Приспособленность растений к условиям жизни в лесном биогеоценозе.Лабораторная работа.
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему
С помощью данной презентации учащиеся знакомятся с объектами исследования на примерах фотоматериалов.Это -дополнительный вход информации для городских школьников, которые, к сожалению, редко бывают в лесу, мало знают о дикой природе....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к лабораторной работе. | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термины по теме
Биогеоценоз- Однородный участок земной поверхности с определённым составом живых( биоценоз) и абиотических (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва, влага и прочие условия окружающей среды) компонентов, объединённых круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс.
Ярус- Часть слоя в биоценозе и агроценозе , к которой приурочены ассимилирующие или запасающие органы растений .
Ярусность - Пространственно- структурное расчленение толщи биогеоценоза(экосистемы) на ярусы, слои, пологи и т.д.Различают ярусы в пространстве(надземные и подземные) и во времени(разновременное участие видов в жизнедеятельности сообщества).
Задание 1. Рассмотрите шишки и семена ели(или сосны). Укажите признаки, свойственные голосеменным растениям. Какова роль крылатки у семени? Определите, в какой ярус входят эти растения? Укажите, какое условие среды обитания является необходимым для размножения и распространения этого растения. Сделайте вывод о приспособленности ели( или сосны) к условиям существования в лесном биогеоценозе .
Задание 2. Рассмотрите гербарий с побегом цветущей черёмухи. Определите тип соцветия у растения. Отметьте окраску цветков. Охарактеризуйте значение цветков и соцветия для лесного растения. Определите, в какой ярус лесного биогеоценоза входит этот вид растения. Укажите, какое условие среды обитания является необходимым для размножения и распространения этого растения. Сделайте вывод о приспособленности черёмухи к условиям существования в лесном биогеоценозе .
Задание 3. Рассмотрите гербарий травянистых растений лесного биогеоценоза- кислицу и майник. Сравните общий облик данных растений и укажите их общие черты. По внешнему облику растений обоих видов ( по их надземным и подземным органам) смоделируйте условия, в которых обитают эти виды. Назовите ярус лесного биоценоза, куда входят оба эти растения. Сделайте вывод о приспособленности кислицы и майника к размножению и распространению в условиях существования лесного биоценоза.
В качестве примера выполнения отчёта о работе представлена презентация ученика 10 класса.
Лабораторная работа №1 Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе Цель работы: Сравнить приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни. Оборудование: гербарий (побег черемухи, кислицы и майника) , шишки ели с семенами. Выполнил: ученик 10 класса «А» МБОУСОШ №63 Чекрыжов Вячеслав
Ход работы Задание №1 Шишки ели Шишки ели продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3—4 см. Шишки состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, а в их пазухах — семенные чешуи, на верхней поверхности которых обычно развивается по 2 семяпочки, снабжённых так называемым ложным крылом. Сама ель принадлежит ярусу №1.
Семена ели и роль крылатки Семена созревают в октябре, разносятся по ветру, с помощью крылаток. Крылышки расположены под углом одно к другому. Даже в безветренную погоду семя не падает, а падает вращаясь, что значительно увеличивает время его падения. Это позволяет разлетаться семенам на большие расстояния. Соответственно, увеличивается ареал распространения данного растения.
Вывод о приспособленности ели Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка), имеют крылатки, благодаря этому распространяется на большие расстояния и увеличивает свой ареал распространения.
Задание №2 Цветок черемухи Цветки белые (реже розоватые), собраны в длинные густые поникающие кисти длиной 8—12 см, с сильным запахом, на цветоножках. Чашелистиков и лепестков по 5, тычинок 20, пыльники жёлтые, пестик один. Соцветие- кисть. Весенний медонос, даёт нектар и много пыльцы, привлекая множество насекомых.
Черемуха Располагается в I -II ярусах, адаптации к существованию в лесном фитоценозе: сильно пахучие цветы, широкая крона, узкие темновато-зеленые листья.
Вывод о приспособленности черемухи к условиям существования в лесном биогеоценозе Предпочитает влажные, богатые почвы с близким залеганием грунтовых вод. Растёт преимущественно по берегам рек, в приречных лесах и кустарниковых зарослях, по лесным опушкам, на песках, по лесным прогалинам. Является весенним медоносом, даёт нектар и много пыльцы, тем самым привлекая множество насекомых.
Задание №3 Кислица Растение с ползучим, иногда шишковатым корневищем. Очерёдные, большей частью тройчато- или пальчатосложные листья снабжены черешками и сложным отгибом. Листочки расположены лапчато, а иногда и перисто. Листья складываются и опускаются со сменой дня и ночи, при механическом раздражении, на ярком свету. Листочки кислицы, в зависимости от вида, могут быть зелеными и даже бордовыми или фиолетовыми. Цветки правильные, построенные по пятерному типу, лепестки белые, розовые или желтые, тычинок десять. . Цветки кислиц закрываются к ночи или в непогоду. Плод — коробочка, раскрывающаяся по створкам. Семена, которых по нескольку в каждом гнезде, одеты мясистым покровом, который, лопаясь, эластично отскакивает, способствуя раскрыванию плода и разбрасыванию семян. Относится к 3 ярусу
Майник От подземного тонкого, покрытого листовыми влагалищами корневища отходят длинные ползучие побеги. Наземный стебель развивается из конечной почки корневища; он небольшой, прямостоячий, у основания покрыт тремя листовыми влагалищами, ближе к верхушке несёт два черешчатых сердцевидно-яйцевидных листа. Заканчивается стебель кистью из мелких белых цветков. Цветки прикрепляются к пазухе небольших прицветников или поодиночке, или по 2—3. Околоцветник простой, из 4 белых лепестковидных распростёртых или несколько отвороченных листков; тычинок 4; пестик один с коротким толстым столбиком и маленьким рыльцем; Плод — красная ягода с 1—2 семенами. Относится к 3 ярусу
Условия, в которых обитают кислица и майник Кислица обитает в условиях с более или менее достаточным, но не избыточным количеством воды в почве. Кислицы — очень теневыносливые растения, в еловых лесах могут жить при освещённости, равной 1/200 от полного солнечного освещения. Майник растёт в хвойных и смешанных лесах, реже в лиственных лесах и на лесных лугах. Принадлежит к исчезающим растениям.
Вывод о приспособленности кислицы и майника к условиям существования в лесном биогеоценозе Кислица, также как и майник, может быть примером растений, которые приурочены лишь к определённым растительным сообществам, будучи хорошо приспособлены к свойственной этим сообществам фитосреде . Успешно произрастающая в тёмнохвойных, в особенности еловых лесах в условиях значительного затенения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме: "Мир растений. Условия жизни растений", 6 класс.
Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме "Мир растений. Условия жизни растений"....
Приспособления растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий для растений.
конспект урока по экологии растений...
урок биологии на тему "Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни"
для коррекционно-образовательных школ...
Презентация в помощь для проведения лабораторной работы по приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозе
Презентация в помощь для проведения лабораторной работы по приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозе...
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....
«Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе»
Научить объяснять сущность термина «адаптация», «биогеоценоз», «экосистема».Определять предмет науки экология. Устанавливать связь между организмами в биогеоценозе ...
"Растительность, как компонент природы. Приспособление растений к суровым климатическим условиям на примере кедрового стланника"
Помогает учащимся 8-9 кл. расширить знания о растительности таежной зоны Дальнего Востока, Восточной Сибири, закрепить умения анализировать климатическую карту и читать карту природных зон России...