Урок "Строение эукариотической клетки"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Строение эукариотической клетки»
«Клетка – это своего рода атом в биологии»
Английский биохимик Джон Кендрю
Цель урока: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о строении эукариотических клеток разных типов.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения клеток растений, животных и грибов.
- Закрепить умение готовить микропрепараты и описывать особенности строения клеток растений, животных, грибов, выявлять черты их сходства и различия.
Развивающие:
- Продолжить формирование у школьников представлений о клетке как структурно – функциональной единице живой природы.
- Формировать умения работать с Интернет-ресурсами, содавать презентации на заданную тему.
Воспитательные:
- Вырабатывать коммуникативные навыки при работе в группе, умение кратко и четко излагать свои мысли.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, отработки практических навыков.
Вид урока: урок – практикум.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах
Оборудование:
Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, электронное приложение к учебнику «Общая биология 10-11 классы» В.И.Сивоглазова, презентации учащихся.
Лабораторное оборудование:
Мини-лаборатории, микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, репчатый лук, водное растение – элодея, плесень мукор, готовые микропрепараты клеток.
Методическое обеспечение: инструктивные карточки к лабораторным работам.
Таблицы: « Строение растительной клетки», « Строение животной клетки», « Строение грибной клетки».
Методы обучения:
Словесные методы
Метод самостоятельной работы с источниками информации;
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами;
Метод эвристической беседы;
Наглядные методы:
Частично – поисковый демонстрационный метод с мультимедийными пособиями;
Практические методы:
Лабораторный метод.
Подготовительный этап.
Учащиеся разделяются на три группы, которым задается тема для подготовки к уроку:
1 группа - Особенности растительной клетки; 2 группа – Особенности животной клетки;
3 группа – Особенности грибной клетки. В каждой группе назначается руководитель, который распределяет задания между членами своей группы ( повторить и кратко законспектировать тему; подготовить небольшую презентацию о клетке по единому шаблону; повторить строение микроскопа и правила пользования микроскопом).
План урока:
1.Оргмомент . Постановка цели и задач урока.
2.Актуализация знаний учащихся - фронтальный опрос.
3.Выполнение лабораторной работы.
4.Обобщение и систематизация знаний.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Ход урока.
- Оргмомент . 1 минута
Приветствие учителя. Проверка готовности класса и оборудования.
- Постановка целей и задач урока. 2 минуты
На доске записана тема урока: лабораторная работа № 1 « Строение эукариотической клетки». Учащиеся записывают в тетради для лабораторных работ тему и цель лабораторной работы. Учитель поясняет задачи урока: систематизировать знания о строении клеток растений, животных, грибов; закрепить навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов; продолжить формирование навыков работы в группе.
- Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос. 5 минут
На какие две группы делятся все клетки?
Что такое прокариоты? Какие организмы к ним относятся?
Что такое эукариоты? Какие организмы к ним относятся?
Назовите основные части эукариотической клетки.
Каковы особенности строения растительной, животной, грибной клетки?
Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
(Руководители групп и учитель отмечают активность учащихся, правильность и полноту ответов).
- Учащиеся выполняют лабораторную работу в группах по инструктивным карточкам. ( Приложение №1) 15 минут
- Заполнение итоговой таблицы на интерактивной доске. 3 минуты
Заполняют представители каждой группы по мере готовности. (Приложение № 2).
- Обобщение и систематизация знаний. 10 минут
Каждая группа представляет краткий отчет о работе, демонстрируют слайды и коротко рассказывают об особенностях строения клетки определенного типа ( растительной, животной или грибной). Презентации заранее копируются на школьный компьютер.
1 группа. Особенности растительной клетки.
Растительная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из клетчатки (целлюлозы), благодаря чему из растений можно получить древесину как строительный материал, бумагу, ткани. В растительной клетке содержатся пластиды 3-х видов: хлоропласты –зеленые пластиды, в которых происходит фотосинтез; хромопласты – желтые, оранжевые пластиды; лейкопласты – бесцветные пластиды. Все растительные клетки содержат вакуоли – мешочки с клеточным соком. Молодые клетки имеют несколько мелких вакуолей. Старые клетки – одну крупную вакуоль. На микропрепарате кожицы лука хорошо видны клеточные стенки; на препарате листа элодеи можно рассмотреть хлоропласты и наблюдать движение цитоплазмы. В цитоплазме растительных клеток можно видеть глыбки крахмала – это запасное вещество растительных клеток. Вывод: главные особенности растительной клетки – клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, вакуоли.
Рисунок 1 растительная клетка Рисунок 2 покровная ткань растения
2 группа. Особенности строения животной клетки.
Животные клетки не имеют утолщенных клеточных стенок, поэтому их форма более округлая или овальная. В световой микроскоп видны мембрана, цитоплазма, ядро, различные включения. Запасное питательное вещество для животной клетки – гликоген. Пластиды и вакуоли в животных клетках отсутствуют.
Рисунок 3 животные клетки
3 группа. Особенности строения грибной клетки.
Клетки грибов имеют клеточную стенку из хитина. У плесневого гриба мукора молодые гифы представляют собой одну вытянутую клетку, часто многоядерную. По мере старения в гифах образуются перегородки. В цитоплазме грибной клетки можно увидеть вакуоли, гранулы запасных веществ.
В каждой группе один ученик рассказывает о строении клетки, второй ученик по ходу этого рассказа выполняет работу с интерактивным рисунком «строение клетки» на интерактивной доске.
