Урок по биологии в 10-11 классах "Изменчивлсть. Модификационная изменчивость".
методическая разработка по биологии (10 класс)

Шевченко Наталья Витальевна

Урок -исследование.

Тема урока: Модификационная (фенотипическая)  изменчивость

Тип урока: расширение и углубление ранее полученных знаний, лабораторная работа

Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.

Задачи:

Образовательные:

-Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.

-Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.

-Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.

Воспитательная:

-Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека.

Развивающие:

-Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь.

Коррекционные задачи

1. Развивать умение логично и аргументированно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы через беседу с учителем и одноклассниками во время выполнения работы в микро группах, выполнение групповой работы (лабораторная работа);

2. Развивать умение выделять главное в характеристике предметов и объединять их в группы при работе с  натуральными объектами;

3.Развивать умение анализировать и делать выводы.

 

 

Планируемые результаты:

Личностные

- соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные                                                                               

-умение формулировать гипотезу, ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Предметные

-знать определение понятия модификационная изменчивость, факторы влияющие на ее проявление, характер проявлений, биологический смысл и значение для живых организмов;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

-развитие навыков исследовательской, самостоятельной учебной деятельности.

УУД:

личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

познавательные: умение выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции.

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу.

Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, характер ее проявлений и биологическое значение в жизни живых организмов, в эволюции.

Задачи урока:

Образовательные:

-Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.

-Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.

-Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.

Воспитательная:

-Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека.

Развивающие:

-Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь.

УМК:Общая биология 10 класс,учебник для профильных классовЮ М.:Дрофа 2013 г., В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

ТСО: доска, презентация, доска интерактивная, компьютер, проектор

Раздаточный материал: информационная карточка, алгоритм выполнения лабораторной работы «вариационная кривая», статистические данные.

Предыдущее домашнее задание: Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Что проверить: понимание учебного материала, умение лаконично и четко формулировать ответ на вопрос в письменной форме, анализировать изученный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс 10

№ урока 

Дата 

Примечания __________

Тема урока: Модификационная (фенотипическая)  изменчивость

Тип урока: расширение и углубление ранее полученных знаний, лабораторная работа

Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.

Задачи:

Образовательные:

-Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.

-Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.

-Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.

Воспитательная:

-Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека.

Развивающие:

-Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь.

Коррекционные задачи

1. Развивать умение логично и аргументированно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы через беседу с учителем и одноклассниками во время выполнения работы в микро группах, выполнение групповой работы (лабораторная работа);

2. Развивать умение выделять главное в характеристике предметов и объединять их в группы при работе с  натуральными объектами;

3.Развивать умение анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные

- соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные        

-умение формулировать гипотезу, ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Предметные

-знать определение понятия модификационная изменчивость, факторы влияющие на ее проявление, характер проявлений, биологический смысл и значение для живых организмов;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

-развитие навыков исследовательской, самостоятельной учебной деятельности.

УУД:

личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

познавательные: умение выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции.

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу.

Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, характер ее проявлений и биологическое значение в жизни живых организмов, в эволюции.

Задачи урока:

Образовательные:

-Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.

-Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.

-Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.

Воспитательная:

-Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека.

Развивающие:

-Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь.

УМК:Общая биология 10 класс,учебник для профильных классовЮ М.:Дрофа 2013 г., В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

ТСО: доска, презентация, доска интерактивная, компьютер, проектор

Раздаточный материал: информационная карточка, алгоритм выполнения лабораторной работы «вариационная кривая», статистические данные.

Предыдущее домашнее задание: Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Что проверить: понимание учебного материала, умение лаконично и четко формулировать ответ на вопрос в письменной форме, анализировать изученный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Организационный момент

-приветствие;

-проверка отсутствующих;

-проверка готовности класса к уроку.

- приветствуют учителя

-готовятся к уроку

-занимают свои рабочие места

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

1. слушают и понимают речь учителя.

Регулятивные УУД:

1. оценивают правильность поведения на уроке.

Личностные УУД:

1. правильно идентифицируют себя с позицией учащегося.

Актуализация         опорных  знаний, формулирование темы и задач урока, мотивация к изучению новой темы  (работа с презентацией, работа с карточками)

Ребята, какой раздел общей биологии мы изучаем?

Предлагаю выполнить задание:

Необходимо из предложенного материала (карточки с рисунками и терминами) составить схему классификации.

-мотивирует к открытию нового знания

Мы познакомились с вами с закономерностями наследственной изменчивости,  с каким видом  изменчивости мы еще не знакомы ?

