На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена лучевая кость? | ||||||||||||
55.На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена плечевая кость? | ||||||||||||
56.На рисунке изображён скелет нижней конечности скелета человека. Какой буквой на нём обозначена тазовая кость?
| ||||||||||||
57.Гиподинамия проявляется в | ||||||||||||
| ||||||||||||
58.Какие кости в скелете человека соединены между собой неподвижно? | ||||||||||||
| ||||||||||||
59.Прикрепление мышц к костям обеспечивают | ||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
61.Соединение частей скелета обеспечивают | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
64.Как можно доказать, что неорганические вещества придают твердость кости? | ||||||||||||||||
|
65.Сколиоз –это заболевание, связанное с
| ||||||||||||||||||
66.Если вы владеете приемами первой помощи, то при переломе позвоночника | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
69.Какое заболевание возникает у детей, испытывающих недостаток солей кальция и фосфора в питании? | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
70.Что следует сделать пострадавшему при вывихе? | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
72.При переломе рёбер пострадавшему следует | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
73.При какой травме человека следует положить на твёрдую поверхность лицом вниз? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
74.Какой рефлекс является условным? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
75.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет __________ (А). Тело трубчатой кости состоит из __________ (Б). В головке кости оно переходит в __________ (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится __________ (Г), выполняющий кроветворную функцию. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
78.Прочитайте текст и выполните
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
Около 6–7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.
Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.
Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз –для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.
79. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ
Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы –
копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником выполняет амортизационные функции.
Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян – 48.
Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны», ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности скелета человека? 2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и применению орудий труда (дайте два объяснения)? |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...
Использование инновационных методов тренажерно-информационной системы " ТИСа" в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и ее влияние на развитие вестибулярного аппарата.
Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн...
«Развитие моторики у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья....
Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»
Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....
план-конспект урока Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека
Конспект урока содержит структуры сингапурской методики...
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, и их роль в осуществлении двигательных актов
Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности...
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....