Рабочая программа по биологии 11 класс 2020-2021 учебный год
рабочая программа по биологии (11 класс)

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии  для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег Шовгеновский район Республика Адыгея

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/С.М.Меретукова/

«__» ____________ 2020г.

«Рассмотрено»

 на заседании методического совета

№____

 «     »____________2020г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №4

___________ /З.Б.Меретукова/

 Приказ № _____

 «____» ____________ 2020г.

Рабочая программа

по биологии

11 класс

количество часов в год -  68

количество часов в неделю - 2

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии  для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ СОШ №4 а.Мамхег на 2020 - 2021 учебный год на изучение  биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно, при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник В.В: Общая биология. 10-11 кл.: учеб.  для общеобразоват. учреждений - М., Дрофа. 2009.-367 с.:ил.

Планируемые результаты освоения учебного предмета включают

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Планировать пути достижения целей. Планировать ресурсы для достижения цели.

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Создавать модели и схемы для решения задач.

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУ Д:

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

В результате обучения биологии выпускник научится понимать:

•  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•   вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•   биологическую терминологию и символику;

Выпускник получит возможность:

•   объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;  

•   описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

•  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  

Содержание программы

Основы учения об эволюции (17ч)

           Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:   

№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»                                            

 №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Основы селекции и биотехнологии (12 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Антропогенез (8 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Основы экологии (17 ч)

Что изучает экология.  Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.  Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Эволюция биосферы и человек. (14 ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Национальные региональные этнокультурные особенности

В данной рабочей программе предусмотрено 6 часов

  1. Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды (1 ч).
  2. Образ жизни и здоровье человека в Адыгее (1 ч).
  3. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема (1 ч).
  4. Экскурсия: «Биологическое разнообразие живого мира» (1 ч).
  5. Экологическое разнообразие на территории РА и его значение (1 ч).
  6. Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (1 ч).

                   План работы с одаренными детьми

  • Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
  • Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
  • Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
  • Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
  • Тестовые задания в форме ОГЭ
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

План работы с неуспевающими детьми

  • Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

  • Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  • Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
  • Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
  • Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы

                   

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 2  часа в неделю  68 часов

Наименование темы/раздела

Количество  часов

В том числе

Лабораторные работы

Контроль

знаний

1

Основы учения об эволюции

17

2

2

Основы селекции и биотехнологии

12

«Эволюционное учение. Селекция и биотехнология»

4

Антропогенез

8

5

Основы экологии

17

6

Эволюция биосферы и человек.

14

«Основы экологии. Эволюция биосферы и человека».

Итоговая контрольная работа

8

Всего

68

2

3


Календарно - тематическое планирование 11 класс

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Практическая часть

Д/З.

Дата проведения

По плану

По факту

Инструктаж по ТБ.

Глава 5. Основы учения об эволюции.

Эволюция. История эволюционного учения

17

1

§52, стр.186-190.

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

1

§52, стр.190-195.

Вид, его критерии.

1

§53

Популяции.

1

§54

Генетический состав популяций.

1

§55

Изменения генофонда популяций.

1

§56

Борьба за существование и ее формы.

1

§57

Естественный отбор и его формы.

1

§58

Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды

1

Ответить на вопросы.

Изолирующие механизмы.

1

§59

Видообразование.

1

§60

Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование.

1

Л./р.  №1.«Приспособленность организмов к среде обитания».

Макроэволюция, ее доказательства.

1

§61

Система растений и животных – отображение эволюций.

1

§62

Главные направления эволюции органического мира.

1

Л/р №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

§63

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Обобщение  «Основы учения об эволюции».

1

Глава 6. Основы селекции и биотехнологии.

Основные методы селекции и биотехнологии.

12

1

§64, стр.240-243.

Генетика как научная основа селекции

1

§64, стр.243-244.

Решение генетических задач.

1

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

1

§65, стр.244-246.

Методы селекции растений.

1

§65, стр.246-252.

Методы селекции животных.

1

§66

Селекция микроорганизмов.

1

§67, стр.256-258.

Методы клеточной и генной инженерии

1

§67, стр.258.

Биотехнология в практической деятельности человека

1

§68, стр.259-260.

Перспективы развития биотехнологии

1

§68, стр.260-263

Контрольная работа №1  «Эволюционное учение. Селекция и биотехнология»

1

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Интсруктаж по Т.Б.

Глава 7. Антропогенез.

Положение человека в системе животного мира.

8

1

§69

Основные стадии антропогенеза.

1

§70

Движущие силы антропогенеза

1

§71

Прародина человека

1

§72

Расы и их происхождение

1

§73

Образ жизни и здоровье человека в Адыгее

1

Ответить на вопросы.

Обобщение «Антропогенез».

1

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Глава 8. Основы экологии.

Что изучает экология.

17

1

§74

Среда обитания организмов и ее факторы

1

§75

Местообитание и экологические ниши

1

§76

Основные типы экологических взаимодействий

1

§77

Конкурентные взаимодействия

1

§78

Основные экологические характеристики популяции

1

§79

Динамика популяции

1

§80

Экологические сообщества

1

§81

Структура сообщества

1

§82

Взаимосвязь организмов в сообществах

1

§83

Пищевые  цепи

1

§84

Экологические пирамиды

1

§85

Экологическая сукцессия

1

§86

Влияние загрязнений на живые организмы

1

§87

Основы рационального природопользования

1

§88

Обобщение «Основы экологии».

1

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Глава 9. Эволюция биосферы и человек.

Гипотезы о происхождении жизни.

14

1

§89

Современные представления о происхождении жизни.

1

§90

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

§91

Эволюция биосферы.

1

§92

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

§93

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема в Адыгее.

1

Контрольная работа №2 «Основы экологии. Эволюция биосферы и человека».

1

Экскурсия

«Биологическое разнообразие живого мира» в Адыгее

1

Ответить на вопросы.

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение.

1

Ответить на вопросы.

Итоговая контрольная работа

1

Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА.

1

Тестовые задания в форме ЕГЭ.

1

Повторение пройденного материала.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год

Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...