Что нам предстоит сегодня изучить?

отвечают на вопрос

-составляют  схему  классификации видов изменчивости

-формулируют тему урока

-настраиваются на открытие нового знания

Предметные:

1. умеют сравнивать и обобщать признаки живых организмов, выделять главные, классифицировать на группы.

2. умеют рассматривать биологические объекты и понятия с разных точек зрения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.осознанно строят  речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников;

Регулятивные УУД: 1.определяют тему урока с помощью учителя;

Личностные:

1. руководствуются значимыми учебными мотивами;

Постановка цели урока

Предлагаю послушать рассказ: В свое время Ж.Б. Ламарк утверждал, что длинная шея жирафа – это признак, который передался его потомкам, в результате упражнений.

Вопрос классу:

Почему данное утверждение не нашло подтверждения в  свете теории эволюционного учения?

Заслушиваю ответы обучающихся.

Правильно, если купировать хвосты собакам по эстетическим соображениям, это не значит, что щенки от этой собаки родятся короткохвостыми. Это лишь результат генетического вмешательства.

Вопрос к классу:

Как вы считаете, какое отношение наш разговор имеет к теме урока?

Правильно, есть изменчивость, которая не наследуется. Это модификационная (фенотипическая изменчивость).

Но что она из себя представляет? Как проявляется? Каков ее характер?

Какова цель нашего урока?

Цель: Изучить особенности модификационной изменчивости и выявит ее роль в жизни живых организмов, в процессе эволюции.

-отвечают на вопросы

-сравнивают, строят предположения

-записывают термины в тетрадь

Подвожу учеников к формулировке темы урока, цели урока.

Предметные:

1. работают над пониманием основного содержания рассказа.

Метапредметные:

Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

2.сравнивают, строят предположения, аргументируют свое мнение.

Коммуникативные УУД:

 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников;

 2.воспирнимают мнения одноклассников  в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета.

Регулятивные УУД:

1. самостоятельно регулируют свою активность и поведение на уроке избегая конфликтов.

Личностные:

1.правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами.

Изучение нового материала

Предлагаю выполнить небольшое исследование (карточки с заданием)

Заслушиваю ответы учащихся, сверяемся с ответами на доске (презентация), записываем определение изменчивости в тетрадь.

Предлагаю изучить таблицу. Презентация.

Наследственная

изменчивость

Ненаследственная изменчивость

наследуется

Не наследуется

Индивидуальная, неопределенная

?,?

Изменения на уровне ДНК, гена, генотипа

Изменение фенотипа, но ?

Движущий фактор эволюции

?

Ген-мутация-изменчивость

?

Давайте рассмотрим сравнительную характеристику типов изменчивости. То, что мы пока не знаем, но нам предстоит выяснить, отмечено ?.

А пока ответьте на следующий вопрос: Для чего организму нужны изменения на уровне фенотипа, да еще под влиянием факторов окружающей среды, если они все равно не наследуются? (проблемная ситуация), побуждение к дальнейшему изучению материала.

Работа с презентацией: окраска шерсти зайца, куропатки в разные времена года.

Ответ учащихся: Приспособление к условиям окружающей среды.

Правильно. Отметим этот вывод в таблице (работа в тетради, работа с презентацией)

Вопрос к учащимся: Каким образом возникают данные приспособления? Достаточно ли только факторов окружающей среды?

Ответ учащихся : Возможно….

Рассмотрим еще один пример: (работа с презентацией, типы человеческого телосложения)

Рассказ: (проблемная ситуация)

Существует несколько типов человеческого телосложения: гиперстеники, нормостеники, астеники.

Допустим, что каждый из них немного переедал, но болише все поправился последний, коренастый тип, склонный к полноте, как мы говорим.

Вопрос:

Почему так происходит?

Возможный ответ учащихся : Генетическая предрасположенность

Обращаюсь к ученикам:

То есть проявление модификационной изменчивости это все равно результат наследования признака? Тогда какого? (создание проблемной ситуации)

Давайте сформулируем предположение:

Гипотеза: Если организм способен к изменениям фенотипических признаков, то такая способность закреплена на генетическом уровне.

Предлагаю сформулировать цель работы.

Чтобы это доказать, я предлагаю вам выполнить мини-исследование. Но прежде, чем мы начнем, нужно сформулировать цель нашего исследования.

Цель: Доказать, что способность проявления фенотипической изменчивости у организмов закреплена в генотипе.

