Наша Земля
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Элективный курс "Наша Земля" рассчитан наизучение 5-6 классы, как дополнительное изучение географии и биологии. Учащиеся могут научиться самостоятельному поиску материалов к докладам, проектам, а так же углубить знания по данным предметам для подготовки к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_nasha_zemlya.docx43.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель элективного курса: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи: 1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности. 2. Формирование умения школьников работы с источниками географической информации; 3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии; 4. Воспитание географической культуры школьников.

Общая характеристика элективного курса

         Данный курс предназначен для учащихся 5классов (продолжением курса в 6 классе) является одной из форм подготовки учащихся к профильной школе. Курс рассчитан на 15часов.(по 0.5часа в неделю). Программа курса включает в себя разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приёмы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, художественной и коммуникативной деятельности.

Содержание предмета в занимательно-игровой форме знакомит обучающихся с планетой Земля. Дети получают расширенное представление о земных стихиях и их последствиях, о морях, океанах, реках и озёрах, узнают много интересного и полезного о городах и людях, открытиях и путешествиях, о экологических проблемах нашей планеты, о необходимости достижения гармонии природы и человека.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являються:

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России: осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка.

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образова

ния на базе ориентировки в мире профессийи профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира: готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания:

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие школьном ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей:

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности

в жизненных ситуациях:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
  • составлять тезисы, различные виды планов(простых, сложных и т. п.):
  • преобразовывать информацию из одного видав другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
  • авизировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.):
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы:
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его:
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы.
  • теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции договариваться с людьми иных позиций

Предметные результаты:

  1. формирование понятия о Земле как уникальной  планете

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической средыв том числе её экологических параметров;

5) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание программы:

5 класс

Планета, на которой мы живём - 3 ч.

 Образование Земли. Расположение в Солнечной системе. Движение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Смена времён года. Смена дня и ночи. Строение земной коры. Изменения, происходящие на поверхности Земли. Вес Земли. Земные стихии, их последствия.

Необыкновенное вещество – вода- 12 ч

Объём Мирового океана. Состав воды Мирового океана. Его средние глубины и максимальная глубина. Океаническое течение Гольфстрим. Солёность морей и океанов. Самое глубокое и самое мелкое моря. Искусственные моря. Цвет моря. Краски разных глубин. Водопад на реке. Голубые артерии Земли. Охрана воды.

Тематическое планирование

 №

дата

Тема

Виды деятельности ученика

Планета, на которой мы живём - 3 ч

1

Введение. Наша планета

Изучение и анализ иллюстраций, ИКТ

2

Вес Земли. Движение вокруг Солнца. Смена времён года. (Просмотр видеофильма).

Научиться моделировать движение Земли с помощью теллурия, просмотр и анализ Видеофильма

3

Земные стихии: тайфуны, цунами, землетрясения, вулканы, засухи, наводнения

Подготовка презентаций о тайфунах, цунами, землетрясения, вулканы, засухи, наводнения причины их возникновения, возможные последствия. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий ураганов и бурь в рамках задач, решаемых РСЧС

Необыкновенное вещество - вода- 12 ч

4

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды.

Составление схемы Мирового круговорота воды в природе, его значение. Называть значение воды в природе

5

Что мы знаем о Мировом океане? Сколько воды в океане, какая она? Океанские                        глубины.

Определение по картам географического положения океанов, и глубины, крупнейших поверхностных течений. Выявления характера хоз. Использования океанов. И его влияния на сохранения их природы. Подготовка и обсуждения презентации об океане.

Определение по картам географического положения океанов, и глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенности природы. Сравнение океана

6

Моря Земли. Моря цветные, мелкие, глубокие, искусственные.

Изучить ГП морей цветных морей, влияние глубины на флору и  фаун, хоз.деятельность человека.

7

Живые организмы в Мировом океане. (Просмотр видеофильма).

Просмотр видеофильма и составление анализа о живых организмах( планктон, никтон и д.р) выделять зависимость разнообразия живых организмов от водных масс.

8

Водопад на реке. Подводные и каменные водопады. Красивейшие водопады мира. Рождение и смерть водопадов. (Просмотр видеофильма).

Работа с картами, просмотр и анализ видеофильма (знакомства с крупными водопадами мира)

9

Голубые артерии Земли. Откуда и куда текут реки. Сколько рек на Земле?

Описание реки своей местности по плану. крупных рек  мира и России, выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

10

Озёра мира. Удивительные озёра: пресные и солёные, искусственные и минеральные, содовые и сульфатные, с айсбергами и акулами. (Просмотр видеофильма).

Работа с картами . Сравнение озер  по происхождению. Просмотр и анализ фильма

11

Рыбьи и лягушкины «рекорды».

Представление разных форм  информации о предстовителях «рекордсменах» рыб и земноводных

12

Двадцать фактов о воде.

Выделить и назвать из лекции и презентации 20 фактов о воде.

13

Человек и вода

Изучить влияние воды на человека, расселения человека, хоз.деятьльность, стихийные бедствия  

14

Охрана воды.

Составление  плакатов, рисунков, презентации о охране воды

15

Обобщение курса Конкурс кроссвордов: «Голубые артерии Земли».

Решение кроссворда.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

 1.И.В.Цвирко «Естествознание. 5 класс. Материалы к занятиям», Волгоград, 2009 г

2.Валери Ле Дю Мир моря, Москва, «Махаон», 2004

3.Кристин Лазье Тайны природы, Москва, «Махаон», 2005

4.Пьер Лефевр Горы, Москва, «Махаон», 2007

5.С.Дерэм Географические открытия, Москва, «Махаон», 2006

6. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.

