Рабочая программа по биологии 7 класс 2020-2021 учебный год
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии 7 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза
Хусена Борежевича Андрухаева»
а.Мамхег Шовгеновский район Республика Адыгея
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________/С.М.Меретукова/ «__» ____________ 2020г. | «Рассмотрено» на заседании методического совета №____ « »____________2020г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №4 ___________ /З.Б.Меретукова/ Приказ № _____ «____» ____________ 2020г. |
Рабочая программа
по биологии
7 класс
количество часов в год - 70
количество часов в неделю - 2
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по биологии 7 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №4 а.Мамхег на 2020-2021 учебный год на изучение биологии в 7 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.
Учебник: Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2014. -159 с.
Планируемые результаты изучения
Личностные:
1)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2)умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4)умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных,)
• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности животных к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности:
•знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание программы.
- Организация живой природы (2 ч).
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Организм и вид — различные уровни организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популяция — часть вида. Значение объединения особей в популяции и виды. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Экскурсия.
- Эволюция живой природы (2 ч)
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Система и эволюция органического мира. Многообразие растений и животных, принципы их классификации.
- Растения — производители органического вещества (10ч).
Многообразие растений, принципы их классификации. Усложнение растений в процессе эволюции. Водоросли. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Роль биологии в практической деятельности людей. Значение растений в природе и жизни человека. Рост, развитие и размножение растений. Голосеменные. Усложнение растений в процессе эволюции. Покрытосеменные растения. Многообразие растений и животных, принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Размножение, рост и развитие животных.
- Животные — потребители органического вещества (16 ч)
Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции. Влияние экологических факторов на организмы. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Охрана редких и исчезающих видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
- Бактерии, грибы — разрушители органического вещества.
Лишайники (2 ч).
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Принципы их классификации. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 15 «строение грибов»
- Биоразнообразие (2 ч)
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Национальные региональные этнокультурные особенности
В данную программу включено 5 часов.
- Пчелы и насекомые - общественные животные. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые, занесенные в Красную книгу Адыгеи. (0,5 ч.)
- Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Видовой состав насекомых – вредителей культурных растений Адыгеи и меры борьбы с ними. (0,5 ч.)
- Промысловые рыбы, их рациональное использование. Охрана рыб. Животные водоемов РА: значение и охрана. (0,5 ч.)
- Многообразие земноводных. Эндемики Кавказа. (0,5 ч.)
- Многообразие пресмыкающихся. Пресмыкающиеся на территории Адыгеи. (1 ч.)
- Значение и охрана птиц. Птицы занесенные в Красную книгу РА, меры по их охране. (1 ч.)
- Значение млекопитающих для человека. Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника. (1 ч.)
План работы с одаренными детьми
- Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
- Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
- Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
- Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
- Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках
План работы с неуспевающими детьми
- Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.
- Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
- Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
- Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
- Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
- Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
- Учить детей навыкам самостоятельной работы
В результате изучения курса биологии в 7классе:
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы/раздела | Часы | В том числе | |
Лабораторные работы | Контроль знаний | |||
1 | Организация живой природы | 2 | ||
2 | Эволюция живой природы | 2 | ||
3 | Растения — производители органического вещества | 10 | 5 | «Растения – производители органического вещества» |
4 | Животные — потребители органического вещества | 16 | 5 | «Животные — потребители органического вещества» |
5 | Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники | 2 | 1 | |
6 | Биоразнообразие | 3 | Итоговый контроль знаний
| |
7 | Всего | 35 | 11 | 3 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Практическая часть | Д/З. | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
Инструктаж по Т.Б. Глава 1. Организация живой природы Организм. Вид | 2 1 | § 1, 2 | ||||
Природное сообщество. Экосистема | 1 | § 3,4 | ||||
Глава 2. Эволюция живой природы Эволюционное учение. Доказательства эволюции | 2 1 | § 5,6 | ||||
История развития жизни на Земле. Систематика растений и животных | 1 | § 7, 8 | ||||
Глава 3. Растения – производители органического вещества. Царство растения. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах | 10 1 | Л Р 1. Изучение одноклеточных водорослей ЛР 2. Изучение многоклеточных водорослей | § 9, 10, 11 | |||
Подцарство высшие растения | 1 | § 12 | ||||
Отдел Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем | 1 | ЛР 3. Строение зеленого мха кукушкин лен ЛР 4. Строение мха сфагнум | § 13, 14 | |||
Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Их роль. | 1 | § 15, 16 | ||||
Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги | 1 | ЛР 5. Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной | § 17, 18 | |||
Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. | 1 | § 19, 20 | ||||
Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Семейство Пасленовые | 1 | § 21, 22 | ||||
Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки | 1 | § 23, 24 | ||||
Роль покрытосеменных в развитии земледелия. Выращивание овощных растений в теплице | 1 | § 25 | ||||
Контрольная работа №1 «Растения – производители органического вещества» | 1 | |||||
Глава 4. Животные – потребители органического вещества. Зоология – наука о животных, методы ее изучения. Подцарство Одноклеточные | 16 1 | § 26, 27 | ||||
Подцарство Многоклеточные. | 1 | § 28 | ||||
Инструктаж по Т.Б. Тип Кишечнополостные | 1 | § 29 | ||||
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви | 1 | § 30,31 | ||||
Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах | 1 | ЛР 6. Внешнее строение дождевого червя | § 32 | |||
Тип Моллюски. | 1 | ЛР 7. Строение раковины моллюска | § 33 | |||
Тип Членистоногие: Общая характеристика. Класс Ракообразные. | 1 | § 34, 35 | ||||
Класс Паукообразные и Насекомые. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека РА. | 1 | ЛР 8. Внешнее строение насекомого | § 36, 37 | |||
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Насекомые, занесенные в Красную книгу Адыгеи. | 1 | ЛР 9. Внешнее и внутреннее строение рыб | § 38, 39 | |||
Класс Хрящевые и Костные рыбы. Охрана рыб. Животные водоемов РА. | 1 | § 40, 41 | ||||
Класс Земноводные Эндемики Кавказа . | 1 | § 42 | ||||
Класс Пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся на территории Адыгеи. | 1 | § 43 | ||||
Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем. Птицы занесенные в Красную книгу РА, меры по их охране. | 1 | ЛР 10. Внешнее строение птицы | § 44, 45 | |||
Класс Млекопитающие. Млекопитающие разных экосистем | 1 | § 46, 47 | ||||
Роль млекопитающих в жизни человека. Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника. | 1 | § 48 | ||||
Контрольная работа №2 «Животные – потребители органического вещества » | 1 | |||||
Глава 5. Бактерии, грибы, лишайники Царство Бактерии | 2 1 | § 49 | ||||
Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники | 1 | ЛР 11. Строение плодовых тел шляпочных грибов | § 50, 51, 52 | |||
Глава 6. Биоразнообразие. Видовое разнообразие. Экосистемное разнообразие и деятельность человека | 3 1 | § 53, 54 | ||||
Итоговый контроль знаний за курс 7 класса. | 1 | § 55 | ||||
Пути сохранения биоразнообразия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...
Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...
Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год
Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...
Рабочие программы по русскому языку 2020-2021 учебный год
2020-2021 учебный год...
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год...