Карточка с заданием:

Вспомните из курса анатомии, какой гормон отвечает за рост организма. Гормон роста.  За рост отвечают гормоны гипофиза и щитовидной железы.

Большинство гормонов -белки. А синтез белка напрямую связан с генетическим кодом.

Следовательно, рост - как один из признаков, наследуется.

В соответствии с данными таблицы ВОЗ, каждому определенному возрасту соответствует определенный показатель роста. Очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий.

И тем не менее, исследования ученых доказали, что степень выраженности признака, не беспредельна.  И если рассматривать отдельную группу особей, то в ней всегда будет преобладать средний показатель.

Сколько бы низкий человек не тренировался, но улучшить данный показатель сверх нормы , невозможно.

Точно так же, как нельзя получить негритянский загар, или заставить человека после изнурительных тренировок , улучшить показатели в беге сверх его возможностей.

Этот предел проявления признака носит название-норма реакции. И определена она генотипом. У каждого эта норма своя.

Исследуем норму реакции проявления  признака. В качестве объекта – человек, предмет исследования – рост. (На столах инструкция по выполнению).

-отвечают, объясняют свою точку зрения

Предметные:

1. работают с презентацией и текстом с пониманием основного содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

2.осознанно  доказывают свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2. умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные:

1. осознанно работают раздаточным материалом по заданному алгоритму

2.умеют анализировать информацию и делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме и письменной , задают вопросы.

2.осознанно  доказывают свою точку зрения.

3. самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2. умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

1. само регулируют поведение  для избегания конфликтных ситуаций.  

Закрепление пройденного материала

Предлагаю заслушать выводы обучающихся по выполненной ими работе.

Возвращаемся к таблице сравнений наследственной и ненаследственной изменчивости. Заполняем  таблицу до конца.

Отвечаем на вопрос: Достигнута ли цель урока?

Если остается время (тест, проверка, самопроверка)

Предметные

1.умеют анализировать информацию и делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. структурируют  знания.

Коммуникативные УУД:

1.слушают и понимают речь учителя.

Регулятивные УУД:

  1. саморегулируют способ деятельности при работе.  
  2. самооценка.

Сообщение домашнего  задания.  

-поясняет, дает рекомендации

-записывают в дневник, уточняют

Метапредметные

Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-подводит итоги урока

-выставляет оценки

-слушают, делают выводы

Метапредметные

Личностные

1.адекватно оцениваю результаты своей работы.

Рост обучающихся    9 класса исследование проходили 12 человек)

Алексей 182

Руслан 180

Аня 157

Катя 159

Саша 182

Полина 165

Маша 165

Влад 163

Диана 160

Влада 163

Юля 170

Андрей 171

Результаты исследования

Норма реакции = 168 см (усредненный показатель)

Диапозон = 182-157=29 см

Вывод: Ненаследственная изменчивость зависит от факторов окружающей среды. Но само ее проявление зависит от генетического признака. Пределы проявления того или иного признака называют нормой реакции.    Схема наследственной изменчивости:    ген-мутация-изменчивость. Схема ненаследственной изменчивости: Ген- белок- изменение признака -ненаследственная изменчивость. Значение: Приспособление к условиям жизни.

182

180

171

170

165

163

160

159

157

2 чел

1чел

1чел

2чел

2чел

2чел

1 чел

1 чел

1 чел

М= 182*2+180*1+171*1+170*2*1+165+163*2+160*1+159*1+157*1=364+360+171+170+140+326+160+159+157= 168

                                  170-182      163-168                 160-157

Карточка с заданием:

Вспомните из курса анатомии, какой гормон отвечает за рост организма. Гормон роста.  За рост отвечают гормоны гипофиза и щитовидной железы.

Большинство гормонов -белки. А синтез белка напрямую связан с генетическим кодом.

Следовательно, рост - как один из признаков, наследуется.

В соответствии с данными таблицы ВОЗ, каждому определенному возрасту соответствует определенный показатель роста. Очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий.

И тем не менее, исследования ученых доказали, что степень выраженности признака, не беспредельна.  И если рассматривать отдельную группу особей, то в ней всегда будет преобладать средний показатель.

Сколько бы низкий человек не тренировался, но улучшить данный показатель сверх нормы , невозможно.

Точно так же, как нельзя получить негритянский загар, или заставить человека после изнурительных тренировок , улучшить показатели в беге сверх его возможностей.

Этот предел проявления признака носит название-норма реакции. И определена она генотипом. У каждого эта норма своя.

