Рабочая программа по биологии 7 класс. В.В. Пасечник "Линия жизни"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Есионова Ольга Николаевна

     Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника (УМК  «Линия  жизни»  В.В. Пасечника.  Биология  7 кл.  Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2020.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7.1_2020.docx68.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по    биологии   ориентирована на воспитанников    7/1    взвода и разработана на основе следующих документов:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

2.  Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,  протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

3 Программы  В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).

     Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника (УМК  «Линия  жизни»  В.В. Пасечника.  Биология  7 кл.  Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.

       Согласно календарному учебному графику  Университетского  казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения  высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской  области и в связи с  праздничными днями  данный курс реализуется в объеме  68  часов  из расчета 2 часа  в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.

Планируемые  результаты

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад-' шими в процессе образовательной,  общественно полезной, учебно-исследовательской,  творческой  и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Введение. Общие сведения о животном мире (3 часа)

Особенности, многообразие животных. Классификация животных. Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных.

Одноклеточные животные (6 часов)

Общая характеристика одноклеточных.  Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Паразитические простейшие.  Значение простейших.

Входная контрольная работа .

Многоклеточные животные. Беспозвоночные (18  часов)

Организм многоклеточного животного. Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных.  Общая характеристика червей.  Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Л.Р.  «Изучение внешнего строения дождевого червя». Тип Моллюски.  Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Головоногие моллюски. Тип Членистоногие.  Класс Ракообразные . Класс Паукообразные. Л.Р. Изучение внешнего строения паука крестовика. Класс Насекомые. Многообразие насекомых.

Контрольная работа по теме «Простейшие. Черви .

Контрольная работа по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные».

Позвоночные животные (24 часа)

Тип Хордовые. Общая характеристика рыб. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. Л.Р. Изучение внешнего строения рыбы. Классификация рыб. Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Классификация земноводных. Класс Пресмыкающиеся.  Классификация пресмыкающихся. Классификация пресмыкающихся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Класс Птицы.  Л.Р. «Изучение внешнего строения птицы» Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Многообразие млекопитающих.  Домашние млекопитающие. Происхождение животных.  Основные этапы эволюции животного мира. Обобщение материала по теме «Многоклеточные животные».

Контрольная работа по теме: «Позвоночные животные».

Экосистемы (13 часов)

Экосистема. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Цепи питания. Среда обитания организмов. Экологические факторы. Биологические факторы. Антропогенные факторы. Искусственные экосистемы. Обобщение материала по теме «Экосистемы». Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга.

Итоговая контрольная работа.

Повторение (4 часа).

Животные из Красной книги моего региона. Повторение материала по теме «Беспозвоночные животные». Повторение материала по теме «Позвоночные животные». Экскурсия «Знакомство с животными родного края»

Тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

Количество лабораторных и практических работ

Количество контрольных работ

1

Введение. Общие сведения о животном мире.

3

0

0

2

Одноклеточные животные

6

0

1

3

Многоклеточные животные. Беспозвоночные

18

2

2

4

Позвоночные животные

24

2

1

5

Экосистемы

13

0

1

6

Повторение (4 часа)

4

0

0

7

Итого:

68

4

5

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Форма контроля

Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС)

Дата

предметные

метапредметные

УУД

личностные

План

Факт

Введение. Общие сведения о животном мире (3 часа)

1

Особенности, многообразие животных.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных,   отрабатывают правила работы с учебником.

Познавательные УУД Определяют понятия: «систематика»,  «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов

Регулятивные УУД: Описывают и сравнивают  царства органического мира Отрабатывают правила работы с учебником

Коммуникативные УУД научить применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций

Развития познавательных интересов, учебных мотивов;  развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям

1.09

2

Классификация животных.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

3.09

3

Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

8.09

Одноклеточные животные (6 часов)

Комбинированный урок

фронтальная

4

Общая характеристика одноклеточных.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Инфузории

Жгутиконосцы
образование цисты

Познавательные УУД Определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями

Регулятивные УУД:  Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Коммуникативные УУД  Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний, Развитие любознательности, интереса к новым знаниям

10.09

5

Корненожки. Входная контрольная работа

Комбинированный урок

фронтальная беседа, тест

15.09

6

Жгутиконосцы.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа, карточки

17.09

7

Инфузории.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

22.09

8

Паразитические простейшие. 

