Экологическое воспитание обучающихся
опыты и эксперименты по биологии
В работе представленообобщение опыта работы на уроках и во внеурочной деятельности по формированию экологической культуры подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа предназначена для учителей биологии.экологии | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»
Экологическое воспитание
обучающихся на уроках биологии
( из опыта работы учителя биологии Васильковой Надежды Павловны)
Март 2020 года
Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Каждый час днем и ночью население Земли увеличивается. Это влияет на окружающую среду и, в частности, на ее загрязнение, так как с увеличением населения возрастает количество всего того, что потребляется, производится, строится человеком и выбрасывается. Наверное, никогда так остро перед человечеством не стоял вопрос о будущем нашей планеты. Проблемы гармоничного сосуществования с природой в настоящее время все активнее выдвигаются на передние рубежи человеческих познаний. В Федеральных государственных образовательных стандартах (полного) общего образования, направленных на обеспечение развития системы образования , одно из направлений деятельности школы - это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся содержит и экологические аспекты. Согласно этого документа выпускник школы должен обладать различными качествами, в том числе он должен быть
-любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;
-креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
-владеющим основами научных методов познания окружающего мира; мотивированным на творчество и инновационную деятельность; готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
-осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
В настоящее время образовательными учреждениями активно реализунтся концепция экологического воспитания, разработанная О. М. Дорошко в 2002 году, целью которой является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.
Определены и задачи экологического воспитания:
1) сформировать у учащихся навыки самообразования по вопросам
развития взаимодействия природы и общества;
2) вооружить учащихся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;
3) развить личностные качества, определяемые экологической культурой гармоничного типа: самоуважение, уверенность в себе, свободу в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки и т. д.;
4) формировать умения и навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, самоопределение и самоуважение;
5) развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, ее объектов, др. людей с их личными взглядами и интересами.
В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому экологическое воспитание учащихся проводится в учебной, во внеклассной и во внеучебной деятельности.
Экологические знания, разъяснения идей охраны природы учащиеся получают на уроках биологии, лабораторных и практических работах, факультативе, во время фенологических наблюдений, участия в школьном мониторинге.
Во внеклассной деятельности экологическое воспитание осуществляется через проведение бесед, экскурсий, игр, викторин, КВН с экологическим содержанием, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней.
Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в выполнении домашних работ экологической тематики, опытов, наблюдений в природе, живом уголке или на природе.
В своей педагогической деятельности учителя биологии ( с 2005 года) использую все перечисленные формы работы с учащимися, а методы преподавания могут быть самыми разнообразными словесные, наглядные, практические.
Не все уроки биологии имеют экологическую направленность, это обеспечивается учителем за счет частичного или полного внедрения экологических элементов в уроки биологии. На тех, уроках, где экологическое воспитание является главной задачей обучающихся 6-8 классов обозначены в предложенном перечне.( Приложение №1). На уроках 5-7 классов с целью формирования бережного отношения к флоре и фауне раскрываю значимость самых неприметных, а иногда, по мнению школьников бесполезных и страшных представителей. Для создания эмоционального фона часто использую на уроках метод « Черный ящик» (. Приложение №2 Урок земноводные https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/06/04/urok-zemnovodnye-znachenie-i-mnogoobrazie)
Учащимся 9-11 классов знания в области экологии преподаются ежеурочно в той или иной мере. Элементы экологических знаний расширяют информацию природоохранного направления, раскрывают вопросы экологии человека, сохранения его здоровья. Поэтому старшеклассников обязательно привлекаю к созданию листовок, при этом подростки достаточно часто проявляют творческих подход к созданию листовок (https://nsportal.ru/vasilkova-nadezhda-pavlovna
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/06/01/listovka-o-sohranenii-redkih-rasteniy)
Для формирования экологической культуры подрастающего поколения недостаточно, что учитель дает экологические знания, необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным. Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения. При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Знания, без эмоций и чувств, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием, поэтому я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приёмы и средства в своей работе, которые воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности. На внеклассных мероприятиях по формированию бережного отношения к животным использую возможности интернета (https://www.youtube.com/watch?v=zJj7fVD1VtE https://www.youtube.com/watch?v=a0OgMmmEf2U;
https://www.youtube.com/watch?v=QzaR2jqh8DI
https://www.youtube.com/watch?v=P3Ne4v5IM3I и др.)
