жизнь на разных материках
методическая разработка по биологии (5 класс)

Методическая разработка для учителей биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhizn_na_raznyh_materikah.zip902.01 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тема урока "Жизнь на разных материках"

   Учитель: Шакирова Ф.Ф.

Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; формировать умения работать с текстом оформлять результаты мыслительных операций  в виде таблицы;
  • Развивающая:  расширить  представления учащихся о многообразии животного  и растительного  мира, развивать познавательный интерес (ценностно-смысловая компетенция), способствовать развитию речи (коммуникативная компетентность), мышления: анализ, сравнение (учебно-познавательная компетенция), внимания, любознательности,
  • Воспитательная:  формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, оформления таблицы (компетенция личностного самосовершентсвования). 

Общая дидактическая  цель:

  • создать условия для знакомства с растительным и животным миром материков

Методы обучения, применяемые на уроке:

  • По источнику знаний:
  • Словесные (рассказ учителя)
  • Наглядные (фотографии, слайды)
  • Практические  (работа с текстом учебной статьи)
  • По характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.

Тип урока: 

  • урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формы: 

  • индивидуальная,
  •  групповая,
  • работа в парах.

Ресурсы к уроку: 

  • глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2006г. Раздаточный материал:  карточки с  алгоритмом  работы ученика, карточки со словарными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте. Разминка — викторина «Самый, самая, самое...».

а) Сколько материков на Земле? Назовите их.

Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.

в) Какой материк самый маленький? Австралия.

г) Какой материк самый жаркий? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты - это... Нил.

д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.

е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С.

Молодцы!

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по материкам, где живут живые существа. (слайд №1) Итак, тема нашего урока: «Жизнь на разных материках».( слайд №2) Учащиеся записывают тему урока.

 Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать  цель  урока (учащиеся самостоятельно формулируют общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания). (слайд №3)

III. Формирование новых знаний. У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать материал будем по принципу: выучу сам, научу других. По учебнику изучаем материал, затем обучаем весь класс. Класс делится на группы и   каждая группа получает задание.(слайд №4)

1 группа: Особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая.

2 группа: Своеобразие растений и животных Африки.

3группа: Растительный и животный мир Северной Америки, его особенности.

4 группа: Редкие растения и животные Южной Америки.

5 группа: Особенности растений и животных Австралии.

6 группа: Особенности растений и животных Антарктиды.

Учащиеся  знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира.  Назначают руководителей групп. Читают и в тексте выделяют организмы, живущие на материке и их особенности. Каждая группа активно работает, обсуждая ответы на вопросы. Заполняют соответствующую строку в таблице в тетрадях. Выступают руководители групп. Ученик рассказывает материал, заполняет строку в таблице. Учащиеся слушают и  заполняют таблицу. (слайд №5)

п/п

Название материка

Представитель растительного мира

Особенности его строения и жизнедеятельности

Представитель животного  мира

Особенности его строения и жизнедеятельности

Учитель дополняет, (сопровождает рассказ учащихся показом слайдов №6-11), показывает фото объектов, о которых идет речь.

Живой мир очень разнообразен, а какие еще живые организмы населяют эти материки? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся с вами к учебнику.

Работа в парах. Работа по физической карте полушарий на стр.126-127.

Задание: внимательно рассмотрите растительный и животный мир на разных материках и ответьте на следующие вопросы: (на каждой парте листочки с вопросами) (Слайд №12)

1.На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.

2.На каком материке нет змей? Антарктида.

3.Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.

4.На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.

5.На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.

6.Какой материк является родиной домашней индейки? Северная Америка.

IV. Этап  закрепления знаний.

 Наш урок  подходит к завершению, и  мы подводим итоги. Мы узнали о некоторых животных и растениях, обитающих на разных материках. Конечно, живой мир очень разнообразен, еще больше узнаете в старших классах. А сейчас, хочется убедиться, что изученное вами запомнилось.

1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе урока  (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, совка агриппина, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин).(слайд №13)

2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь? (слайд №14)

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека». Рис.
  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.
  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
  •  Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
  • Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
  •  Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Найди пару». (слайд №15)

Рис                                                                                           Австралия

Кенгуру                                                                               Антарктида

Скунс                                                                                   Южная Америка

Баобаб                                                                                  Евразия

Виктория регия                                                                   Африка

Пингвин                                                                               Северная         Америка

Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.

V. Рефлексия. Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. У вас на столах жетоны 3-х цветов. Выберите утверждение, соответствующее вашему состоянию на уроке: (слайд №16)

       На уроке было интересно, узнал много нового;

       На уроке было не очень интересно, много думал о своем;

       На уроке было скучно, нового ничего не узнал.

Оценивание.

VI. Домашнее задание: подг. доп. материал, составить ребусы с названиями животных и растений.(слайд №17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь на разных материках" 2 часть

Превентация по природоведению 5 класс. Во 2 части представлены Южная Америка, Австралия, Антарктида....

Презентация "Жизнь на разных материках" 1 часть

Животный и растительный мир Евразии, Африки, Северной Америки...

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

Жизнь на разных материках

Рассмотрение органического мира на материках....

Жизнь на разных материках

Урок природоведения. Рассматривается биоразнообразие животного и растительного мира Земли. Частично использован метод деятельностного подхода....

материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"

Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...