ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
материал по биологии (5 класс)

Цырендоржиева Наталия Николаевна

обобщающее внеклассное мероприятие по теме "Бактерии, грибы, лишайники", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Бактерии, грибы, лишайники"74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Внеклассное мероприятие

«Бактерии, грибы, лишайники»

5 класс (обобщение)

Учитель биологии: Цырендоржиева Наталия Николаевна

Цель: углубить и обобщить знания учащихся о бактериях и грибах, развить

интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: секундомер, бочонок, жетоны, фишки с цифрами от 1до 4.

Подготовка к мероприятию: в игре участвуют две команды по пять человек. Остальные ученики являются болельщиками, которые также делятся на две группы. У каждой команды своя группа болельщиков. Команда может в случае необходимости обратиться к своим болельщикам за помощью. Для проведения игры необходим секундомер. На доске чертят таблицу, в которую записывают результаты каждого гейма.

В помощь учителю назначаются два ученика, один из которых следит за временем, а другой - заполняет  итоговую таблицу.

 ПЕРВЫЙ ТУР «УЗНАВАЙКА»

    За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко.

                                          Команда 5 «А»

1.Круглая форма бактерий. (Кокки.)

2. «Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях идет речь ?  

(Cтафилококки.)

3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами других живых организмов. (Паразиты.)

4.Группа организмов, не имеющая ядра. (Безъядерные).

5.Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз).

6.Какое лекарство получают из плесневых грибов? (Пеницилл).

7.Какой гриб поражает картофель?        (Фитофтора).

8. На каких растениях развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство Бобовые).

9. Чем отличаются клетки гриба от клеток бактерий? ( У них есть ядро).

10.Какие грибы паразитируют на злаках? (Головня, спорынья).                

11.Какие съедобные грибы выращивает человек? (Шампиньоны, вешенки).

12.Какие бактерии приносят вред человеку? (Болезнетворные).

13.Какие грибы растут под землей? (Трюфели?)

                                       Команда 5 «Б»

1.Палочковидная форма бактерий. (Бацилла).

2. «Точка, точка, запятая…» Назовите формы бактерий. (Кокки и вибрионы)

3.Организмы, которые питаются органическими веществами из отмерших организмов. (Сапрофиты).

4.Как размножаются бактерии? (Делением).

5.Какой гриб раньше использовали как сухой трут для зажигания? (Трутовик)

6.Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи).

7.Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения).

8.Как называется симбиоз гриба с растениями? (Микориза).

9.Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки).

10.Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые)

11. Какие бактерии способны к фотосинтезу? (Цианобактерии).

12. Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики).

13. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? ( Пенек и шляпка).

ВТОРОЙ ТУР «СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО»

Учитель предлагает членам команды по очереди доставать фишки из бочонка (картонные кружочки с цифрами от 1 до4). Каждая команда получает по два вопроса. Правильный ответ приносит 5 очков. Если у команды нет правильного ответа, то вопрос передается другой команде и ей же засчитываются очки за правильный ответ. Если и она не смогла дать верный ответ, то вопрос передаётся болельщикам. За правильный ответ болельщик приносит своей команде 1 очко и получает жетон. В конце игры, болельщик у которого есть жетон, получает оценку за урок.

1. Важную роль в разложении погибших растений и животных играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

 Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

2.Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания горных пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?

Ответ: руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества.

3.На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему?

Ответ: На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении.

4.Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева, у ствола, поэтому и «жмется» гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

ТРЕТИЙ ТУР «ШИФРОВАЛЬЩИК»

 На карточках выписаны признаки грибов в определенном порядке. Каждый пункт имеет свой порядковый номер группа должна зашифровать признаки гриба с помощью цифр. Правильно выполненное задание приносит 5 очков.

 Задание: Укажите признаки гриба пеницилла (трутовика)

 1.Грибница гриба состоит из ветвящихся нитей, разделенных на отдельные клетки.

2. Плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым.

3.Гриб питается готовыми органическими веществами живого растения.

