Нестандартные уроки по биологии. Учитель биологии Ковалёва Т.Е
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Проводятся нестандартные уроки по биологии в 7,8,9,11классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_uroki_po_biologii._uchitel_biologii_kovalyova_t.e.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные уроки биологии
Учебно-методический материал по биологии содержит четыре методические разработки нестандартных уроков биологии в 7, 8, 9, 11 классах.
Учебно-методический материал представлен по следующим темам:
1) 7 класс: Урок взаимообучения учащихся. Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.
2) 8 класс: Урок «Командная борьба». Тема: Организм – единое целое.
3) 9 класс: Урок – лекция. Тема: Генотип как целостная система.
4)11 класс: Урок «Где? Какое? Как?» (урок-игра с элементами разноуровневого подхода). Тема: Обобщение знаний по теме «Основы учения о биосфере».
Урок взаимообучения учащихся. 7 класс.
Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.
Задачи:
Образовательные: на примере пресноводного полипа гидры детально изучить строение кишечнополостных. Выявить отличия многоклеточных животных от одноклеточных.
Развивающие: учить учащихся устанавливать связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом. Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации,
Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к своему предмету. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
1. Таблицы «Тип Кишечнополостные», «Морское дно».
2. Рисунки различных клеток гидры.
3. Таблички с новыми терминами.
4. Магниты и магнитная доска.
5. Картинки с изображениями различных видов гидр, актиний, медуз и коралловых полипов.
6. Влажные препараты актинии и кораллового полипа.
7. Мультимедийный проектор.
8. Презентация на тему «Тип Кишечнополостные».
Ход урока:
Перед уроком столы расставлены в 3 круга. На столах – таблички с надписями «Кафедра систематики», «Кафедра анатомии», «Кафедра физиологии».
На предыдущем уроке учащиеся разделены на 3 группы примерно одинакового уровня и получили домашнее задание: с помощью учебника и дополнительной литературы подготовить один из вопросов:
1. Систематическое положение гидры.
2. Строение гидры.
3. Функции клеток гидры.
- Урок начинается с вводного слова учителя:
Сегодня мы присутствуем на заседании ученого совета НИИ Многоклеточных животных. Директор института – (представляется один из учащихся класса). Секретарь – (представляется секретарь). На заседании присутствуют представители кафедр систематики, анатомии и физиологии многоклеточных животных. На кафедрах этого института в последнее время проведена большая работа по изучению животных типа Кишечнополостные. Но, поскольку исследования по отдельным вопросам проводились на разных кафедрах, все эти данные носят разрозненный характер. Сегодня в результате совместной работы мы должны сопоставить все имеющиеся в настоящее время сведения об этом типе животных и ответить на несколько очень важных вопросов:
1. Что объединяет кишечнополостных животных в один тип?
2. Какая существует связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом?
3. Чем отличаются многоклеточные животные от одноклеточных?
Итак, первый вопрос мы задаем директору НИИ:
- Почему именно типу Кишечнополостных институт уделяет в последнее время много внимания? (говорит директор НИИ)
Вопросы кафедре систематики:
- К какому подцарству животных относится тип Кишечнополостные и почему?
- Какие животные объединяются в тип Кишечнополостные? Каковы их общие признаки?
(Рассказы представителей кафедры систематики. Демонстрация слайдов и таблицы по теме «Морское дно», влажных препаратов актинии и кораллового полипа, слайдов с изображением различных видов гидр, актиний, медуз и полипов).
- На какие классы делится тип Кишечнополостных?
(класс Гидроидные – медузы и полипы, класс Коралловые – одиночные и колониальные формы).
Для более подробного знакомства с типом остановимся на одном из его характерных представителей – пресноводной гидре.
(Демонстрация таблицы «Тип Кишечнополостные». Презентация.)
Запишем систематическое положение гидры: (на доске пишет секретарь, учащиеся записывают в тетради)
Царство – Животные
п/ц – Многоклеточные животные
тип – Кишечнополостные
класс – Гидроидные
род – гидра
вид – пресноводная гидра
- Какие особенности строения имеет это животное?