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки

24.09

9

Значение простейших.

фронтальная беседа

29.09

Многоклеточные животные. Беспозвоночные (18  часов)

10

Организм многоклеточного животного.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа, карточки

Развивать умение выделять существенные признаки многоклеточных животных. Выявлять черты приспособлений к среде обитания  Выделять сходства между типами животных.

Познавательные УУД умение давать определения понятиям, классифицировать объекты

Регулятивные УУД:. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя  

Коммуникативные УУД умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, сравнивать, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям

1.10

11

Тип Кишечнополостные.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными

Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД:  Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.

6.10

12

Многообразие кишечнополостных.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа, карточки

8.10

13

Общая характеристика червей.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

Познавательные УУД умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Регулятивные УУД:  Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

 

Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья  Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.

13.10

9.10

14

Тип Плоские черви.

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки

15.10

13.10

15

Тип Круглые черви.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей

Сравнивать плоских и круглых червей.

 Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД:  Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД

умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение

Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья

20.10

15.10

16

Тип Кольчатые черви. Л.Р.  «Изучение внешнего строения дождевого червя»

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки, таблицы

Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека.

Познавательные УУД Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

Регулятивные УУД:  Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других

Определяют

Понимать необходимость бережного отношения к природе Уметь объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе

22.10

3.11

17

Контрольная работа по теме «Простейшие. Черви»

Урок контроля и коррекции

тест

5.11

18

Тип Моллюски.

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки

Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Познавательные УУД  Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования

10.11

10.11

19

Класс Брюхоногие

Комбинированный урок

фронтальная беседа

12.11

10.11

20

Класс Двустворчатые

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа, карточки

17.11

19.11

21

Головоногие моллюски

Комбинированный урок

фронтальная беседа

тест

19.11

22

Тип Членистоногие.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез».

Познавательные УУД  происхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих

Регулятивные УУД:  Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Коммуникативные УУД отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих

24.11

23

Класс Ракообразные

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки

26.11

24

Класс Паукообразные. Л.Р. Изучение внешнего строения паука крестовика.

Комбинированный урок

фронтальная беседа, крточки

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения»,«паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Клещи.

Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, легочные мешки, трахея, партеногенез.

Познавательные УУД  Особенности строения: восьминогих, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко).

Регулятивные УУД:  Проводят наблюдения за паукообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков

1.12

25

Класс Насекомые.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

тест

Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие».

Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых.

Познавательные УУД Знания общей характеристики насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни пчелы

Регулятивные УУД:  Выполняют

непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Коммуникативные УУД отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Осознание своих возможностей в учении. Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других.

3.12

26

Многообразие насекомых.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Представители отрядов Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи

Представители отрядов . Знания о строении и образе жизни Вредители растений и переносчики заболеваний.

Познавательные УУД Определяют понятие «развитие с превращением Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации

Регулятивные УУД:  Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные УУД Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни

8.12

27

Контрольная работа по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные».

Урок контроля и коррекции

тест

10.12

Позвоночные животные (24 часа)

Комбинированный урок

28

Тип Хордовые.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Распознают животных типа Хордовых.

Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде..Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Познавательные УУД   Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

Регулятивные УУД:   Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых,  корректируют вои знания

Коммуникативные УУД высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают  информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека

Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

15.12

29

Общая характеристика рыб.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный

скелет», «двухкамерное сердце»..

Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Выделяют особенности строения рыб.

Формулируют вывод.

Структурируют знания

Познавательные УУД Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами

Регулятивные УУД:   определяют цель работы : корректируют свои знания Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Коммуникативные УУДУ умение работы а парах,  высказывают свою точку зрения, выражают в ответах свои мысли

Осознают и осмысливают  информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека

17.12

30

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки

22.12

31

Л.Р. Изучение внешнего строения рыбы.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

24.12

32

Классификация рыб.

Комбинированный урок

фронтальная беседа, карточки

Распознают и описывают представителей хрящевых рыб. Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Раскрывают  значение хрящевых рыб в природе

Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы Распознают и описывают представителей костных рыб. Приводят примеры видов рыб, обитающих в Республике Адыгея..

Характеризуют отряды костных рыб.

Объясняют значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

Познавательные УУД Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб.

Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов оценивают собственные результаты

Регулятивные УУД корректируют свои знания: 

Коммуникативные УУД

. Работают с дополнительными

источниками информации

Развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру Осознают и осмысливают  информацию о характерных особенностях животных класса Хрящевые рыбы

12.01

33

Класс Земноводные.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

 Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.

Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.

Познавательные УУД Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Регулятивные УУД:  корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД

умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, Осознают и осмысливают  информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека

14.01

34

Внешнее и внутреннее строение земноводных.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа, карточки

19.01

35

Классификация земноводных

Комбинированный урок

фронтальная беседа

21.01

36

Класс Пресмыкающиеся.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа, тест

Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Определяют принадлежность к типу, классу и распознают распространённых представителей класса.

Выявляют особенности строения

Познавательные УУД Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

Регулятивные УУД:  Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятелбно контролировать своё время Коммуникативные УУД отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.

26.01

37

Классификация пресмыкающихся.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятие «панцирь».Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся.

Определяют принадлежность рептилий к определённым отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Познавательные УУД Сравнивают изучаемые группы животных между собой.

Регулятивные УУД:  Работают с учебником и дополнительной литературой Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Коммуникативные УУД отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки.

Осознают и осмысливают  информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающиеся, их многообразии, значении в природе и жизни человека

28.01

38

Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

 Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.

Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.

Познавательные УУД Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Регулятивные УУД:  корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД

умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, Осознают и осмысливают  информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека

2.02

39

Значение пресмыкающихся.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

4.02

40

Класс Птицы.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

 Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки орнитология, крылья, перьевой покров,  обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мешки, высокий обмен веществ, теплокровность,.

Познавательные УУД Проводят наблюдения за внешним строением птиц.

Регулятивные  УУД Устанавливают цели лабораторной работы Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

9.02

41

Л.Р. «Изучение внешнего строения птицы»

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

11.02

42

Многообразие птиц и их значение.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «роговые  пластинки», «копчиковая железа». Представители отрядов: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. «хищные птицы», «растительноядные птицы»,  «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Представители отрядов Дневные хищные, Совы, Куриные.

«насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы

.

Познавательные УУД 

Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц

Регулятивные УУД:  Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД Работают  в группахтс учебником и дополнительной

литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов

Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками  Обсуждают возможные пути повышения численности хищных птиц Уметь грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию

16.02

43

Птицеводство.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

18.02

44

Класс Млекопитающие.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия  Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые «яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Знать общую  характеристику. Строение кожи.

.

Познавательные УУД Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания.

Регулятивные УУД:  Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками  информации использование для поиска возможности Интернета.

Формирование бережного отношения к природе...

25.02

45

Многообразие млекопитающих.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Основные представители Отрядов: Грызуны, Зайцеобразные. Резцы.

Определяют понятия « видоизменение конечностей», « вторично-водные животные», «зубная формула и её значение в систематик

Миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы.

Познавательные УУД  Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

Регулятивные УУД:  составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

умение работать с дополнительными источниками  информации использование для поиска возможности Интернета.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

2.03

46

Многообразие млекопитающих.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

4.03

47

Домашние млекопитающие.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение

Познавательные УУД  Знать этапы одомашнивания животных, основы

разведения, содержания и основные методы селекции сельскохозяйственных животных

Регулятивные УУД:  Уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

:уметь структурировать учебный материал,

выделять в нем главное

Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности одомашнивания животных  Анализируют условия их содержания

9.03

48

Контрольная работа по теме: «Позвоночные животные».

Урок контроля и коррекции

фронтальная беседа

11.03

49

Происхождение животных.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное

развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм

Познавательные УУД  Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса

Регулятивные УУД:  Анализируют палеонтологические,

сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий.

Коммуникативные УУД  Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формирование личностных представлений о целостности природы.

16.03

50

Основные этапы эволюции животного мира.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как  результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность».

Познавательные УУД  Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов

Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения  Составляют сложный план текста.

Коммуникативные УУД. Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий

Формирование научного мировоззрения о происхождении жизни на Земле.  (от простого к сложному). Устанавливают причинно-следственные связи

при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе длительного исторического развития

18.03

51

Обобщение материала по теме «Многоклеточные животные»

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

30.03

Экосистемы (13 часов)

Комбинированный урок

52

Экосистема.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза».

