Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК В.В. Пасечник ФГОС «Введение в биологию»
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой. Данная рабочая программа реализуется на основе учебника:
Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5кл.: учебник/В.В.Пасечник.- М.:Дрофа,2019. Учебник включен в Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год год (утв. приказом МОИН РФ от 26.01. 2017 года № 15, с изменениями от 2020г) и обеспечивает освоение образовательной программы основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasechnik_5_kl.docx | 83.1 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Нормативно-правовые документы
Преподавание биологии в 2020-2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
9.. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями, от 18.05.2020 №249).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
12.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих ФГОС НОО, ООО в МБОУ «СОШ №36»
13.Учебный план МБОУ «СОШ №36» для учащихся.
Концепции:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационнобиблиотечных центров».
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендуем использовать следующие пособия:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 -233с.
2. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Пояснительная записка
Федеральный перечень учебников на 2020-2021 уч. год (утв. приказом МОИН РФ от 26.01. 2017 года № 15, с изменениями от 2020г;
Учебный план МБОУ СОШ №36 п.Новый Уоян.
Данная рабочая программа реализуется на основе учебника:
1.Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5кл.: учебник/В.В.Пасечник.- М.:Дрофа,2019.
Интернет ресурсы:
http://bio.1september.ru/urok/
http://www.ebio.ru/index-1.html
Количество часов:
5 класс: 34часа в год, в неделю - 1час.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:
- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;
- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества;
- интереса к самопознанию;
- к творческой деятельности;
- готовности к саморазвитию и самообразованию;
- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде;
- освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности;
-сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);
5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
- познавательными универсальными учебными действиями:
- переводить практическую задачу в учебную;
-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;
-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
-умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;
-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-умение распознавать ложные и истинные утверждения;
-умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
-умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2) овладение навыками работы с информацией:
-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);
- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;
-сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;
-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями;
3) овладение регулятивными действиями:
-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
-овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;
-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:
-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
-владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
-умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
Предметные:
Первый год обучения.
Учащиеся должны:
- перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и
- энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность);
- по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни;
- по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;
- перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);
- называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология);
- описывать значение биологии для повседневной жизни;
- перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент);
- приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;
- различать приборы и лабораторное оборудование;
- называть и показывать части светового микроскопа;
- описывать принцип работы светового микроскопа;
- настраивать микроскоп для работы;
- соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;
- называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);
- приводить примеры клеток;
- указывать, что новые клетки появляются в результате деления;
- называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот);
- называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);
- называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);
- описывать главные функции органических веществ клетки;
- указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;
- описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);
- различать формы клетки бактерий;
- описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;
- приводить примеры бактерий;
- описывать значение бактерий в природе и жизни человека.
- называть принцип строения тела гриба;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;
- описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
- приводить примеры грибов;
- описывать значение грибов в природе и жизни человека;
- описывать особенности строения клетки растений;
- по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»;
- описывать особенности проявления признаков жизни у растений;
- описывать значение растений в природе и жизни человека;
- описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях;
- описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека;
- описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные группы позвоночных животных;
- называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;
- приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;
- различать представителей основных групп беспозвоночных животных;
- описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
- описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;
- перечислять основные группы беспозвоночных животных;
- называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;
- приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;
- различать представителей основных групп позвоночных животных;
- описывать особенности проявления признаков жизни у животных;
- описывать значение животных в природе и жизни человека.
- перечислять среды жизни организмов;
- называть особенности условий каждой из сред жизни;
- приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;
- различать приспособления животных к различным условиям среды;
- перечислять основные природные зоны Земли;
- называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;
- описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;
- называть основные экологические проблемы современности;
- описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;
- приводить примеры видов, уничтоженных человеком;
- приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;
- описывать значение биоразнообразия.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы 5 класс
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел/тема | Кол-во часов |
1 | Введение в биологию | 7 |
2 | Строение и многообразие живых организмов | 14 |
3 | Организм и среда | 12 |
4 | Обобщение пройденного за год | 1 |
Итого: | 34 |
Поурочно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
Введение в биологию (7ч) | ||
1 | Введение в биологию. | 1 |
2 | Живая и неживая природа - единое целое | 1 |
3 | Биология-система наук о живой природе | 1 |
4 | Методы исследования в биологии | 1 |
5 | Измерения в биологических исследованиях | 1 |
6 | Описание результатов исследований | 1 |
7 | Эксперимент в биологии | 1 |
Строение и многообразие живых организмов(14ч.) | ||
8-9 | Увеличительные приборы | 2 |
10 | Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки | 1 |
11 | Разнообразие клеток и их жизнедеятельность | 1 |
12 | Организм – единое целое | 1 |
13 | Жизнедеятельность организмов | 1 |
14 | Разнообразие организмов | 1 |
15 | Царство Бактерии: многообразие и значение | 1 |
16-17 | Царство Грибы: многообразие и значение | 2 |
18 | Царство Растения. Характерные признаки растений | 1 |
19 | Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений | 1 |
20 | Царство Животные: многообразие и значение | 1 |
21 | Охрана животного мира | 1 |
Организм и среда(12ч.) | ||
22 | Среды обитания организмов | 1 |
23 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 |
24 | Сезонные изменения в жизни организмов | 1 |
25 | Природные сообщества | 1 |
26 | Взаимосвязи организмов в сообществе | 1 |
27 | Сообщества, создаваемые человеком | 1 |
28 | Экосистемы природных зон Земли. | 1 |
29 | Природные зоны России | 1 |
30 | Хозяйственная деятельность человека в природе | 1 |
31 | Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. | 1 |
32 | Планета Земля - наш общий дом. | 1 |
33 | Обобщение пройденного по теме: «Организм и среда» | 1 |
34 | Подведение итогов за год. Летние задания. | 1 |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса по биологии. Пасечник. ФГОС.
Составленная программа аппробирована в 2014 - 2015 году....
Рабочая программа Информатика 7 класс по УМК Босовой Л.Л. ФГОС
Рабочая программа написана на основе авторской Л.Л. Босовой и расчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа Информатика 8 класс по УМК Босовой Л.Л. ФГОС
Рабочая программа написана на основе авторской Л.Л. Босовой, расчитана на 35 часов и имеет пятичасовой межпредметный модуль "IT в твоей жизни" (информатика и английский язык)....
Рабочая программа Информатика 9 класс по УМК Босовой Л.Л. ФГОС
Рабочая программа написана на основе авторской Л.Л. Босовой, рассчитана на 2 часа в течении 34 учебных недель....
Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....
Рабочая программа для 11 класса по предмету "Основы конструирования изделий" ФГОС
Общая характеристика учебного предмета: Для реализации этих задач необходимо обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений по темам курса «Основы конструирования изделий (...
Рабочая программа 5-6 класс линия жизни к ученику Пасечник В.В
Аннотация к рабочей программе по биологии 5-6 класс1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программыПредмет «Биология» включён в базовую часть Федерального базисного...