Рабочие программы курсов по выбору
рабочая программа по биологии (9 класс)

Устюжанина Снежана Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

Пункт 2.2. Основной

образовательной программы

основного общего образования

(в соответствии с федеральным

государственным

                образовательным стандартом

основного общего

образования, утвержденным приказом

Министерства образования и науки

 Российской Федерации

от 06 декабря 2009 года № 373

«Об утверждении

 федерального государственного

 образовательного стандарта

начального общего образования»,

 утвержденной приказом

МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»  от 28.08.2020 № 567

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                курсов по выбору

                                      Учебный предмет: Биология

9А, Б, В  класс

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

 Рабочую программу составила:

       Учитель химии  Устюжанина С.Н.,   первая квалификационная категория

Ханты – Мансийск

2022г.

                   


                                                Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Биологический мир» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы для основного общего образования.

         Курс «Биологический мир» позволит расширить и систематизировать знания  обучащихся,  о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.  

            Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

           Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

 Цель курса:

      Систематизация знаний обучающихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

Задачи курса:

1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Развить коммуникативные способности учащихся.

                       Планируемые результаты освоения курса

               Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

          Метапредметные результататы

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

           представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Предметные результаты:

Обучающиеся  научатся:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

                                                        Содержание курса

            1. Введение. Биология как наука. Методы биологии (1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

         2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

          3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

       4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

         5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

          6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.

Календарно – тематическое планирование курса «Биология. В мире клеток и тканей»

урока

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Примечание

1

1

Биология как наука. Методы биологии.  «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

2

1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

3

2

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

4

3

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

5

4

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

6

1

Царство Бактерии.

7

2

Царство Грибы.

8

3

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

9

4

Царство Растения  «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

10

5

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.  «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

11

6

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

12

7

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

13

1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

14

2

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.  «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма»

15

3

Железы внутренней секреции. Гормоны.

16

4

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

17

5

Дыхание. Система дыхания.  «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»

18

6

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

19

7

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

20

8

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.  «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

21

9

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

22

10

Покровы тела и их функции.

23

11

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

24

12

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

25

13

Органы чувств, их роль в жизни человека. «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

26

14

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение

27

15

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание

28

16

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.  «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

29

1

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

30

2

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.

31

3

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

32

4

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

33

1

 «Решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлых лет»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

Пункт 2.2. Основной

образовательной программы

основного общего образования

(в соответствии с федеральным

государственным

                образовательным стандартом

основного общего

образования, утвержденным приказом

Министерства образования и науки

 Российской Федерации

от 06 декабря 2009 года № 373

«Об утверждении

 федерального государственного

 образовательного стандарта

начального общего образования»,

 утвержденной приказом

МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»  от 28.08.2020 № 567

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                курсов по выбору

                                      Учебный предмет: химия

                                                       9А, Б  В класс

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

                                                           

                     

               

                                                            г. Ханты-Мансийск         2022г.

1.Поямнительная записка

Рабочая программа курса по выбору по теме  «Занимательная химия» рассчитана на  обучающихся  9  класса.. Программа составлена  на основе авторской программы  О.С.Габриеляна, соответствует учебному плану образовательной организации.

Программа  предусматривает изучение предмета  химии на базовом уровне.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.

Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для обучающихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ в 2023г.

Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания обучающихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Цель курса: подготовить обучающихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы в форме ОГЭ, к поступлению выпускников в профильные классы  школ города.

Основные задачи курса:

  • изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;
  • формирование у обучающихся культуры выполнения аттестационных заданий;
  • закрепление, систематизация и расширение химических знаний обучающихся по основным разделам курса химии основной школы;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;
  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии

Обучающиеся должны знать: 

- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),

- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

- основные виды химической связи,

- типы кристаллических решеток,

- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,

- типологию химических реакций по различным признакам,

- сущность электролитической реакции,

- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,

- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Обучащиеся должны уметь:

Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.

Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.

Распознавать важнейшие катионы и анионы.

Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.

   

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии

Обучающиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные  группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной  и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы.

Обучающиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;

в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

г) распознавать важнейшие органические вещества.    

 

Формы контроля:

  • текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;
  •  тематический - контрольные работы;
  • промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

2. Содержание курса

       Тема 1.  Вещество (7 часов)

Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Периодический  закон и периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева.

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).

Валентность и степень окисления химических элементов.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.         

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи  с  положением в Периодической системе химических элементов.

Тема 2.  Химическая реакция (7 часов)

Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.

Классификация химических реакций по различным признакам.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Реакции  ионного обмена и условия их осуществления.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.         

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (10 часов)

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (9 часов)

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Разделение смесей и очистка веществ.

Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1

Вещество

7 ч

2

Химические реакции

7 ч

3

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах

10 ч

4

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

9 ч

Итого

33 ч

4. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата урока

Название разделов, тема урока

Корректировка

программы

По плану

По факту

Тема 1. Вещество (7 ч)

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

2

Периодический  закон и периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева

3

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи  с  положением в Периодической системе химических элементов

4

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая)

5

Валентность и степень окисления химических элементов

6

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

7

Тестирование  в формате ОГЭ по теме «Вещество»

Тема 2.  Химические реакции (7 часов)

8

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях

9

Классификация химических реакций по различным признакам

10

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы

11

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

12

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

13

Окислительно-восстановительные реакции

14

Тестирование в формате ОГЭ  по теме «Химические реакции»

Тема 3.  Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах (10 ч)

15

Химические свойства простых веществ - металлов

16

Химические свойства простых веществ - неметаллов

17

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

18

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот

19

Химические свойства солей (средних)

20

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

21

Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен

22

Кислородсодержащие органические вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)

23

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

24

Тестирование во формате ОГЭ по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах»

Тема 4.  Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (9 ч)

25

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.

26

Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества.

27

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

28

Решение задач по теме: Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

29

Решение задач по теме: Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.  Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

30

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

31

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

32

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

33

   Итоговое тестирование по вариантам ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса по выбору по математике

Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса

Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...

Рабочая программа курса по выбору "Учебно-исследовательская деятельность

Данная программа ставит  основную цель - обучить учащихся  навыкам учебного исследования. В работе представлен не только учебно-тематический план программы, но и собраны полезные памятки для...

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...