«Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Научить объяснять сущность термина «адаптация», «биогеоценоз», «экосистема».Определять предмет науки экология. Устанавливать связь между организмами в биогеоценозе на схеме, приведённой в учебнике. Раскрыть значение ярусного строения сообщества. Показать значение наземного и подземного ярусов в природном сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.1tehnologicheskaya_karta_uroka_7_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

биологии в 7 классе на тему «Приспособление растений к совместной жизни в природном сообществе».

ПАСПОРТ УРОКА

ФИО учителя: Харламова Е.Н.

Название ОУ: МБОУООШ п. Рамоново

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока:  «Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе»

Дата16.05.2018
Цель урока: формирование представления о адаптации живых организмов

Задачи урока:        

Обучающая: Научить объяснять сущность термина «адаптация», «биогеоценоз», «экосистема».Определять предмет науки экология. Устанавливать связь между организмами в биогеоценозе на схеме, приведённой в учебнике. Раскрыть значение ярусного строения сообщества. Показать значение наземного и подземного ярусов в природном сообществе.

Воспитывающая: установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о взаимосвязи живых,  инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
Планируемый результат:

 Предметные: знать о сути взаимоотношений растений в биогеоценозе.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в паре, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: презентация, диагностическая карта, учебник

Список литературы

1.Биология. 7 класс (авт. В.С. Кучменко, Корнилова О.А.)

2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы

3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)

Хода урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Учащиеся организуют свое рабочее место.

Здравствуйте! Ребята, мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познаний.

А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений – это рабочие тетради, письменные принадлежности и хорошее настроение.

Проверяют наличие всех необходимых материалов и принадлежностей.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся формулируют и записывают тему урока, проговаривают цель и задачи.

Ребята, кто из вас самый смелый? Вам нужно выбрать конверт любого цвета. Откройте свои конверты и назовите тему вашего задания.

1 группа – Чего нельзя делать в лесу?

2 группа – Первая помощь в лесу.

3 группа – Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

4 группа - Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

Желающие выходят и открывают конверты. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Актуализация знаний

Учащиеся вспоминают свойства живого, строение клетки.

Скажите, готовы отправиться в поход?

Но для того, чтобы отправиться в поход, необходимо собрать инвентарь.

Для этого нужно выполнить задания.

На чем основаны пищевые связи в биоценозе?

Почему растения являются первым трофическим уровнем? 

Объясните в чем заключается ярусность в растительном сообществе?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Составляют пищевую цепь.

Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с царствами живой природы: бактерии, растения, животные, вирусы, грибы.

Словесные (беседа, рассказ) и наглядные (демонстрация) методы.

Фронтально и индивидуально. 

Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, аквариум. Чуть больше -  луг, река. И громадной -  вся наша  планета Земля.

Как бы вы назвали  живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории?

А давайте узнаем, какие организмы поселились в лесу и в каких отношениях они находятся друг с другом.

Какие живые организмы определяют строение лесного природного сообщества?

Какие жизненные формы вы знаете?

Обратите внимание, как распределяются растения в лесу?

Для чего необходимо такое расположение растений?

Задание для группы 1.

1.Биоценоз леса

 2.Определение растений

3.Ярусность

 Задания для группы 2.

1.Биоценоз луга

 2.Определение растений

3.Ярусность

Ннаходят информацию в учебнике, отвечают на вопросы учителя, формулируют основные понятия записывают их в тетрадь.

Слушают учителя, работают с таблицей, делают выводы о связи растений в биоценозе.  Учащиеся каждой группы дополнить схему для «Биоценоза леса» и «Биоценоза луга»

Сообщение от групп, взаимооценка в группах, заполнение лестницы успеха.

Первичная проверка понимания (+физминутка)

   Учащиеся осваивают классификацию живых организмов, используют полученные знания, осознают уровень освоения учебного материала.

Объясняет правила игры учащиеся хлопают в ладоши если демонстрируется светолюбивые растения, руки в стороны – если тенелюбивые

Словесные (объяснение)и практические (игра) методы.

Фронтально и индивидуально.

Слушают и выполняют правила игры, определяют виды растений по отношению к свету Самостоятельно оценивают уровень усвоенных знаний

Первичное закрепление

    Учащиеся определяют принадлежность к царству живые организмы объясняют свой ответ, работают с учебником.

Организовывает работу учащихся согласно их собственной оценке знаний, проводит тестирование

Словесные (работа с книгой) и практические (упражнение) методы.

Индивидуально, дифференцированно.

Определяют принадлежность организмов к определенному царству объясняя свой выбор, подготавливают информацию о значении злаков в жизни человека.

Информация о домашнем задании

   Учащиеся вспоминают свойство живого и отличительные особенности клеток животных и растений.

Задание.

П. 57

Загадки про природные сообщества

Записывают задание в дневник.

Рефлексия

   Учащиеся осознают собственную деятельность, формулируют вывод.

Записывает на доске начало фразы «На уроке я научился…». Просит учащихся закончить эту фразу, опираясь на проделанную работу.

Словесные (беседа) методы.

Фронтально и индивидуально.

Заканчивают фразу, осознавая и формулируя полученный опыт.

Директор __________________________  Бутаев З.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Краткая природно-географическая характеристика Саратовской области. Природные Сообщества"

Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении биологического краеведения Саратовской области....

Контрольная работа 6 класс по теме"Классификация растений. Природные сообщества."

Контрольная работа состоит из 2 вариантов, составлена в форме тестовой проверки...

Приспособленность растений к условиям жизни в лесном биогеоценозе.Лабораторная работа.

С помощью данной презентации учащиеся знакомятся с объектами исследования на примерах фотоматериалов.Это -дополнительный вход информации для городских школьников, которые, к сожалению, редко бывают в ...

Характеристики природного сообщества растений как биосистемы.

Урок-презентация по биологии для 6 класса по учебной программе 2013-2014 уч.года в Казахстанских школах. Урок изучения новой темы, включает понятия о способах питания организмов, биоценозе, ярусности,...

Презентация в помощь для проведения лабораторной работы по приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозе

Презентация в помощь для проведения лабораторной работы по приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозе...

приспособления организмов к совместной жизни в БГЦ

презентация сопровождение урока биологии в 10 классе по программе Пономаревой И.Н....