1. Внешнее строение
2. Внутреннее строение
По ходу рассказа представителей кафедры анатомии идет демонстрация таблицы «Тип Кишечнополостные», презентации на тему «Тип Кишечнополостные», картинок с изображением различных типов клеток гидры, табличек с новыми терминами. Секретарь по ходу рассказа записывает на доске в рубрике «Запомни» новые термины, учащиеся записывают их в тетради.
- Щупальца
- рот
- подошва
- лучевая симметрия
- кишечная полость
- эктодерма
- энтодерма
- мезоглея – опорная пластинка
- кожно-мускульные клетки
- нервные клетки
- нервное сплетение
- стрекательные клетки
- пищеварительные клетки
Картинки различных типов клеток, изображенных крупным планом, прикрепляются к магнитной доске.
Вопросы кафедре физиологии:
1. Какие функции выполняют названные группы клеток гидры?
2. Как связаны функции, выполняемые различными клетками гидры, с их строением?
По ходу рассказа физиологов демонстрируется таблица «Тип Кишечнополостные», презентация, табличка с новым термином «Рефлекс».
Учащиеся записывают в тетради определение (дается учителем под диктовку):
Рефлекс – это ответная реакция организма на действие раздражителей при помощи нервной системы.
- Какая еще защитная реакция есть у гидры, кроме рефлекса?
(Учащиеся дают ответ. Демонстрируется презентация, рисунок стрекательной клетки, таблица).
- В чем состоят особенности внутреннего строения гидры?
(Отвечает кафедра анатомии)
- Какую роль играют пищеварительные и железистые клетки?
(Рассказывает кафедра физиологии)
У меня к вам еще один интересный вопрос: мне известно, что на кафедре физиологии проводился занимательный эксперимент: если гидру измельчить даже на 200 частей, из каждой вырастет новый организм.
– Как вы объясните результаты этого эксперимента? (отвечают физиологи)
В рубрике «Запомни» секретарь записывает новые термины, остальные – в тетради:
- регенерация (табличка с термином)
- промежуточные клетки (таблица)
Учащиеся под диктовку учителя записывают в тетради определение:
Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.
А теперь нам осталось ответить на последний вопрос:
- Чем отличаются клетки одноклеточных животных от клеток многоклеточных животных? (отвечают систематики)
- Итак, к каким же выводам мы пришли в результате нашей работы?
Учащиеся сначала самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в начале урока (записанные на доске), а затем зачитывают эти выводы в учебнике. (Идет закрепление материала урока).
- Проверка качества усвоения материала урока:
Учащимся предлагается проверочная работа на 5 минут в виде тестов на выбор правильного ответа. В тестах дано 5 вопросов, включающих основной материал урока. Работа выполнятся на листочках.
- Подведение итогов урока.
Выставление оценок:
Одному из сильных учащихся класса было поручено в течение урока фиксировать на листочке количество и качество ответов каждого из учащихся класса.
Итоговая оценка за урок выставляется с учетом работы в течение всего урока и заключительной тестовой проверки.
Оценки объявляются всем учащимся, в журнал выставляются только положительные (с учетом желания каждого учащегося).
Дается возможность доучить материал дома при выполнении домашнего задания и получить более высокую оценку на следующем уроке).
- Домашнее задание:
Всем – выучить тему «Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра».
По желанию – подготовить сообщение и презентацию о кишечнополостных животных.
Урок «Командная борьба». 8 класс.
Тема: Организм – единое целое
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию понятия о функционировании организма как единого целого, о способах регуляции функций организма.
Развивающие: содействовать развитию умения работать в группе, отбирать и систематизировать материал по заданной теме; развивать познавательный интерес школьников.
Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, ответственности, стремление не подвести одноклассников.
Оборудование: 1. Таблицы по курсу биологии 8 класса: Нервная система;
Эндокринная система.
2. Мультимедийный проектор.
3. Презентация.
4. Таблички с названиями команд.
Методика проведения урока:
Для проведения урока класс делится на команды, и избираются капитаны. Оптимальный состав команды – 4-5 человек (вместе с капитаном). Капитан по жребию набирает себе команды, по очереди вытаскивая жетончики с фамилиями учащихся класса. При таком распределении число сильных, средних и слабых участников в командах примерно одинаково.