Экологические акции и операции стали популярными во всем мире и проводятся различными организациями: медицинскими учреждениями, волонтерами. Все мероприятия воспитательное и развивающее направление. Главное – вызвать интерес к предмету изучения, заставить ребят задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно участвовать в познании, защите окружающей среды и улучшении её состояния. В рамках экологических акций организую мероприятия различной направленности и форм проведения. В 2019 году впервые проводила в школе семейную игру « Что? Где? Когда?» , которая состояла из 4 туров ( 1 тур в четверть) В марте провели тур , посвященный маршу парков и заповедников.
В формировании экологических навыков особое внимание уделяю внеурочной работе обучающихся, так как активизируется познавательную деятельность учащихся, воспитывается бережное отношение к природе и что самое важное, у школьников формируется навык наблюдения, что очень не хватает современному школьнику.
Внеурочные работы, (чаще всего это исследовательские работы) выполняются учащимися по каждому учебному курсу: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека, общей биологии.( https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/11/13/eksperiment-nad-svoim-telom-issledovanie) Исследовательская работа – это творческая работа ума, сознания, навыков и умений. Работы и задания, которые я предлагаю детям, продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения исследовательской работы становится защита на уроке, конференциях. Главным результатом систематической работы являются успехи школьников в учебе, а также победы учащихся на олимпиадах и научно-практических конференциях разных уровней (https://nsportal.ru/albom/2015/06/01/vasilkova-nadezhda-pavlovna/gramoty-uchashchihsya; . Приложение №6 ).
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения, такова моя миссия учителя биологии.
Приложение №1
Перечень урок с экологической направленностью для обучающихся 6-8 классов
6 класс
- Общее знакомство с растениями.
- Среды жизни растений; влияние факторов окружающей среды на растения
- Роль беспозвоночных и других животных в опылении растений; многообразие и
значение плодов.
- Роль минерального питания для растений;проблема химизации сельского хозяйства
- Биологическое разнообразие царства растений и его функциональное значение;
происхождение культурных растений.
- Природные сообщества Понятия о сообществе и экосистеме;устойчивость экосистем;
- Приспособленность организмов к совместной жизни в сообществе;
- Агроценозы; охрана редких видов растений.
7 класс.
- Царство Животные Многообразие животных.
- Среды жизни и места обитания, типы взаимоотношений животных, трофические цепи и уровни.
- Условия жизни, влияние факторов среды, значение этих животных в природе и для человека.
- Развитие и закономерности размещения животных на планете
- Животный мир и деятельность человека
- Одомашнивание животных.
- Биологические отрасли природопользования :рыбное и охотничье хозяйства. Биологическое
- Разнообразие животных и их вымирание. Красная книга РФ.
8 класс
- Происхождение человека Место человека в системе органического мира; роль социальных и биологических факторов на развитие человека.
- Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций
- Строение нервной системы; болезней нервной системы и их взаимосвязь с состоянием окружающей среды и социальными процессами
- Болезни крови и органов кровообращения; иммунитет человека; инфекционные болезни и их профилактика
- Болезни органов дыхания и их взаимосвязь с загрязнением атмосферы
- Пищевые продукты и их качество; пищевые рационы различных народов.
- Заболевания при нарушении обмена веществ; витамины в плодах и овощах;
- Нормы питания людей
- Взаимосвязь психики людей и их поведения с состоянием окружающей среды;
- Влияние факторов среды на внутриутробное развитие ребёнка и на его развитие в первый год жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Роль библиотек и музеев в экологическом воспитании обучающихся
Доклад о роли библиотеки в экологическом воспитании в школе....
Социальный проект "Экологическое воспитание обучающихся"
Социальный проект "Экологическое воспитание обучающихся"....
Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"
О современном подходе к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....
Сообщение на заседание ТГ «Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате» 2018г.
Сообщение на заседание ТГ«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»2018г....
Статья Экологическое воспитание обучающихся подросткового возраста
В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необх...
Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся
Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся...