Рабочая программа по биологии 9 класс 2020-2021 учебный год
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии 9 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 49.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза
Хусена Борежевича Андрухаева»
а.Мамхег Шовгеновский район Республика Адыгея
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________/С.М.Меретукова/ «__» ____________ 2020г. | «Рассмотрено» на заседании методического совета №____ « »____________2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №4 ___________ /З.Б.Меретукова/ Приказ № _____ «____» ____________ 2020г. |
Рабочая программа
по биологии
9 класс
количество часов в год - 68
количество часов в неделю - 2
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по биологии 9 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ№4 а.Мамхег на 2020-2021 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Учебник: Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко – М.: Просвещение, 2015. -143 с.
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере
6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы
В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание раздела «Живые системы и экосистемы»
Введение. Особенности биологического познания (2 ч)
Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.
Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.
Организм (20 ч)
Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость — свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная.. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.
Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)
Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция — единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений — результат эволюции. Видообразование — результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция — эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний.
Чувство любви — основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.
Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, останки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека, взаимоотношения человека с окружающей средой.
Биоценоз. Экосистема (14 ч)
Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Биосфера (7 ч)
Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ — основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие границы биосферы, её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».
Национальные региональные этнокультурные особенности
В данной рабочей программе предусмотрено 7 часов
- Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе. Уровни организации живой природы (1 ч).
- История живой природы местного региона (1 ч).
- Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории РА. Красная книга Адыгеи.
Приспособленность организмов к среде обитания на территории РА. Борьба за существование в природе (1 ч).
- Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение (1 ч).
- Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (1 ч).
- Оценка загрязненности местных водоемов. Оценка запыленности воздуха (1 ч).
- Общая экологическая обстановка на территории РА (1 ч).
План работы с одаренными детьми
- Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
- Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
- Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
- Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
- Тестовые задания в форме ОГЭ
- Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках
План работы с неуспевающими детьми
- Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.
- Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
- Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
- Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
- Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
- Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
- Учить детей навыкам самостоятельной работы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 часа в неделю 68 часов
№ | Наименование темы/раздела | Количество часов | В том числе | |
Практическая часть | Контроль знаний | |||
1 | Введение. Особенности биологического познания | 2 | ||
2 | Организм | 20 | Л.р. - 1 | «Организм – целостная саморегулирующаяся система» |
3 | Вид. Популяция. Эволюция видов | 25 | Л.р. – 4 П. р. - 2 |
|
4 | Биоценоз. Экосистема | 14 | « Популяция. Экосистема» | |
5 | Биосфера | 7 | «Живые системы и экосистемы» | |
6 | Всего | 68 | 7 | 3 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Глава, тема | Кол- во часов | Практическая часть | Д/З. | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
Инструктаж по Т.Б. Введение. Живые системы и экосистемы. Почему их следует изучать. | 2 1 | §1 | ||||
Методы биологического познания. Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе на территории РА. | 1 | §2 | ||||
