Урок по биологии в 10-11 классах "Изменчивлсть. Модификационная изменчивость".
методическая разработка по биологии (10 класс)
Урок -исследование.
Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость Тип урока: расширение и углубление ранее полученных знаний, лабораторная работа |
Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства. Задачи: Образовательные: -Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая. -Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости. -Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе. Воспитательная: -Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека. Развивающие: -Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь. Коррекционные задачи 1. Развивать умение логично и аргументированно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы через беседу с учителем и одноклассниками во время выполнения работы в микро группах, выполнение групповой работы (лабораторная работа); 2. Развивать умение выделять главное в характеристике предметов и объединять их в группы при работе с натуральными объектами; 3.Развивать умение анализировать и делать выводы.
|
Планируемые результаты: Личностные - соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества. |
Метапредметные -умение формулировать гипотезу, ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Предметные -знать определение понятия модификационная изменчивость, факторы влияющие на ее проявление, характер проявлений, биологический смысл и значение для живых организмов; - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; -развитие навыков исследовательской, самостоятельной учебной деятельности. |
УУД: |
личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества. |
познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции. |
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу. |
Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, характер ее проявлений и биологическое значение в жизни живых организмов, в эволюции. |
Задачи урока: Образовательные: -Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая. -Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости. -Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе. Воспитательная: -Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека. Развивающие: -Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь. |
УМК:Общая биология 10 класс,учебник для профильных классовЮ М.:Дрофа 2013 г., В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. ТСО: доска, презентация, доска интерактивная, компьютер, проектор Раздаточный материал: информационная карточка, алгоритм выполнения лабораторной работы «вариационная кривая», статистические данные. |
Предыдущее домашнее задание: Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. |
Что проверить: понимание учебного материала, умение лаконично и четко формулировать ответ на вопрос в письменной форме, анализировать изученный материал. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_modifikats_izmenchivost.docx | 34.67 КБ |
opisanie_laboratiornoy_raboty_variatsionnnaya_krivaya.docx | 137.18 КБ |
instruktsiya_po_vypolneniyu_zadaniya_variatsiya.docx | 137.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рост обучающихся 9 класса исследование проходили 12 человек)
Алексей 182
Руслан 180
Аня 157
Катя 159
Саша 182
Полина 165
Маша 165
Влад 163
Диана 160
Влада 163
Юля 170
Андрей 171
Результаты исследования
Норма реакции = 168 см (усредненный показатель)
Диапозон = 182-157=29 см
Вывод: Ненаследственная изменчивость зависит от факторов окружающей среды. Но само ее проявление зависит от генетического признака. Пределы проявления того или иного признака называют нормой реакции. Схема наследственной изменчивости: ген-мутация-изменчивость. Схема ненаследственной изменчивости: Ген- белок- изменение признака -ненаследственная изменчивость. Значение: Приспособление к условиям жизни.
182 | 180 | 171 | 170 | 165 | 163 | 160 | 159 | 157 |
2 чел | 1чел | 1чел | 2чел | 2чел | 2чел | 1 чел | 1 чел | 1 чел |
М= 182*2+180*1+171*1+170*2*1+165+163*2+160*1+159*1+157*1=364+360+171+170+140+326+160+159+157= 168
170-182 163-168 160-157
Карточка с заданием:
Вспомните из курса анатомии, какой гормон отвечает за рост организма. Гормон роста. За рост отвечают гормоны гипофиза и щитовидной железы.
Большинство гормонов -белки. А синтез белка напрямую связан с генетическим кодом.
Следовательно, рост - как один из признаков, наследуется.
В соответствии с данными таблицы ВОЗ, каждому определенному возрасту соответствует определенный показатель роста. Очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий.
И тем не менее, исследования ученых доказали, что степень выраженности признака, не беспредельна. И если рассматривать отдельную группу особей, то в ней всегда будет преобладать средний показатель.
Сколько бы низкий человек не тренировался, но улучшить данный показатель сверх нормы , невозможно.
Точно так же, как нельзя получить негритянский загар, или заставить человека после изнурительных тренировок , улучшить показатели в беге сверх его возможностей.
Этот предел проявления признака носит название-норма реакции. И определена она генотипом. У каждого эта норма своя.