Познавательные УУД  Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

Регулятивные УУД:  умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Коммуникативные УУД поддерживают дискуссию

Формирование основ экологического сознания .

1.04

53

Взаимосвязь компонентов экосистемы.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

6.04

54

Цепи питания.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида

биомассы», «энергетическая пирамида», продуктивность», «экологическая группа», «пищевые, или трофические, связи»

Познавательные УУД  Составляют пастбищные и детритные цепи питания. Знают формулировку правила экологической пирамиды

Регулятивные УУД: Используют самостоятельные наблюдения для формулировки вывода.

Коммуникативные УУД поддерживают дискуссию

Формирование основ экологического сознания.

8.04

55

Среда обитания организмов.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия  Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция

Познавательные УУД Характеризуют механизм видообразования на примере галапагосских вьюрков

Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения

Коммуникативные УУД. Учение работать в группах при изучении опорного конспекта

Эстетическое восприятие природы и важность сохранения биоразнообразия.

13.04

56

Экологические факторы.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды»

Познавательные УУД Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.

Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам

Регулятивные УУД:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Коммуникативные УУД Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формирование основ экологической культуры.

15.04

57

Биологические факторы.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

20.04

58

Антропогенные факторы

22.04

59

Искусственные экосистемы.

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Определяют понятия: «биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза».

Познавательные УУД  Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

Регулятивные УУД:  умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Коммуникативные УУД поддерживают дискуссию

Формирование основ экологического сознания .

27.04

60

Обобщение материала по теме «Экосистемы»

Комбинированный урок

фронтальная беседа

  Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные».

Познавательные УУД  Знать способы положительного и

Отрицательного воздействия человека и его

деятельности на животных и среду их обитания;

виды промысла

Регулятивные УУД:  уметь

Организовать выполнение заданий учителя согласно установленным

правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД

: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы Работают с дополнительными источниками информации

Анализируют причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания.

29.04

61

Итоговая контрольная работа

Урок контроля и коррекции

фронтальная беседа

4.05

62

Законы об охране животного мира.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник».

Познавательные УУД  Знакомство с законами об Охране животного мира:

федеральными, региональным

Знать основы системы мониторинга

Регулятивные УУД законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга

Коммуникативные УУД  уметь проводить элементарные исследования, работать с различными источниками

информации

уметь воспринимать информацию на слух

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций

 Понимание необходимости охраны животных с целью сохранения видового разнообразия.

6.05

63

Охраняемые территории.

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы»,

«акклиматизация».

Познавательные УУД  Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий.

Регулятивные УУД:  уметь

организовать  выполнение заданий учителя,

сделать выводы по результатам

работы

Коммуникативные УУД уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы,

работать с различными источниками информации, Готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.уметь работать в составе творческих групп

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

11.05

64

Красная книга.

фронтальная беседа

13.05

Повторение (4 часа)

65

Животные из Красной книги моего региона

Урок изучения нового материала

фронтальная беседа

Закрепляют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы»,

«акклиматизация».

Познавательные УУД  Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий.

Регулятивные УУД:  уметь

организовать  выполнение заданий учителя,

сделать выводы по результатам

работы

Коммуникативные УУД уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы,

работать с различными источниками информации, Готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.уметь работать в составе творческих групп

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

18.05

66

Повторение материала по теме «Беспозвоночные животные»

Комбинированный урок

фронтальная беседа

Закрепляют умение реализовывать теоретические знания на практике;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

объяснять значения зоологических знаний  для разведения редких и охраняемых животных

20.05

67

Повторение материала по теме «Позвоночные животные»

Комбинированный урок

фронтальная беседа

25.05

68

Экскурсия «Знакомство с животными родного края»

Комбинированный урок

беседа

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биология - 7 класс. Составлена на основе ФГОС и ориентирована на работу по УМК "Сфера жизни" (концентрический курс)

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта  и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни» (концентрический курс)....

Рабочая программа по биологии 6 класс "Линия жизни" В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии для 6 класса по ФГОС с УУД и планированием.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. Пасечник. Линия жизни. 34 часа ( 1 час в неделю)...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни. 34 часа (1 час в неделю)...

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...

рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...