Глава 1. Организм Организм – целостная саморегулирующаяся система. | 20 1 | §3 | ||||
Размножение и развитие организмов. | 1 | §4 | ||||
Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека | 1 | §5 стр. 18 | ||||
Возрастные периоды развития детей. | 1 | §5 стр.19-21 | ||||
Наследственность и изменчивость – свойства организма. | 1 | §6 | ||||
Наследственность и изменчивость – свойства организма. | 1 | §6 | ||||
Основные законы наследования признаков | 1 | §7 | ||||
Основные законы наследования признаков | 1 | §7 | ||||
Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание. | 1 | §7 | ||||
Закономерности наследственной изменчивости. | 1 | §8 | ||||
Обобщение знаний «Организм» | 1 | |||||
Экологические факторы и их действие на организм. | 1 | Л.р..№1 «Оценка температурного режима учебных помещений» | §9 | |||
Адаптация организмов к условиям среды. | 1 | §10 | ||||
Влияние природных факторов на организм человека. | 1 | §11 | ||||
Ритмичная деятельность организма. | 1 | §12 | ||||
Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. | 1 | §13 | ||||
Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. | 1 | §14 | ||||
Влияние курения, употребления алкоголя. | 1 | §15 | ||||
Влияние наркотиков на организм человека | 1 | §16 | ||||
Котрольная работа №1 «Организм – целостная саморегулирующаяся система» | 1 | |||||
Глава 2. Вид. Популяция. Эволюция видов Вид и его критерии. | 25 1 | §17 | ||||
Популяционная структура вида. | 1 | §18 | ||||
Динамика численности популяций. | 1 | §19 | ||||
Саморегуляция численности популяций. | 1 | §20 | ||||
Структура популяций. | 1 | §21 | ||||
Учение Ч. Дарвина об эволюции видов. | 1 | §22 | ||||
Современная эволюционная теория. | 1 | §23 | ||||
Современная эволюционная теория. | 1 | §23 | ||||
Формирование приспособлений – результат эволюции. | 1 | Л.р№.2 «Объяснение возникновения приспособленности к среде обитания» | §24 | |||
Видообразование – результат действия факторов эволюции. | 1 | §25 | ||||
Селекция – эволюция направляемая человеком | 1 | Л.р.№3 «Искусственный отбор и его результаты» | §26 | |||
Инструктаж по ТБ. Систематика и эволюция. | 1 | §27 | ||||
Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | §28 | ||||
Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | §28 | ||||
Биологические и социальные факторы эволюции человека. | 1 | Л.р.№4 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности» | §29 | |||
Высшая нервная деятельность. | 1 | §30, стр.80-81 | ||||
Высшая нервная деятельность. | 1 | §30, стр.81-83 | ||||
Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | Л.р.№5 «Устойчивость внимания» | §31 | |||
Мышление и воображение | 1 | §32 | ||||
Речь | 1 | §33 | ||||
Память. | 1 | П.р.1 «Выявление объёма смысловой памяти» | §34 | |||
Эмоции | 1 | §35 | ||||
Чувство любви – основа брака и семьи. | 1 | §36 | ||||
Типы высшей нервной деятельности. | 1 | П.р.2 «Определение типа темперамента» | §37 | |||
Обобщение знаний «Вид. Эволюция видов» | 1 | |||||
Глава 3.Биоценоз. Экосистема. Биоценоз. Видовая и пространственная структура. | 14 1 | §38 | ||||
Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. | 1 | §39 | ||||
Неконкурентные взаимодействия между видами. | 1 | §40 | ||||
Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение | 1 | |||||
Организация и разнообразие экосистем. | 1 | §41 | ||||
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 1 | §42 | ||||
Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. | 1 | §43 | ||||
Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. | 1 | §44 | ||||
Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории РА. Красная книга Адыгеи. | 1 | |||||
Развитие и смена сообществ и экосистем. | 1 | §45 | ||||
Агроценоз. Агроэкосистема. | 1 | §46 | ||||
История живой природы местного региона | 1 | |||||
Биологическое разнообразие и пути его сохранения. | 1 | §47 | ||||
Контрольная работа №2 « Популяция. Экосистема» | 1 | |||||
Глава 4. Биосфера Среды жизни. Биосфера и её границы. | 7 1 | §48 | ||||
Живое вещество биосферы его функции. | 1 | §49 | ||||
Средообразующая деятельность живого вещества. Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА | 1 | §50 | ||||
Круговорот веществ – основа целостности биосферы. | 1 | §51 | ||||
Биосфера и здоровье человека. Общая экологическая обстановка на территории РА | 1 | §52 | ||||
Итоговая контрольная работа «Живые системы и экосистемы» | 1 | |||||
Тестовые задания в форме ОГЭ.
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...
Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...
Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год
Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...
Рабочие программы по русскому языку 2020-2021 учебный год
2020-2021 учебный год...
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год...