Урок биологии в 9 классе по теме: "Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Копонова Светлана Алексеевна

Конспект урока с применением технологий деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifikatsionnaya_izmenchivost.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе по УМК  И.Н. Пономаревой

Тема урока:     Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость.

Цель урока:  изучить другие типы изменчивости

Задачи:  

Образовательные: сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о ненаследственном, приспособительном характере модификаций, ее пределах — норме реакции; показать, что  только  воздействием  внешней  среды  без изменений  генотипа  нельзя  качественно  изменить  тот или  другой  признак.

Развивающие: продолжить работу по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монолитной речью; развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, биологической культуры учащихся.

Ожидаемые учебные результаты:

           Личностные: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;  уважение к личности и её достоинствам, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя.

Метапредметные (познавательные):

Общеучебные:  обобщать понятия; осуществлять расширенный поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определять  основную  и второстепенную  информацию; выбирать наиболее эффективные способы  решения задач в зависимости от конкретных условий.

Логические:  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  осуществлять сравнение; выбирать основания  и критерии для сравнения, классификации объектов;

Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

Постановки и решения проблем:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предметные: научиться давать определения понятий: ненаследственная, или модификационная (фенотипическая) изменчивость, модификации, онтогенетическая изменчивость; выявлять признаки ненаследственной изменчивости и называть и объяснять её причины; сравнивать проявление ненаследственной изменчивости разных организмов; характеризовать модификационную изменчивость как свойство живых организмов приспосабливаться к изменениям среды.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер,  презентация, инструктивные (рабочие)  карты.

Тип урока:  комбинированный урок

Методы, приемы и средства

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент   (1 мин).

Проверка готовности к уроку, психологический настрой

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует на уроке?  Готовы приступить к работе?

Настраиваются на работу

  Индивидуальная работа  (письменно)

Верные-неверные утверждения

Задание на соответствие

1. Проверка выполнения домашнего задания

Карточка №1

А) Самостоятельная   работа (письменно)

1. Заполните пропуски в тексте:

1. Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития называется ________________________.

2. _____________ - это возникающие  стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.

3. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил _____________________.

2. Выберите правильные утверждения:

1. Каждый организм обладает свойством наследственной изменчивости.

2. Мутации происходят в хромосомах под влиянием внешних и внутренних факторов.

3. Полиплоидия – это кратное увеличение количества хромосом.

3. Установите соответствие:

1. Между видами мутаций и их характеристиками

А) число хромосом увеличилось на 1-2

Б) один нуклеотид заменяется на другой

В) участок одной хромосомы перенесен на другую

Г) произошло выпадение участка хромосомы

Д) участок хромосомы повернут на 180 градусов

Е) произошло кратное увеличение числа хромосом

1) генные

2) хромосомные

3) геномные

4. Дайте определение понятиям: генотип, фенотип.

Взаимоконтроль после выполнения работы.

Выполняют самостоятельную работу

Беседа

Рассказ с элементами беседы

Прием «Ассоциации»

          СЛАЙД 1

Работа в парах

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Определение темы урока

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Индивидуальная работа с понятиями темы

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Повествовательный рассказ учителя с использованием ТСО (презентация)

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Работа с графической информацией

Работа в группе

Приём «Мозговая атака»

СЛАЙД 11

Рассказ учителя с элементами беседы, опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт

Проблемный вопрос

СЛАЙД 12

Работа в парах

СЛАЙД 13

Рассказ учителя с элементами беседы, опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

Работа с новыми понятиями темы

СЛАЙД 16

Рассказ учителя

Физкультминутка (или минутка релаксации)

Работа в парах

Работа с текстом, преобразование текстовой информации в графическую

СЛАЙД 17

Рассказ учителя

Лабораторная работа

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

Рассказ учителя с элементами беседы, опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт

СЛАЙД 23

Работа с новыми понятиями темы

Работа в группе

2. Изучение нового материала.

- Какой тип изменчивости мы изучили на прошлом уроке? (Варианты ответов)

- На прошлом уроке мы рассмотрели типы и причины наследственной изменчивости. Мы  изучали, как  наследуются  признаки, почему потомки  похожи  на  родителей.

- Но кроме нее есть еще другие типы изменчивости.  По механизмам возникновения и характеру изменений признаков помимо наследственной (генотипической) выделяют еще два типа изменчивости – модификационную и онтогенетическую.

С одним из типов изменчивости мы начнем знакомиться прямо сейчас.

- Знакомо ли вам слово – модификация. Какие ассоциации у вас возникают? Запишите на листочках свои ассоциации.