7. Фильмы ВВС

8. Интернет ресурсы

Планируемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

  • знать возраст Земли, её вес, температуру, площади суши, морей, островов и льдов (в сравнении), иметь представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…
  • уметь применять эти знания при выполнении творческих работ;
  • работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации);
  •  готовить сообщения и доклады;
  • выступать с сообщениями и докладами;
  • участвовать в дискуссии; подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал, оформлять сообщения и доклады в письменном виде, готовить презентации.

2 год обучения

Пояснительная записка

Цель элективного курса: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи: 1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности. 2. Формирование умения школьников работы с источниками географической информации; 3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии; 4. Воспитание географической культуры школьников.

Общая характеристика элективного курса

 Данный курс предназначен для учащихся 6 классов(продолжение курса факультатива « НашаЗемля 5 класс) является одной из форм подготовки учащихся к профильной школе. Курс рассчитан на 17 часа.(по 0.5часа в неделю). Программа курса включает в себя разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приёмы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, художественной и коммуникативной деятельности.

Содержание предмета в занимательно-игровой форме знакомит обучающихся с планетой Земля. Дети получают расширенное представление о земных стихиях и их последствиях, о морях, океанах, реках и озёрах, узнают много интересного и полезного о городах и людях, открытиях и путешествиях, о экологических проблемах нашей планеты, о необходимости достижения гармонии природы и человека.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане????

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

1) осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации

2 понимание смысла собственной действительности: - формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической средыв том числе её экологических параметров;

5) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание программы

Есть такие города на свете…- 5 ч

 Города с одинаковым названием, города-тёзки, города-побратимы. Знаменитые города России.

Человек на Земле – 9 ч

 Демографический портрет планеты. Население Земли миллион лет назад и к началу нашей эры. Азия – самый населённый континент. Самые маленькие люди планеты – пигмеи. Национальности людей, населяющих Россию. Великие путешественники, открыватели земель. Современные экологические проблемы: уменьшение биологического разнообразия, кислотные дожди, разрушение озонового слоя. Экологическая культура.

Занимательные и творческие задания - 4 ч

 Викторина «Веришь – не веришь». Смотр презентаций. Эрудицион «Узнай-ка».

Итоговый урок -1 ч

Тематическое планирование

Дата

Тема

Виды деятельности ученика

Есть такие города на свете…- 5 ч

1

Введение

Повторение ТБ работы в кабинет географии.

2

Города-тёзки. Знаменитые столицы мира

Подготовка наглядного материала и выступление по теме

3

Такие разные города: миллионеры и карлики, без дождя и без автомобилей, без дорог и в туманной дымке

Изучить и выделить особенности городов мира, их сходства и различия, развитые и слаборазвитые города. Выдвигать пути решения отсталых городов

4

По странам и континентам ( занимательные ребусы и шарады).

Решение и составление ребусов стран и столиц мира

5

Смотр знаний «Самые, самые (о городах РФ)».

 Решение викторин, ребусов, кроссвордов о городах России

6

Экскурсия в Краеведческий музей на выставку «.

Экскурсия

Человек на Земле– 9 ч

7

Демографический портрет планеты. Этнос России.

Анализировать изменения численности населения мира. Называть страны лидеры по численности. Народы РФ их обычаи представление в разных формах  (доклад, презентация ит.д).

8

Великаны и пигмеи Африки. Обитатели Азии, Америки и Австралии.

Просмотр видеофильма о разных народах мира.

9

По следам великих путешественников. Открыватели новых земель.

 Почему Америка так называется?

Вспомнить великих путешественников, первопроходцев их открытия и исследования ( с демонстрация портретов), в том числе и А.Виспучи

10

Полярные путешественники

Вспомнить Полярников.

11

История взаимоотношений человека и природы

Уметь называть зависимость человека от природы, и природы от человека. Подготовка к защите проекта

12

Киты «на мушке», или об охоте и охране морских гигантов.

 Просмотр фильма BBC « Морские хищники». Составить плакаты, рисунки о защите морских животных

13

Экологические проблемы современности: озоновые дыры, кислотные дожди.

Изучить экологические проблемы, и называть их пути решения

14

Семинар «Как спасти нашу планету?»

Подготовка и защита группового  проекта «Как спасти нашу планету».

15

Викторина «Веришь – не веришь».

Участие в викторине

16

Итоговое занятие. Конкурс рисунков о Земле.

Подведение итогов конкурса рисунков

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

 1.И.В.Цвирко «Естествознание. 5 класс. Материалы к занятиям», Волгоград, 2009 г

2.Валери Ле Дю Мир моря, Москва, «Махаон», 2004

3.Кристин Лазье Тайны природы, Москва, «Махаон», 2005

4.Пьер Лефевр Горы, Москва, «Махаон», 2007

5.С.Дерэм Географические открытия, Москва, «Махаон», 2006

6. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.

7. Фильмы ВВС

8. Интернет ресурсы

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

После изучения курса учащиеся должны

  • знать возраст Земли, её вес, температуру, площади суши, морей, островов и льдов (в сравнении), иметь представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…
  • уметь применять эти знания при выполнении творческих работ; работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации);
  • готовить сообщения и доклады;
  • выступать с сообщениями и докладами;
  • участвовать в дискуссии;
  • подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал, оформлять сообщения и доклады в письменном виде, готовить презентации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов

Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

"Энергосбережение, как средство экономии природных богатств нашей Земли"

Работа учащегося, посвященная экологическим проблемам энергосбережения....

Интеллектуальный марафон "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"

В методической разработке представлены насущные экологические проблемы современности и пути их решения....

Презентация "Наша Земля".

Презентация содержит картинки и лексику по теме "Наша Земля", возможно использование на уроках и во внеурочной деятельности....

Наша планета - наша Земля!

Сценарий экологического праздника День Земли 22 апреля...