жизнь на разных материках
методическая разработка по биологии (5 класс)
Методическая разработка для учителей биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_na_raznyh_materikah.zip | 902.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Жизнь на разных материках"
Учитель: Шакирова Ф.Ф.
Цели:
- Обучающая: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; формировать умения работать с текстом оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы;
- Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии животного и растительного мира, развивать познавательный интерес (ценностно-смысловая компетенция), способствовать развитию речи (коммуникативная компетентность), мышления: анализ, сравнение (учебно-познавательная компетенция), внимания, любознательности,
- Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, оформления таблицы (компетенция личностного самосовершентсвования).
Общая дидактическая цель:
- создать условия для знакомства с растительным и животным миром материков
Методы обучения, применяемые на уроке:
- По источнику знаний:
- Словесные (рассказ учителя)
- Наглядные (фотографии, слайды)
- Практические (работа с текстом учебной статьи)
- По характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.
Тип урока:
- урок изучения и первичного закрепления знаний.
Формы:
- индивидуальная,
- групповая,
- работа в парах.
Ресурсы к уроку:
- глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2006г. Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы ученика, карточки со словарными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте. Разминка — викторина «Самый, самая, самое...».
а) Сколько материков на Земле? Назовите их.
Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.
в) Какой материк самый маленький? Австралия.
г) Какой материк самый жаркий? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты - это... Нил.
д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.
е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С.
Молодцы!
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по материкам, где живут живые существа. (слайд №1) Итак, тема нашего урока: «Жизнь на разных материках».( слайд №2) Учащиеся записывают тему урока.
Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать цель урока (учащиеся самостоятельно формулируют общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания). (слайд №3)
III. Формирование новых знаний. У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать материал будем по принципу: выучу сам, научу других. По учебнику изучаем материал, затем обучаем весь класс. Класс делится на группы и каждая группа получает задание.(слайд №4)
1 группа: Особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая.
2 группа: Своеобразие растений и животных Африки.
3группа: Растительный и животный мир Северной Америки, его особенности.
4 группа: Редкие растения и животные Южной Америки.
5 группа: Особенности растений и животных Австралии.
6 группа: Особенности растений и животных Антарктиды.
Учащиеся знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира. Назначают руководителей групп. Читают и в тексте выделяют организмы, живущие на материке и их особенности. Каждая группа активно работает, обсуждая ответы на вопросы. Заполняют соответствующую строку в таблице в тетрадях. Выступают руководители групп. Ученик рассказывает материал, заполняет строку в таблице. Учащиеся слушают и заполняют таблицу. (слайд №5)
№ п/п | Название материка | Представитель растительного мира | Особенности его строения и жизнедеятельности | Представитель животного мира | Особенности его строения и жизнедеятельности |
Учитель дополняет, (сопровождает рассказ учащихся показом слайдов №6-11), показывает фото объектов, о которых идет речь.
Живой мир очень разнообразен, а какие еще живые организмы населяют эти материки? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся с вами к учебнику.
Работа в парах. Работа по физической карте полушарий на стр.126-127.
Задание: внимательно рассмотрите растительный и животный мир на разных материках и ответьте на следующие вопросы: (на каждой парте листочки с вопросами) (Слайд №12)
1.На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.
2.На каком материке нет змей? Антарктида.
3.Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.
4.На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
5.На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.
6.Какой материк является родиной домашней индейки? Северная Америка.
IV. Этап закрепления знаний.
Наш урок подходит к завершению, и мы подводим итоги. Мы узнали о некоторых животных и растениях, обитающих на разных материках. Конечно, живой мир очень разнообразен, еще больше узнаете в старших классах. А сейчас, хочется убедиться, что изученное вами запомнилось.
1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе урока (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, совка агриппина, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин).(слайд №13)
2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь? (слайд №14)
- Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека». Рис.
- Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.
- Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
- Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
- Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
- Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.
3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Найди пару». (слайд №15)
Рис Австралия
Кенгуру Антарктида
Скунс Южная Америка
Баобаб Евразия
Виктория регия Африка
Пингвин Северная Америка
Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.
V. Рефлексия. Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. У вас на столах жетоны 3-х цветов. Выберите утверждение, соответствующее вашему состоянию на уроке: (слайд №16)
На уроке было интересно, узнал много нового;
На уроке было не очень интересно, много думал о своем;
На уроке было скучно, нового ничего не узнал.
Оценивание.
VI. Домашнее задание: подг. доп. материал, составить ребусы с названиями животных и растений.(слайд №17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Жизнь на разных материках" 2 часть
Превентация по природоведению 5 класс. Во 2 части представлены Южная Америка, Австралия, Антарктида....
Презентация "Жизнь на разных материках" 1 часть
Животный и растительный мир Евразии, Африки, Северной Америки...
Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....
Жизнь на разных материках
Рассмотрение органического мира на материках....
Жизнь на разных материках
Урок природоведения. Рассматривается биоразнообразие животного и растительного мира Земли. Частично использован метод деятельностного подхода....
материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"
Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...