Давайте выясним, какой же  тип изменчивости мы будем сейчас изучать.

Предлагаю поработать  в парах.

Прочитайте текст. (Приложение 2)

История трёх сестёр

Три сестры жили всегда дружно, всегда всем делились. Как-то одна из сестер купила семена огурцов очень хорошего сорта, по совету своей хорошей подруги-дачницы. Как всегда она поделилась со своими сёстрами: семена в пачке они разделили между собой.

       Пришла весна, посадили сёстры огурцы. Одна из сестёр посадила огурцы на самой центральной грядке, хорошо освященной. Вторая - выбрала грядку около раскидистой яблони. Ну, а третья сестра высадила огурцы сначала в парник, затем на грядку с черноземом. Прошло лето. Когда пришла пора собирать урожай, оказалось, что у всех трех сестёр урожай оказался разным (количество огурцов, размеры плодов).

ЗАДАНИЕ:

Ответьте на вопросы: Почему у сестёр оказался разный урожай? Примером,  какой изменчивости может служить данная разница в урожае? (так как были разные условия выращивания).

Посмотрите на слайд.

(Демонстрируется рисунок с двумя фенотипами одуванчика лекарственного). Объясните, почему у одуванчиков, имеющих один и тот же генотип (корень был разрезан пополам) сформировалось два разных фенотипа?

(Варианты ответов)

- Какой вывод можно сделать на основании предложенной информации?

(Организмы изменяются под действием условий среды).

- А что изменилось? (Внешний вид, т. е. фенотип).

Данный вид изменчивости не затрагивает наследственный материал, поэтому называется ненаследственная  (фенотипическая).

Данный вид изменчивости может проявляться в разных модификациях. Поэтому  её так же называют модификационная изменчивость.

Мы подошли с вами к определению темы урока. Тема  нашего  урока: «Другие типы изменчивости.  Модификационная изменчивость» .

Запишите тему урока в тетради.

 - Сформулируйте, пожалуйста, цели  нашего урока. Что вы должны сделать?

(изучить другие типы изменчивости, изучить модификационную изменчивость).

-Как вы думаете, на какие вопросы вам  предстоит ответить на уроке для достижения поставленной цели?

Примерные варианты учащихся:

1. Какие ещё типы изменчивости существуют?

2. Что такое  модификационная  изменчивость?

2. Чем  модификационная  изменчивость отличается от генотипической? (Особенности ненаследственной (фенотипической) изменчивости).

3. Примеры  модификационной изменчивости.

4. Значение  ненаследственной (фенотипической) изменчивости.

Давайте поработаем с понятиями.

Индивидуальная работа в  рабочей тетради.

Задание. 

1. Используя текст учебника на стр. 88-91, дайте определение следующим понятиям:

модификационная изменчивость, модификации

2. Выпишите свойства, которыми обладают модификации.

3. Обменяйтесь своими записями с товарищем по парте, проверьте друг друга.              

4. Сверьте свои записи с эталоном на слайде.

Итак, вы выяснили, что такая изменчивость, которая не затрагивает наследственный материал, а формируется под влиянием среды, называется ненаследственной или фенотипической.

Виды фенотипической изменчивости: 

- сезонная фенотипическая изменчивость;

- возрастная фенотипическая изменчивость

-модификационная изменчивость.

Более подробно мы рассмотрим модификационную изменчивость.

Посмотрите на следующие слайды (Рисунок стрелолиста).

- Что вы видите на рисунке? Кто знает, как называется это растение?

      Сейчас вы будете работать в группе. (приложение 3)

Проведите  «мозговую  атаку» и  предложите ваши варианты ответа на вопрос:

«Почему у стрелолиста три типа листьев?»

  По  ходу   рассуждений  заполните  таблицу:

«Строение,  функции  и значение листьев стрелолиста»

1 тип

______

листья

2 тип

______

листья

3 тип

______

листья

Строение

Функции

Значение

      По завершении работы выступает представитель от группы.  

-  Примеров модификационной изменчивости очень много. И все они показывают, что даже организмы с одинаковым генотипом, но выросшие в разных условиях всегда различаются между собой по проявлению признаков, т. е. фенотипически.

Например,  в зависимости от ухода урожайность культурных растений (томатов, огурцов и пр.) бывает разная. При соблюдении всей «технологии» выращивания растений урожайность их всегда выше по сравнению с урожайностью растений, возделываемых в плохих условиях. Степень проявления декоративных качеств у декоративнолиственных и декоративно-цветочных культур напрямую зависит от агротехники выращивания.