Исследуем норму реакции проявления признака. В качестве объекта – человек, предмет исследования – рост.
(На столах инструкция по выполнению).
Запишите выводы в таблицу для сравнения.
Определение понятия - норма реакции , составьте схему, отражающую суть ненаследственной изменчивости.
Запишите вывод по исследуемой проблеме.
Подтвердилась ли ваша гипотеза?
НАСЛЕДСТВЕННАЯ НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
МУТАЦИЯ КОМБИНАТИВНАЯ МОДИФИКАЦИОННАЯ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ (ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ)
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №
Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.
Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
Оборудование: исследуемый объект, линейка.
Теория:
Основные понятия
- Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
- Норма реакции – пределы модификационной изменчивости.
- Модификационная изменчивость – форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа.
Ход работы:
- Измерьте при помощи линейки длину исследуемого объекта. Результаты занесите в таблицу:
№ | Длина | № | Длина | № | Длина |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
85 | |||||
86 | |||||
87 |
Посчитайте количество исследуемых объектов с одинаковыми показателями длины.
Пример:
8 мм – 5 шт
9 мм – 7 шт и тд.
- Постройте вариационный ряд, расположив семена в порядке возрастания длины семени.
Пример:
- Постройте вариационную кривую. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину исследуемого объекта, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данного исследуемого объекта.
Вычисление нормы реакции
Из максимального значения длины семени вычтите минимальное значение.
Определите широту нормы реакции.
Определение средней величины признака (данные из задания 2)
Вычислите среднюю величину признака по формуле:
М – средняя величина
V – варианта (длина)
p – частота встречаемости (число исследуемого объекта)
m – Общее число измерений
Вывод:
Какие причины повлияли на неоднородность длины исследуемого объекта?
Почему наиболее часто встречаются со средним показателем признака?
Какое значение имеет модификационная изменчивость для организма?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №
Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.
Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
Оборудование: исследуемый объект, линейка.
Теория:
Основные понятия
- Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
- Норма реакции – пределы модификационной изменчивости.
- Модификационная изменчивость – форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа.
Ход работы:
- Измерьте при помощи линейки длину исследуемого объекта. Результаты занесите в таблицу:
№ | Длина | № | Длина | № | Длина |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
85 | |||||
86 | |||||
87 |
Посчитайте количество исследуемых объектов с одинаковыми показателями длины.
Пример:
8 мм – 5 шт
9 мм – 7 шт и тд.
- Постройте вариационный ряд, расположив семена в порядке возрастания длины семени.
Пример:
- Постройте вариационную кривую. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину исследуемого объекта, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данного исследуемого объекта.
Вычисление нормы реакции
Из максимального значения длины семени вычтите минимальное значение.
Определите широту нормы реакции.
Определение средней величины признака (данные из задания 2)
Вычислите среднюю величину признака по формуле:
М – средняя величина
V – варианта (длина)
p – частота встречаемости (число исследуемого объекта)
m – Общее число измерений
Вывод:
Какие причины повлияли на неоднородность длины исследуемого объекта?
Почему наиболее часто встречаются со средним показателем признака?
Какое значение имеет модификационная изменчивость для организма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Активное внедрение компьютерной техники в учебный процесс ставит учителя перед выбором - что необходимо: комп...
Интегрированный урок биологии и информатики в 9 классе на тему «Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».
Интегрированный урок на тему: "Построение компьютерной модели модификационной изменчивости"...
Интегрированный урок биология Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм
Цели:образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;• научить строить вариационную кривую и определять среднюю...
Урок по биологии "Модификационная изменчивость"
Урок носит прикладной характер, позволяет подготовиться к ОГЭ по данной теме....
Урок биологии в 9 классе по теме: "Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость"
Конспект урока с применением технологий деятельностного типа....
Интегрированный урок Биология + Информатика по теме "Модификационная изменчивость. Работа с электронными таблицами.
конспект интегрированного урока и дополнительные материалы...
Конспект урока по биологии в 9 классе. Закономерности наследственной изменчивости
Конспект урока по биологии в 9 классе. Тема: "Закономерности наследственной изменчивости". По учебнику Л.Н.Сухоруковой и В.С.Кучменко....