УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ "СВОЙСТВА ЖИВОГО"
учебно-методический материал по биологии
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВАХ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_zhivogo.docx | 759.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сущность жизни и свойства живого
Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем.
Самое первое, приемлемое для науки определение жизни дал немецкий философ Фридрих Энгельс в 1883 году: «Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. Причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Чем же отличаются живые тела от неживых?
Признаки живой материи:
1. Единство химического состава. И живое и неживое на Земле состоит из одних и тех же химических элементов, но в живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента: углерод (С), кислород (О), азот (N) и водород (Н).
2. Все живые организмы состоят из клеток. Клетка является наименьшей единицей всего живого на Земле. Организмы бывают одноклеточные и многоклеточные.
Одноклеточные
Многоклеточные
3. Раздражимость. Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды (тепло, холод, освещенность и др.).
4. Движение (подвижность). Животные отличаются от растений способностью перемещаться из одного места в другое, т. е. способностью к движению. Животным необходимо двигаться, чтобы добывать пищу. Для растений подвижность необязательна: растения способны сами создавать питательные вещества из простейших соединений.
5. Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые организму и выделяя продукты жизнедеятельности. Питание, дыхание, выделение – разновидности обмена веществ.
- Питание. Пища нужна всем живым существам. Они используют ее как источник энергии и веществ, необходимых для роста и других процессов жизнедеятельности.
- Дыхание. Газообмен. ( Например: поглощение кислорода и выделение углекислого газа)
- Выделение. Выведение из организма продуктов обмена веществ.
6. Рост и развитие. Живые существа растут изнутри за счет питательных веществ, которые организм получает в процессе питания.
7. Размножение - воспроизведение себе подобных.
8. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и функции следующим поколениям.
9. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
10. Саморегуляция. Выражается в способности организмов поддерживать постоянство своего химического состава и функций. (Например: постоянство температуры тела не зависимо от температуры окружающей среды).
Вопросы к теме:
1.Что изучает наука биология?
2.Какие химические элементы содержатся в живых организмах в большем количестве?
3. Что является наименьшей единицей всего живого на Земле?
4. За счет чего происходит рост живых организмов?
5. Все мы знаем одноклеточный организм инфузорию – туфельку.
Она обитает в пресных мелких водоёмах. С инфузориями проделали следующий опыт: поместили рядом на стекле каплю чистой воды и каплю воды с инфузориями. Соединили обе капли тонким водяным мостиком. В каплю с инфузориями положили маленький кристаллик соли. По мере растворения соли «туфельки» начали переплывать в каплю с чистой водой - для инфузорий раствор соли вреден.
инфузория-туфелька
Какое свойство живых организмов продемонстрировано в данном опыте?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Учебно-методический материал "Исследование натуральных живых объектов".
Программой основной школы по разделам «Растения», «Животные» и «Общая биология» предполагается изучение одноклеточных и многоклеточных микроскопических в...
9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.
Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...
Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.
Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Материал к проведению живого урока-путешествия по английскому языку "Саранск- мой город"
Материал полезен для проведения урока- путешествия по городу Саранску в рамках знакомства иностранных гостей с городом. Содержит много увлекательных и познавательных моментов из жизни города....
Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.
Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...