Человек под действием ультрафиолетовых лучей приобретает защитное свойство — загар (то есть усиленную пигментацию кожи). Степень загара у разных людей различна. Это зависит и от наследственности, и от интенсивности и длительности действия фактора.

    - Итак, на вопрос что такое модификационная изменчивость,  и почему она так называется, мы ответили?

     - А теперь попробуйте ответить на вопрос: «Почему  модификационную изменчивость ещё называют  групповой (массовой),  или

 определенной? (Вопрос вызывает затруднение)

      Объединитесь в пары. Найдите ответ на поставленный вопрос, а также на вопрос: «Какой ученый ввёл эти термины в науку?»,  используя любые источники информации (учебник, справочную литературу или  Интернет).

      Давайте, обсудим, что вы узнали. (Обсуждение полученной информации) 

Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы:

 модификации - изменение формы листьев у стрелолиста, сирени, увеличение удоев молока при обильном кормлении коров, усиление ветвления побегов при обрезке верхушечных почек, улучшение здоровья при употреблении витаминов и многие подобные примеры количественного характера, проявляются сходным образом у всех особей каждого вида – это групповой характер изменчивости.

     Модификационная изменчивость является определенной, то есть всегда соответствует тем факторам, которые ее вызывают. Так, повышенные физические нагрузки влияют на степень развития мышц, но не изменяют цвет кожи, а ультрафиолетовые лучи изменяют цвет кожи человека, но не изменяют пропорций тела.

Поэтому модификационную изменчивость называют еще групповой (массовой) или 

определенной.

Эти термины ввел Ч. Дарвин. Он отмечал, что определенная изменчивость наблюдается в тех случаях, когда все особи данной породы, или сорта, или вида под влиянием определенной причины изменяются одинаковым образом в одном направлении.

     - А кто мне может, сказать, модификации обратимы или нет? Могут ли они исчезать? (Варианты ответов)

Давайте, с помощью примеров покажем обратимый характер модификации признаков. (Например, человек под действием ультрафиолетовых (УФ) лучей приобретает защитное свойство – загар (т. е. усиленную пигментацию кожи). Степень загара у разных людей различна, но с прекращением действия УФ–лучей загар постепенно исчезает).

   -У некоторых рыб встречается смена пола на противоположный и обратно, причем иногда этот процесс занимает всего несколько минут (например, у окуней серанусов). В большинстве случаев модификации нестойки и исчезают, как только прекратится действие вызвавших их факторов, но они дают особям возможность выжить в конкретных изменившихся условиях.

   - Как вы думаете, признаки  под влиянием условий внешней среды  могут изменяться беспредельно, или всё же есть какие-либо пределы? (Варианты ответов)

-  Несмотря на то, что под влиянием условий внешней среды признаки могут изменяться, эта изменчивость не беспредельна. У модификационной изменчивости есть довольно жесткие границы или пределы проявления признака, обусловленные генотипом.

Пределы модификационной изменчивости признака организма называют его нормой реакции.

Норма реакции — степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости, обусловленные генотипом.

Запишите это определение в тетради.

- Пределы нормы реакции определены генотипом.

Значит, наследуется не признак как таковой, а его способность изменяться в пределах нормы реакции под действием факторов среды. Гены определяют возможность развития признака, а его проявление и степень выраженности во многом определяется условиями среды.

Я вижу, что вы устали. Отдохнем немножко. (Музыка релаксации или физкультминутка)

Продолжаем  работу.

Работаете в парах. (Приложение 4)

Задание.  Используя информацию в учебнике о возможных пределах нормы реакции признаков, составьте схему:

Норма реакции

        

   

                             

         ?                                Качественные

признаки:                               признаки:

-                                            -

-                                            -

-                                            -

-                                            -

Проверяем выполнение задания.

- Норма реакции может быть широкой и узкой.

Узкая норма реакции свойственная таким признакам как, например, размеры сердца или мозга или окраска шерсти,  а вот рост человека или размер подкожного жира, яйценоскость кур, удойность коров изменяются в широких пределах.

- Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей.

Мы переходим к выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа (приложение 5)

Изменчивость, построение вариационного ряда   и вариационной кривой. Определение нормы реакции.

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: семена фасоли (20 шт.), линейка.

Итак, давайте сделаем выводы: какова роль модификационной изменчивости в природе?

(Варианты ответов)

Вывод: Роль модификационной изменчивости в природе велика, так как она обеспечивает организмам возможность в течение их онтогенеза адаптироваться (приспособиться) к изменяющимся условиям внешней среды.

  - Ребята, делая вывод, мы упомянули об онтогенезе. Что такое онтогенез?

(Ответы учащихся)

- Меняется ли фенотип особи в ходе онтогенеза или он остается неизменным? (Варианты ответов)

- Верно, в ходе онтогенеза происходят фенотипические изменения организма, их ещё называют возрастными. Поэтому существует ещё один вид изменчивости, которую называют  онтогенетической, или возрастной.

     

    Онтогенетической, или  возрастной, изменчивостью называют закономерные изменения организма, произошедшие в ходе его индивидуального развития (онтогенеза).

Запишите это определение в тетради.

       

 Объединитесь в группу.

Задание. Используя любые доступные вам на уроке источники информации, найдите ответ на вопрос:

      К какому типу изменчивости (наследственной или ненаследственной) можно отнести онтогенетическую изменчивость? Аргументируйте свой ответ.

(Онтогенетическая изменчивость занимает промежуточное положение между наследственной и ненаследственной изменчивостью.

Аргументы:  При такой изменчивости генотип остается неизменным, поэтому ее относят к ненаследственной. Но все онтогенетические изменения предопределены наследственными свойствами (генотипом), которые часто изменяются в ходе онтогенеза. В результате появляются новые свойства в генотипе. Это приближает онтогенетическую изменчивость к наследственной).  

 

Участвуют в беседе

Записывают ассоциации

Работают в парах, читают тексты, анализируют информацию

Анализируют информацию, делают выводы

Совместно с учителем формулируют  тему урока; записывают тему урока в тетрадь; определяют цели урока

Дают определение новым понятиям темы

Работают с рисунками

Работают в группе, анализируют информацию, заполняют таблицу

Представляют результаты работы

Слушают рассказ, участвуют в беседе

Работают в парах

Участвуют в беседе

Записывают определение в тетради

Работают в парах, составляют схему

        

Выполняют лабораторную работу

Делают выводы

Участвуют в беседе

Делают записи в тетради

Анализируют информацию, делают выводы, приводят аргументы

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25

3. Первичное осмысление  изученного материала

Задание. (приложение 6)  

Составьте характеристику  модификационной изменчивости, используя наводящие вопросы:

Модификации

1. Передается ли новый признак по наследству?

наследуются

2. Зависит ли признак от изменений в генотипе?

Не связаны с изменением генотипа

3. Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий?

Характеризуются направленностью

4. Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине?

Адекватны по отношению к вызвавшей причине

5. Какое значение для особи имеет?

Полезны, так как имеют приспособительный (адаптивный) характер

6. Какую форму изменчивости характеризуют?

Характеризуют групповую (массовую) или определенную изменчивость

7. Обратима или нет

Обратима: если организм вернуть в прежние условия, признаки изменчивости пропадают

СЛАЙД 26

СЛАЙД 27

СЛАЙД 28

СЛАЙД 29

4. Закрепление изученного материала

Задание 1. (приложение 7)         

Сравните модификационную  и наследственную изменчивость.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика модификационной и наследственной изменчивости»

Признаки

Модификационная изменчивость

Наследственная изменчивость

Что изменяется

фенотип

генотип

Характер  изменений

групповой

индивидуальный

Значение для особей

Полезны, имеют приспособи-тельное  значение

Потомки не только отличаются от предков, но и передают отличия поколениям

Могут ли наследоваться

Не наследуется, не передается потомству

Передается по наследству

Задание 2.

Человеку, как и всем живым организмам, свойственна модификационная изменчивость, которая помогает ему приспосабливаться к окружающей среде. Подумайте и приведите примеры модификационной изменчивости человека, не забывая о том, что человек – бисоциальное существо.

Задание 3.

Если допустить, что условия питания у ребят из вашего класса будут хорошими и одинаковыми и образ жизни сходный, т.е. вы будите находиться в равных условиях почти во всем, означает ли это, что все вы вырастите до двух метров и наберете одинаковый вес?

(Нет, потому что норма реакции определяется еще и генотипом).

СЛАЙД 30

5. Домашнее задание

§25 читать; повторить записи в тетради;

Ответить на вопросы 1 и 3 в конце § (устно).

Записывают домашнее задание в дневник.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок

7. Рефлексия

        Приложение 1

Карточка №1

А) Самостоятельная   работа (письменно)

1. Заполните пропуски в тексте:

1. Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития называется ________________________.

2. _____________ - это возникающие  стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.

3. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил _____________________.

2. Выберите правильные утверждения:

1. Каждый организм обладает свойством наследственной изменчивости.