Столы в классе сдвигаются так, чтобы вокруг них могла сидеть одна команда. За каждой командой закрепляется определенный номер (или название).
Данный урок – урок изучения нового материала, форма работы – групповая.
Учитель формирует задачу урока, объявляет вопросы (они демонстрируются на слайде) и число баллов за ответы на вопросы, за возражения и дополнения, которые могут возникнуть в ходе ответов на вопросы, и число баллов за итоговую работу в конце урока.
Далее учащиеся работают в группах над решением поставленной задачи: учащиеся ищут в учебнике ответы на вопросы.
Затем начинается «командная борьба»: капитан команды, решившей ответить на вопрос, объявляет об этом. Для изложения ответа учитель вправе назвать любого члена команды, и если тот не в состоянии это сделать, считается, что команда ответом не владеет, команда не получает баллы.
Если же команда дала ответ на вопрос, то любая другая команда имеет право выступить с возражением или дополнением. Причем, для формулировки этих возражений или дополнений учитель вправе назвать любого члена этой команды. Если он не в состоянии это сделать, то считается, что команда не имеет возражений или дополнений. В случае принятия возражений или дополнений они оцениваются определенным количеством баллов.
В конце урока все команды оформляют итог своей работы в виде выводов по данной теме и получают за это определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.
Ход урока:
- Сообщение темы и цели урока.
- Объявляются правила игры.
- Выбираются капитаны команд.
- Определяются команды (жеребьевкой) и рассаживаются за свои столы, им выдаются номера или названия команд (на табличках).
- Объявляются вопросы и баллы за каждый вопрос (вопросы демонстрируются на слайде):
- Чем обеспечивается согласованная работа клеток, тканей, органов и их систем?
- Какие вещества называются биологически активными, каково их действие?
- В чем различие желез внешней и внутренней секреции?
- Что такое гормоны и какова их роль в регуляции функций организма?
- Как осуществляется нервная регуляция функций организма?
- В чем заключается саморегуляция всех функций организма и постоянства внутренней среды?
- Докажите, что организм человека – единое целое.
- Команды с помощью учебников ищут ответы на вопросы, работают в группах.
- «Командная борьба» - команды отвечают на вопросы.
- Итог работы: команды оформляют выводы по данной теме (для этой работы выделяется время – 5 минут).
- Зачитываются выводы. За четкий и правильный, полный вывод команды получают 5 баллов.
- Подведение итогов урока.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Урок – лекция. 9 класс.
Тема: Генотип как целостная система
Задачи:
1. Образовательные: подвести итог изучения форм сложного наследования признаков. Показать, что в основе эволюции лежат результаты взаимодействия, перекомбинации и мутации генов. Способствовать формированию знаний о генотипе как целостной системе.
2. Развивающие: развивать умения обобщать и классифицировать формы наследования, формулировать выводы.
3. Воспитательные: содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира, показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии.
Оборудование: 1. Таблицы «Законы Менделя».
2. Презентация: слайды с изображением свеклы столовой и свеклы сахарной, белого кролика с красными глазами (или любого другого животного-альбиноса), разных сортов георгинов, водосбора обыкновенного.
3. Магнитные модели кроликов и магнитная доска.
4. Выставка литературы «Генетика».
Эпиграф (слайд 1):
«Вопросы генетической наследственности в те времена еще не мучили наши умы и не мешали спать по ночам, ибо гены еще были зловещим бредом мировой буржуазии».
В. Конецкий. В сугубо внутренних водах.
Ход урока:
Учитель зачитывает эпиграф и делает вступительное слово:
Во времена Ч.Дарвина биологи-теоретики были убеждены, что родительские начала сливаются в потомстве необратимо, как сливаются необратимо две по-разному окрашенные жидкости. В результате получается нечто среднее, из которого в будущих поколениях ничто из родительских начал вновь проявиться не может.
Первым в этом засомневался брюннский монах – помощник учителя по физике и природоведению, Грегор Мендель, начав свои опыты по гибридизации гороха.
Менее 40 лет назад ученый мир разделился на два непримиримых лагеря. В одном (лагере Морганистов-Менделистов) сосредоточились сторонники хромосомной, генной теории наследственности, в другом – ее противники, отрицающие не только значение генов в механизме наследственности, но и их существование вообще.