  Исследуем норму реакции проявления  признака. В качестве объекта – человек, предмет исследования – рост.

(На столах инструкция по выполнению).

 Запишите выводы в таблицу для сравнения.

 Определение понятия - норма реакции , составьте схему, отражающую суть ненаследственной изменчивости.

Запишите вывод по исследуемой проблеме.

Подтвердилась ли ваша гипотеза?

    НАСЛЕДСТВЕННАЯ                                      НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ

       ИЗМЕНЧИВОСТЬ                                          ИЗМЕНЧИВОСТЬ

МУТАЦИЯ             КОМБИНАТИВНАЯ          МОДИФИКАЦИОННАЯ

                                     ИЗМЕНЧИВОСТЬ             (ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ)



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №

Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: исследуемый объект, линейка.

Теория:

Основные понятия

  1. Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
  2. Норма реакции – пределы модификационной изменчивости.
  3. Модификационная изменчивость – форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа.

Ход работы:

  1. Измерьте при помощи линейки длину исследуемого объекта. Результаты занесите в таблицу:

Длина

Длина

Длина

1

2

3

4

5

6

7

85

86

87

  1. Посчитайте количество исследуемых объектов с одинаковыми показателями длины.

Пример:

8 мм – 5 шт

9 мм – 7 шт и тд.

  1. Постройте вариационный ряд, расположив семена в порядке возрастания длины семени.

Пример:

 C:\Users\Пользователь\Desktop\Вариационный.gif

  1. Постройте вариационную кривую. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину исследуемого объекта, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данного исследуемого объекта.

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/6/5740/img6.jpg

  1. Вычисление нормы реакции

  1. Из максимального значения длины семени вычтите минимальное значение.

  2. Определите широту нормы реакции.

  1. Определение средней величины признака (данные из задания 2)

Вычислите среднюю величину признака по формуле:

М – средняя величина

V – варианта (длина)

p – частота встречаемости (число исследуемого объекта)

m – Общее число измерений

Вывод:

  1. Какие причины повлияли на неоднородность длины исследуемого объекта?

  2. Почему наиболее часто встречаются со средним показателем признака?

  3. Какое значение имеет модификационная изменчивость для организма?



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №

Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: исследуемый объект, линейка.

Теория:

Основные понятия

  1. Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
  2. Норма реакции – пределы модификационной изменчивости.
  3. Модификационная изменчивость – форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа.

Ход работы:

  1. Измерьте при помощи линейки длину исследуемого объекта. Результаты занесите в таблицу:

Длина

Длина

Длина

1

2

3

4

5

6

7

85

86

87

  1. Посчитайте количество исследуемых объектов с одинаковыми показателями длины.

Пример:

8 мм – 5 шт

9 мм – 7 шт и тд.

  1. Постройте вариационный ряд, расположив семена в порядке возрастания длины семени.

Пример:

 C:\Users\Пользователь\Desktop\Вариационный.gif

  1. Постройте вариационную кривую. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину исследуемого объекта, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данного исследуемого объекта.

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/6/5740/img6.jpg

  1. Вычисление нормы реакции

  1. Из максимального значения длины семени вычтите минимальное значение.

  2. Определите широту нормы реакции.

  1. Определение средней величины признака (данные из задания 2)

Вычислите среднюю величину признака по формуле:

М – средняя величина

V – варианта (длина)

p – частота встречаемости (число исследуемого объекта)

m – Общее число измерений

Вывод:

  1. Какие причины повлияли на неоднородность длины исследуемого объекта?

  2. Почему наиболее часто встречаются со средним показателем признака?

  3. Какое значение имеет модификационная изменчивость для организма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Активное внедрение компьютерной техники в учебный процесс ставит учителя перед выбором - что необходимо: комп...

Интегрированный урок биологии и информатики в 9 классе на тему «Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».

Интегрированный урок на тему: "Построение компьютерной модели модификационной изменчивости"...

Интегрированный урок биология Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм

Цели:образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;• научить строить вариационную кривую и определять среднюю...

Урок по биологии "Модификационная изменчивость"

Урок носит прикладной характер, позволяет подготовиться к ОГЭ по данной теме....

Урок биологии в 9 классе по теме: "Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость"

Конспект урока с применением технологий деятельностного типа....

Конспект урока по биологии в 9 классе. Закономерности наследственной изменчивости

Конспект урока по биологии в 9 классе. Тема: "Закономерности наследственной изменчивости". По учебнику Л.Н.Сухоруковой и В.С.Кучменко....