Рабочая программа по биологии 5 класс 2020-2021 учебный год
рабочая программа по биологии (5 класс)

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/С.М.Меретукова/

«__» ____________ 2020г.

«Рассмотрено»

 на заседании методического совета

№____

 «     »____________2020г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №4

___________ /З.Б.Меретукова/

 Приказ № _____

 «____» ____________ 2020г.

Рабочая программа

по биологии

5 класс

количество часов в год -  35

количество часов в неделю - 1

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №4 а.Мамхег на 2020 - 2021 учебный год на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов,  1 час в неделю.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 8-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 141, 3с.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.

  1. Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

  1. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

В результате обучения биологии в 5 классе выпускник научится:

 ∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;  

∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;  

∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

 ∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

 ∙ получать биологическую информацию из разных источников;

∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;  

 ∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

∙ определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;  

∙ работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

 ∙ давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

 ∙ отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

∙ находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

∙ объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

 ∙ давать общую характеристику растительного царства;

∙ давать характеристику основных группам растений;

∙ объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Выпускник получит возможность учиться:

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

 (экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсии

Осенние явления в жизни растений родного края 

Раздел 1 Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в  клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2  Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Раздел 4 Царство Растения (17 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


Национальные региональные этнокультурные особенности

В данной рабочей программе предусмотрено  проведение 3 часов

1.Осенние явления в жизни растений родного края (1).

2.Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия (1).

3.Природные сообщества  Адыгеи(1).

План работы с одаренными детьми

  • Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
  • Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
  • Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
  • Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

План работы с неуспевающими детьми

  • Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

  • Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  • Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
  • Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
  • Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы

 Работа с обучающимися  с задержкой психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

При подготовке к уроку учитывается:

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Основная цель урока.
  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
  6. Формы и методы обучения.
  7. Оценка обучающихся.
  8. Анализ урока.
  9. На уроках с обучающимися с ЗПР используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания.


Тематическое планирование

5 класс

1 час в неделю

№ п./п.

Содержательные блоки

Кол-во

часов

Лабораторные работы

Контрольные  работы

1

Введение

6

2

Клеточное строение организмов  

5

3

Царство Бактерии

3

«Клеточное строение организмов. Царство Бактерии »

3

Царство Грибы

4

1

4

Царство Растения

17

3

«Царства Грибы и Растения»

«Живой организм»

Всего

35

7

3

Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Практическая часть

Д/З.

Дата проведения

5 «А»

Дата проведения

5 «Б»

По плану

По плану

По факту

По факту

Инструктаж по ТБ

Введение

Биология — наука о живой природе

6

1

§1

 

Методы исследования в биологии

1

§2

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

1

§3

Среды обитания живых организмов.        

1

§4

Экологические факторы и их влияние на живые организмы        

1

§5

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края

1

Глава1 "Клеточное строение организмов "  

Устройство увеличительных приборов

5

1

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

§6

Строение клетки

1

Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука»

§7

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

§8

Жизнедеятельность клетки:  ее деление и рост.

1

§9

Понятие «ткань»

1

Л.р.№3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»

§10

Глава 2 " Царство Бактерии»

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

3

1

§11

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

§12

Контрольная работа №1

«Клеточное строение организмов. Царство Бактерии »

1

Глава 3 «Царство Грибы "

Грибы, их общая характеристика.

4

1

§13

Шляпочные грибы.

1

Л.р.№4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

§14

Плесневые грибы и дрожжи.

1

§15

Грибы-паразиты

1

§16

Глава 4 " Царство Растения "  

Разнообразие, распространение, значение растений.

17

1

§17

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

1

Л.р.№5 «Строение зеленых водорослей.»

§18

Лишайники

1

§19

Мхи

1

Л.р.№6 «Строение мха

§20

Папоротники, хвощи, плауны.

1

§21

Природные сообщества  Адыгеи

1

приготовить сообщение

Контрольная работа №2

«Царства Грибы и Растения»

1

Экскурсия: Весенние явления в жизни растений родного края.

1

Голосеменные растения.

1

Л.р.№7 «Строение хвои и шишек хвойных

§22

Многообразие голосеменных.

1

§22

Покрытосеменные растения

1

§23, стр.127-128

Многообразие покрытосеменных

1

§23,стр.128-131

Происхождение растений

1

§24 стр.132-134

Основные этапы развития растительного мира

1

§24, стр.134-140

Итоговая контрольная работа

«Живой организм»

1

Итоговое занятие.

1

Летние задания.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год

Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...