Рабочие программы курсов по выбору
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочие программы Курсов по выбору
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Курсов по выбору "Биологический мир" | 31.73 КБ |
Рабочая программа курсов по выбору "Занимательная химия" | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
Пункт 2.2. Основной
образовательной программы
основного общего образования
(в соответствии с федеральным
государственным
образовательным стандартом
основного общего
образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 06 декабря 2009 года № 373
«Об утверждении
федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования»,
утвержденной приказом
МБОУ ЦО «Школа-сад № 7» от 28.08.2020 № 567
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курсов по выбору
Учебный предмет: Биология
9А, Б, В класс
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Рабочую программу составила:
Учитель химии Устюжанина С.Н., первая квалификационная категория
Ханты – Мансийск
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Биологический мир» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы для основного общего образования.
Курс «Биологический мир» позволит расширить и систематизировать знания обучащихся, о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Цель курса:
Систематизация знаний обучающихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результататы
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать− эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,− критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание курса
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.
Календарно – тематическое планирование курса «Биология. В мире клеток и тканей»
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Примечание |
1 | 1 | Биология как наука. Методы биологии. «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | |
2 | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | |
3 | 2 | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | |
4 | 3 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | |
5 | 4 | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | |
6 | 1 | Царство Бактерии. | |
7 | 2 | Царство Грибы. | |
8 | 3 | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | |
9 | 4 | Царство Растения «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | |
10 | 5 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | |
11 | 6 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | |
12 | 7 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | |
13 | 1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | |
14 | 2 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма» | |
15 | 3 | Железы внутренней секреции. Гормоны. | |
16 | 4 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | |
17 | 5 | Дыхание. Система дыхания. «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | |
18 | 6 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | |
19 | 7 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | |
20 | 8 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | |
21 | 9 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | |
22 | 10 | Покровы тела и их функции. | |
23 | 11 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | |
24 | 12 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | |
25 | 13 | Органы чувств, их роль в жизни человека. «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | |
26 | 14 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение | |
27 | 15 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | |
28 | 16 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | |
29 | 1 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. | |
30 | 2 | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. | |
31 | 3 | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | |
32 | 4 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | |
33 | 1 | «Решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлых лет» |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
Пункт 2.2. Основной
образовательной программы
основного общего образования
(в соответствии с федеральным
государственным
образовательным стандартом
основного общего
образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 06 декабря 2009 года № 373
«Об утверждении
федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования»,
утвержденной приказом
МБОУ ЦО «Школа-сад № 7» от 28.08.2020 № 567
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курсов по выбору
Учебный предмет: химия
9А, Б В класс
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
г. Ханты-Мансийск 2022г.
1.Поямнительная записка
Рабочая программа курса по выбору по теме «Занимательная химия» рассчитана на обучающихся 9 класса.. Программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствует учебному плану образовательной организации.
Программа предусматривает изучение предмета химии на базовом уровне.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для обучающихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ в 2023г.
Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания обучающихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цель курса: подготовить обучающихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы в форме ОГЭ, к поступлению выпускников в профильные классы школ города.
Основные задачи курса:
- изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;
- формирование у обучающихся культуры выполнения аттестационных заданий;
- закрепление, систематизация и расширение химических знаний обучающихся по основным разделам курса химии основной школы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Обучающиеся должны знать:
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
- основные виды химической связи,
- типы кристаллических решеток,
- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
- типологию химических реакций по различным признакам,
- сущность электролитической реакции,
- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,
- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Обучащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.
Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.
Распознавать важнейшие катионы и анионы.
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии
Обучающиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы.
Обучающиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;
в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
г) распознавать важнейшие органические вещества.
Формы контроля:
- текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;
- тематический - контрольные работы;
- промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
2. Содержание курса
Тема 1. Вещество (7 часов)
Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).
Валентность и степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.
Тема 2. Химическая реакция (7 часов)
Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (10 часов)
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (9 часов)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ.
Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
1 | Вещество | 7 ч |
2 | Химические реакции | 7 ч |
3 | Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах | 10 ч |
4 | Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 9 ч |
Итого | 33 ч |
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | Название разделов, тема урока | Корректировка программы | |
По плану | По факту | |||
Тема 1. Вещество (7 ч) | ||||
1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева | |||
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | |||
3 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов | |||
4 | Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая) | |||
5 | Валентность и степень окисления химических элементов | |||
6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений | |||
7 | Тестирование в формате ОГЭ по теме «Вещество» | |||
Тема 2. Химические реакции (7 часов) | ||||
8 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | |||
9 | Классификация химических реакций по различным признакам | |||
10 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы | |||
11 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) | |||
12 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | |||
13 | Окислительно-восстановительные реакции | |||
14 | Тестирование в формате ОГЭ по теме «Химические реакции» | |||
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах (10 ч) | ||||
15 | Химические свойства простых веществ - металлов | |||
16 | Химические свойства простых веществ - неметаллов | |||
17 | Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | |||
18 | Химические свойства оснований. Химические свойства кислот | |||
19 | Химические свойства солей (средних) | |||
20 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ | |||
21 | Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен | |||
22 | Кислородсодержащие органические вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) | |||
23 | Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы | |||
24 | Тестирование во формате ОГЭ по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах» | |||
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (9 ч) | ||||
25 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. | |||
26 | Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества. | |||
27 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | |||
28 | Решение задач по теме: Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | |||
29 | Решение задач по теме: Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | |||
30 | Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии | |||
31 | Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии | |||
32 | Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии | |||
33 | Итоговое тестирование по вариантам ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа курса по выбору по математике
Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....
Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса
Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...
Рабочая программа курса по выбору "Учебно-исследовательская деятельность
Данная программа ставит основную цель - обучить учащихся навыкам учебного исследования. В работе представлен не только учебно-тематический план программы, но и собраны полезные памятки для...
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...