Рабочая программа по Биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа по биологии (далее - Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.).
- Федеральным базисным учебным планом и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ».
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
- Программой среднего общего образования. Биология (10-11 классы). Базовый уровень к учебному комплекту для 11 класса (авторы И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин – М: «Дрофа», 2014г.).
Программа ориентирована на УМК Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009
1 час в неделю, 34 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_11_kl_2020-2021.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании школьного методического объединения протокол № __ от «___»________2020г. | Заместитель директора школы по учебной работе ___________М.Г.Маслов «___»__________2020г. | И.о директора МБОУ «Школа-интернат №1» _________М.Г.Маслов приказ № ___ от «___»_________2020г. |
Рабочая программа
по Биологии
11 класс
Программа разработана
учителем биологии
И.Ю.Мочаловой
г. Саров Нижегородская область
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии (далее - Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.).
- Федеральным базисным учебным планом и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ».
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
- Программой среднего общего образования. Биология (10-11 классы). Базовый уровень к учебному комплекту для 11 класса (авторы И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин – М: «Дрофа», 2014г.),
- Учебного плана МБОУ «Школа-интернат №1» на 2020– 2021 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Изучение биологии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Курс биологии на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому Программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Программа ориентирована на УМК Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009
Формы и методы обучения
Формы обучения : индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы, приемы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, частично-поисковый метод, проблемный метод, беседа, эвристическая беседа, игровые приемы и методы, практическая работа, лабораторная работа, деловая игра, контрольная работа, самостоятельная работа, защита проектов, тестирование, рассказ, инструктаж, демонстрация, решение задач, работа с книгой; демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения по данной рабочей программе предполагает использование следующих методов контроля: метод устного контроля, метод практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.
Устный контроль - это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, географической и технологической карты, чертежа, схемы, сообщение об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма - беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится на каждом уроке в индивидуальной, фронтальной или групповой форме. Индивидуальный опрос обучающихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.
Одной из форм проверки и оценки результатов обучения являются выполнение практических работ и лабораторных работ обучающимися.
При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатах обучения. Дидактические тесты являются сравнительно новым средством проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися.
Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя.
Типы тестов: первый тип тестов проверяет знание фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы.
Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном это решение типовых задач.
Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.
Четвертый тип тестов требует заданий, проверяющих умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Биология» 11 класс
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
уметь (владеть способами деятельности):
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание Программы
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюци
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
Тематическое планирование
11 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | 9 |
3. | Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюци | 3 |
4. | Развитие жизни на Земле | 3 |
5. | Происхождение человека | 4 |
6. | Биосфера и ее структура | 2 |
7. | Жизнь в сообществах. Основы экологии | 5 |
8. | Биосфера и человек. Ноосфера | 4 |
9. | Бионика | 3 |
Итого | 34 |
Поурочное планирование
11 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№ урока | Тема урока | Домашнее задание |
Развитие биологии в додарвиновский период | Глава 4, № 4.1 | |
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | Глава 4, № 4.2 | |
Предпосылки развития теории Ч. Дарвина | Глава 4, № 4.3 | |
Эволюционная теория Ч. Дарвина | Глава 4, № 4.4 | |
Вид. Критерии и структура вида. | Глава 4, № 4.5 | |
Популяция как структурная единица вида. | Глава 4, № 4.6 | |
Популяция как единица эволюции. | Глава 4, № 4.7 | |
Факторы эволюции. | Глава 4, № 4.8 | |
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | Глава 4, № 4.9 | |
Адаптации организмов к условиям обитаниям. | Глава 4, № 4.10 | |
Видообразование как результат эволюции. | Глава 4, № 4.11 | |
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | Глава 4, № 4.12 | |
Доказательства эволюции органического мира. | Глава 4, № 4.13 | |
Тест №1 « Основные закономерности эволюции» | ||
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | Глава 4, № 4.14 | |
Современные представления о возникновении жизни . | Глава 4, № 4.15 | |
Возникновение и развитие жизни на Земле: архей, протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой. | Глава 4, № 4.16 | |
Гипотезы происхождения человека. | Глава 4, № 4.17 | |
Положение человека в системе животного мира. | Глава 4, № 4.18 | |
Эволюция человека. | Глава 4, № 4.19 | |
Человеческие расы. | Глава 4, № 4.20 | |
Обобщающий урок «Развитие жизни на Земле» Тест №2 « Развитие жизни на Земле» | ||
Организм и среда. Экологические факторы | Глава 5, № 5.1 | |
Абиотические факторы среды | Глава 5, № 5.2 | |
Биотические факторы среды. | Глава 5, № 5.3 | |
Структура экосистем. | Глава 5, № 5.4 | |
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | Глава 5, № 5.5 | |
Причины устойчивости и смены экосистем. | Глава 5, № 5.6 | |
Влияние человека на экосистемы. Практическая работа №1 «Решение экологических задач» | Глава 5, № 5.7 | |
Биосфера – глобальная экосистема. | Глава 5, № 5.8 | |
Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок. | Глава 5, № 5.10 | |
Биосфера и человек. | Глава 3, № 5.11 | |
Пути решения экологических проблем. | Глава 5, № 5.12 терминология | |
Роль биологии в будущем. Тест №3 «Экосистема» | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...