- Подведение итогов. Рефлексия 2 минуты
О чем свидетельствует сходство строения всех эукариотических клеток?
Представьте, что в клетках организма прекратилось образование лизосом. К каким последствиям и почему это могло бы привести?
Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды не имеют
- Домашнее задание 1 минута: параграф 2.7, 2.8
Приложение 1.
Инструктивная карточка к лабораторной работе № 1
«Изучение строения эукариотической клетки»
Тема: Строение эукариотической клетки.
Цель: изучить особенности строения растительной, животной клетки и грибной клеток, их сходство и различия.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты клеток, предметные и покровные стекла, пипетки, луковица, йод, водное растение элодея, плесневый гриб мукор.
Ход работы.
Подготовьте микроскоп к работе.
1 группа. Особенности растительной клетки.
- Рассмотрите готовый микропрепарат растительной покровной ткани сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении. Какие части клетки видны в световой микроскоп? Зарисуйте несколько клеток, подпишите названия органоидов клетки, видимых в световой микроскоп.
- Приготовьте микропрепарат кожицы лука. На предметное стекло нанесите каплю воды, подкрашенной йодом. С помощью препаровальной иглы снимите пленку с чешуи лука, поместите ее в каплю воды, расправьте иглой и накройте покровным стеклом. Поместите препарат на предметный столик микроскопа, закрепите зажимом и рассмотрите сначала при малом, а затем при большом увеличении. Приготовьте и рассмотрите препарат листа водного растения элодеи. Зарисуйте несколько клеток.
2 группа. Особенности животной клетки.
- Рассмотрите готовый микропрепарат животной эпителиальной ткани сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении. Какие части клетки видны в световой микроскоп? Зарисуйте несколько клеток, подпишите названия органоидов клетки, видимых в световой микроскоп.
2.Приготовьте микропрепарат эпителиальной ткани слизистой оболочки ротовой полости. На предметное стекло нанесите каплю воды, подкрашенной йодом. С помощью зубочистки или ватной палочки соскоблите эпителий с внутренней части щеки, перенесите соскоб в каплю воды и накройте покровным стеклом. Поместите препарат на предметный столик, закрепите зажимом и рассмотрите сначала при малом, а потом при большом увеличении. Зарисуйте несколько клеток.
3 группа. Особенности грибной клетки.
1.Рассмотрите готовый микропрепарат грибных клеток сначала при малом увеличении. Затем при большом увеличении. Какие части клетки видны в световой микроскоп? Зарисуйте несколько клеток, подпишите названия органоидов клетки, видимых в световой микроскоп.
2.Приготовьте микропрепарат из плесени гриба мукора. Поместите препарат на предметный столик, закрепите зажимом и рассмотрите клетки грибницы сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении. Зарисуйте несколько клеток.
Вывод: занести результаты работы в сводную таблицу после сообщения каждой группы
Объект изучения (ткань, клетка) | Особенности строения | Черты различия | Черты сходства |
Приложение №2
Сводная таблица «Строение эукариотической клетки»
Таблица нарисована на доске и заполняется представителями каждой группы по ходу выполнения лабораторной работы.
Объект изучения (ткань, клетка) | Особенности строения | Черты различия | Черты сходства |
Растительная клетка | Клеточная стенка из целлюлозы, мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли, | Клеточная стенка, пластиды, вакуоли. Клетки цилиндрической формы | Все клетки имеют мембрану, цитоплазму, ядро. Клетка – структурно-функциональная единица живого |
Животная клетка | Мембрана, цитоплазма, ядро | Клетки овальной формы | |
Грибная клетка | Клеточная стенка из муреина, мембрана, цитоплазма,ядро | Клеточная стенка, Клетки вытянутые, многоядерные |
Литература:
- Общая биология 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2009г.
- Лабораторные работы и практические занятия по биологии. А.В.Яковлева.- М.: Владос, 2003г.
- Уроки биологии в 10 классе. А.В.Пименов.- Ярославль, 2003г.
- Открытые уроки биологии. Л.А.Попова.- М.: Вако, 2011г.
- Мультимедийное приложение к учебнику «Общая биология».- М.: Дрофа, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - виртуальная экскурсия "Строение и функции эукариотической клетки"
Урок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой со странного ответаОн долго зреет в тайне где – то… В январе 2008/2009 года учитель биологии высшей категории Танченко Татьяна Серге...
разработка урока биологии и презентация по теме "Строение эукариотической клетки"
разработка урока биологии в 10 классе ....
Урок в 9 классе. Линия Н.И. Сонина. Эукариотическая клетка. Ядро, строение, функции
Материал параграфа интересный, насыщенный, в нем перемешано то, что уже хорошо знакомо учащимся и новые сведения, достаточно обширные и не везде подробно разобранные. Чтобы самой не излагать, а вызват...
Урок-игра "Путешествие по эукариотической клетке"
Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке биологии в 10-м классе при изучении темы: «Строение эукариотической клетки». Цель игры обобщить и систематизировать знания по теме: «Строе...
«Обобщение и систематизация знаний по теме – -Строение эукариотической клетки»
Урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала по теме клетка в 10 классе. Основная цель данного урока - продолжить формирование у школьноков убеждения в том, что клетка представляет...
Урок "Эукариотическая клетка. Органоиды, цитоплазма"
Урок для 10 класса, базовый уровень...
конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."
Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,...