4.Гриб питается органическими веществами, которые высасываются вместе с водой и минеральными веществами  из почвы, а часть получает из корней растений.

5. Гриб питается органическими веществами, которые высасываются вместе с водой из пищевых продуктов или из почвы.

6.Размножается гриб спорами, которые созревают в трубочках шляпки.

7. Размножается гриб спорами, которые созревают на кончиках нитей грибницы в мелких кисточках.

8. Грибы специально выращивают, чтобы получить из них ценное лекарство.

9. Грибы причиняют большой вред лесному хозяйству.

10.Между корнями деревьев и грибницей устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

Ответы:

Пеницилл:1, 5,7,8

Трутовик:  2, 3, 9.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Команды,  заслушав рассказ о неизвестном ученом, должны угадать его имя и ответить на вопросы об этом ученом( за каждый правильный ответ 1 очко).

Он много выступал, писал статьи, демонстрировал свои микропрепараты под микроскопом. «Но я не могу показать моих микробов всем врачам, которые этого пожелают. Если я стану их рисовать, то мне не поверят: мало ли что можно нарисовать!»- сокрушался он. И тут ему помогло его увлечение фотографией: он соединил микроскоп с фотоаппаратом, затем научился делать снимки, а чтобы бактерии было лучше видно, подкрашивал их анилиновыми красками. Этот метод используется до сих пор. о каком ученом идет речь?(Роберт Кох)

Вопросы:

1.Возбудитель какого заболевания назван в его честь? (Туберкулез)

2. Как называется бактерия, вызывающая заболевание туберкулез? (Палочка Коха).

3.Какие животные с его легкой руки вошли в практику исследователей бактериологов? (мыши)

4.Какой подарок сделала мне на день рождения  жена и потом жаловалась, что эта «игрушка» лишила ее мужа? (Микроскоп)

ПЯТЫЙ ТУР  «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ»

Возьмите, пожалуйста, конверты у вас на столе. В них находятся тесты.  Прочитав вопрос теста, определите букву правильного ответа, напишите ее фломастером на карточке, находящейся в конверте.

1. Бактерии:

А

Одноклеточные живые организмы, имеющие четко выраженные ядра

В

Одноклеточные живые организмы, имеющие оболочку цитоплазму, вакуоль, ядро

С

Многоклеточные организмы, имеющие четко оформленное ядро.

Д

Доклеточные организмы, не имеющие ядра

2. Кокки – бактерии, имеющие форму:

А

Спиральную

В

Изогнутую

Н

Шаровидную

И

Палочковидную

3. Бациллы – бактерии, имеющие форму

С

Шаровидную

К

Спиральную

И

Изогнутую

А

Палочковидную

4.Гетеротрофы – живые организмы, использующие для питания:

Э

Готовые органические вещества

С

Неорганические вещества, из которых синтезируют органические

З

Организмы, которые синтезируют неорганические вещества

Й

Организмы, которые образуют органические вещества в темноте

5. Сапрофиты – бактерии, питающиеся:

О

Готовой органикой живых организмов

Н

Неорганическими веществами

Р

Готовой органикой отмерших организмов

Е

Органическими и неорганическими веществами

6. Аэробы – живые организмы, которые могут жить:

Н

В бескислородной среде

О

В кислородной среде

Р

Как в кислородной так и в бескислородной среде

Т

В вакууме

7. Бактерии, которые используют

Н

Хемотрофы

Б

Фототрофы

Л

Паразиты

К

Сапрофиты

8. Споры бактерии необходимы для:

Э

Размножения

Ы

Выживания в неблагоприятных условиях внешней среды

Я

Распространения

Ж

Для дыхания

Правильный ответ: АНАЭРОБЫ

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Итоговая таблица:

НОМЕР ГЕЙМА                КОМАНДА 5 «А»            КОМАНДА 5 «Б»

1.

2.

3.

4.

5.

Используемая литература:

1.И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2016.

2. Л.Д.Панфилова «Тематические игры по ботанике» Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...