И только около 20 лет назад хромосомная теория победила. И теперь у нас уже не вызывает сомнений, что материальным носителем наследственной информации служит ген, а все гены организма образуют его генотип.
Сегодня наша лекция будет посвящена генотипу.
(Учитель сообщает учащимся тему лекции и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадях тему и план лекции) (слайд 2).
План лекции
- Формы наследования признаков.
- Взаимодействие генов.
- Множественное действие генов.
- Генотип как целостная система.
- Давайте вернемся еще раз к опытам Менделя.
- С каким наследованием признаков он столкнулся в своих работах? (С самым простым)
- Чем определяется один признак гороха? (Одним геном)
- Где располагался каждый из этих генов? (В отдельной хромосоме)
Это можно записать так (учитель демонстрирует слайд 3, учащиеся записывают в тетрадях):
Один признак один ген одна хромосома
(Мендель. Простое наследование).
- Часто ли встречается такая форма наследования в природе? (Нет)
- Почему? (В хромосомах много генов)
- В связи с этим, с какой формой наследования мы с вами еще встречались и кем она открыта? (Сцепленное наследование, Морган)
- В чем сущность такого наследования? (Гены, локализованные в одной хромосоме, находятся в сцепленном состоянии и часто передаются вместе).
Запишем это в виде схемы (слайд 4):
Много признаков много генов одна хромосома
(Сцепленное наследование. Морган).
- Но в природе существуют еще более сложные формы наследования. В этом ученые убедились в результате множества проведенных опытов.
Продемонстрируем результаты одного из них.
(С помощью магнитной доски и магнитных моделей кроликов учитель изображает схему гибридного скрещивания и новообразования при скрещивании кроликов).
Рассматриваем фенотипы кроликов: Р, F1 и F2 (объяснение учителя).
Появление в F2 черных кроликов называется новообразованием при скрещивании.
- Откуда же появился такой результат? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим цитологические основы такого скрещивания:
Генетический анализ показывает, что окраска шерсти у кроликов определяется в данном случае двумя парами аллельных генов:
С-с – основной ген окраски, отвечающий за наличие пигмента в шерсти;
А-а – ген, воздействующий на распределение пигмента по длине шерсти. «А» вызывает неравномерное распределение пигмента по длине шерсти.
(Учащиеся определяют генотипы кроликов и объясняют появление различных фенотипов в F2).
Явление взаимодействия неаллельных генов распространено очень широко.
Примеры:
- Примером взаимодействия генов может быть окраска кожи у негра и белого человека. Генотип негра обусловлен наличием двух пар доминантных генов неполного доминирования ААВВ, белого – рецессивными генами аавв. F1 от брака негра и белого имеет генотип АаВв – это мулаты. Брак двух мулатов дает в потомстве все переходы от типичного негра до белого человека (от ААВВ до аавв). Степень смуглости кожи зависит от числа доминантных генов в зиготе.
- Рост человека зависит от десяти или более пар генов. Низкий рост доминирует над высоким и, следовательно, чем больше доминантных генов в генотипе, тем ниже человек.
На этих примерах мы убедились, что один признак может находиться под контролем не одного, а многих генов.
Новообразования при скрещивании – результат взаимодействия генов.
Запишем в тетрадях схему такого скрещивания (слайд 5):
Один признак много генов много хромосом
(Взаимодействие генов).
- В природе имеет место и еще одно интересное явление.
(Учитель рассказывает о множественном действии гена, показывает картинки с примерами).
Примеры:
- Белые кролики, мыши, нутрии, козы, кошки – нет пигмента, это результат действия рецессивного гена, исключающего выработку пигмента меланина.
- Свекла сахарная и столовая.
- Водосбор
- Мушка дрозофила.
Обобщая эти примеры, можно сделать запись (слайд 6):
Признак А
IV. Признак В один ген одна хромосома
Признак С
(Множественное действие генов)
Схемы II, III и IV объединяем фигурной скобкой и подписываем «современная генетика».
Итак, кроме основного, наиболее простого типа наследования, открытого Менделем, вы теперь знакомы с тремя, более сложными типами наследования, известными современной науке.
- Назовите их. (Сцепленное наследование, взаимодействие генов, множественное действие генов)
- Какие выводы вы можете сделать по новым для вас формам наследования?
(Запись в тетради, слайд 7):
- Большинство признаков организма зависит не от одной, а от нескольких пар генов.
- В результате взаимодействия неаллельных генов возникают новообразования.
- Один ген может влиять на развитие нескольких признаков.
- Ну а теперь, используя все ваши знания о генах, генотипе и формах наследования, давайте сделаем общий вывод о генотипе как целостной системе.
(Учащиеся делают вывод. Записывают его в тетрадях. Слайд 8).
Вывод:
- Генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующихся частиц – генов.
- Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов, а каждый ген обладает множественным действием.
- Генотип организма связан с определенными компонентами клетки, с ее хромосомным аппаратом, с ДНК.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: составить и решить две генетические задачи на разные формы наследования признаков.
Урок «Где? Какое? Как?». 11 класс.
(Урок-игра с элементами разноуровневого подхода).
Тема: Обобщение знаний по теме «Основы учения о биосфере».
Задачи:
Обучающая: повторить и обобщить изученный материал по теме «Основы учения о биосфере».
Развивающая: продолжить развитие умений логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной форме, настраивать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Оборудование: 1. Таблицы «Биосфера», «Географические оболочки Земли»;
2. Игровой стол (составлены вместе два ученических стола);
3. Юла со стрелкой;
4. Конверты с вопросами (приложение 1).
Ход урока:
Класс делится на 2 команды: «Знатоки» и «Болельщики».
Команда «Знатоков» рассаживается за игровым столом, без учебников. Команда «Болельщиков» рассаживается на один ряд. «Знатоки» сильнее «Болельщиков», которые сидят за партами с раскрытыми учебниками. Перед каждым игроком за игровым столом лежит конверт с вопросами по теме (3 вопроса, за первый из которых команда может получить 1-2 балла, за второй и третий – от 1 до 3 баллов). Капитан заводит юлу со стрелкой. На ком остановилась стрелка, тот берет из конверта листочек с вопросами и сразу отвечает, применяя, если надо, наглядность. Его ответ при необходимости дополняет болельщик. Оба получают оценки. Выигрывает та команда, у которой больше баллов.
Приложение 1
Вопросы
Конверт № 1.
- Какое влияние оказывает деятельность человека на биомассу Земли? – 2 балла.
- Назовите и охарактеризуйте биогеохимические функции живого вещества в круговороте веществ. – 3 балла.
- Какие факторы внешней среды (кроме действия ультрафиолетовых лучей и температуры) могут оказывать ограничивающее влияние на распространение живых организмов по нашей планете? – 3 балла.
Конверт № 2.
- Чем определяются границы биосферы? – 2 балла.
- Как происходит биогенная миграция атомов в атмосфере? – 3 балла.
- Существует ли связь (и какая именно) между интенсивностью размножения представителей данного биологического вида и общей численностью его особей на планете? – 3 балла.
Конверт № 3.
- Какое место среди сфер Земли занимает биосфера? – 2 балла.
- Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы? – 3 балла.
- Можно ли считать, что биомасса почвы определяется фотосинтетической активностью надземных частей зеленых растений? Почему? – 3 балла.
В конце урока подводятся итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс
Нестандартные урок - игра "Покорение вершины" позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...
Конспект нестандартного урока по биологии в 10 классе "Человек как житель биосферы"
Файл содержит конспект урока-концерта по теме "Человек как житель биосферы" по учебнику Пономаревой....
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках. Опыт работы учителя биологии.
Требования ФГОС, преимущества использования ИКТ, конкретные примеры из опыта работы учителя биологии, становление этого опыта, возможности профессионального роста в данном направлении....
Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"
Цель урока:формирование основных представлений о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу,развитие чувства сопричастности к природ...
Самоанализ урока по биологии учителя МОУСОШ№17 Оливенко Л.И. (03.03.2017г.). Занятие в 8 классе по теме: «Кожа в быту и моей будущей профессии».
Материал предназначен для изучения темы "Кожа" в 8 классе....
Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...