2. Мутации происходят в хромосомах под влиянием внешних и внутренних факторов.

3. Полиплоидия – это кратное увеличение количества хромосом.

3. Установите соответствие:

1. Между видами мутаций и их характеристиками

А) число хромосом увеличилось на 1-2

Б) один нуклеотид заменяется на другой

В) участок одной хромосомы перенесен на другую

Г) произошло выпадение участка хромосомы

Д) участок хромосомы повернут на 180 градусов

Е) произошло кратное увеличение числа хромосом

1) генные

2) хромосомные

3) геномные

4. Дайте определение понятиям: генотип, фенотип.

Приложение 2

Прочитайте текст.

История трёх сестёр

Три сестры жили всегда дружно, всегда всем делились. Как-то одна из сестер купила семена огурцов очень хорошего сорта, по совету своей хорошей подруги-дачницы. Как всегда она поделилась со своими сёстрами: семена в пачке они разделили между собой.

       Пришла весна, посадили сёстры огурцы. Одна из сестёр посадила огурцы на самой центральной грядке, хорошо освященной. Вторая - выбрала грядку около раскидистой яблони. Ну, а третья сестра высадила огурцы сначала в парник, затем на грядку с черноземом. Прошло лето. Когда пришла пора собирать урожай, оказалось, что у всех трех сестёр урожай оказался разным (количество огурцов, размеры плодов).

ЗАДАНИЕ:

Ответьте на вопросы:

Почему у сестёр оказался разный урожай?

Примером,  какой изменчивости может служить данная разница в урожае?

(так как были разные условия выращивания).

Приложение 3

Задание.

Проведите  «мозговую  атаку» и  предложите ваши варианты ответа на вопрос:

«Почему у стрелолиста три типа листьев?»

  По  ходу   рассуждений  заполните  таблицу:

«Строение,  функции  и значение листьев стрелолиста»

1 тип

______

листья

2 тип

______

листья

3 тип

______

листья

Строение

Функции

Значение

     

Приложение 4

Задание.  Используя информацию в учебнике о возможных пределах нормы реакции признаков, составьте схему:

                          Норма реакции

        

   

                             

         ?                                Качественные

признаки:                               признаки:

-                                            -

-                                            -

-                                            -

-                                            -

Задание.  Используя информацию в учебнике о возможных пределах нормы реакции признаков, составьте схему:

                          Норма реакции

        

   

                             

         ?                                Качественные

признаки:                               признаки:

-                                            -

-                                            -

-                                            -

-                                            -

Приложение 5

Инструктивная  карта

Выполните лабораторную работу.

Лабораторная работа

Изменчивость, построение вариационного ряда   и вариационной кривой. Определение нормы реакции.

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: семена фасоли (20 шт.), линейка.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Измерить длину семени фасоли:

№ измерения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Длина

в мм (V)

  1. Определить частоту встречаемости значений длины семени. Определите, какая длина встречается наиболее часто, какая — редко.

Значение длины в мм (V)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частота встречаемости (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это вариационный ряд.

  1. Постройте вариационную кривую. Для этого по горизонтали (на оси абсцисс) отложите размеры семени, по вертикали (на оси ординат) — число, соответствующее частоте встречаемости. Масштаб может быть произвольный.
  2. Определите норму реакции (используйте для этого задание №2). Норму реакции вычисляют следующим образом. От максимального размера длины семени вычитают минимальный размер. N= max-min
  3. Определите среднюю величину признака по формуле:M=

где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.

  1. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
  2. Дайте оценку выполненной вами работы.

Приложение 6

Задание. Составьте характеристику  модификационной изменчивости, используя наводящие вопросы:

Модификации

1. Передается ли новый признак по наследству?

2. Зависит ли признак от изменений в генотипе?

3. Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий?

4. Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине?

5. Какое значение для особи имеет?

6. Какую форму изменчивости характеризуют?

7. Обратима или нет

Приложение 7

Задание 1. Сравните модификационную  и наследственную изменчивость.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика модификационной и наследственной изменчивости»

Признаки

Модификационная изменчивость

Наследственная изменчивость

Что изменяется

Характер  изменений

Значение для особей

Могут ли наследоваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и информатики в 9 классе на тему «Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».

Интегрированный урок на тему: "Построение компьютерной модели модификационной изменчивости"...

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Разработка урока биологии для 10 класса по теме "Закономерности изменчивости: модификационная  изменчивость. Норма реакции."...

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость

Презентация урока "Модификационная изменчивость. Норма реакции" разработана по   учебнику биологии 9 класс  по новым ФГОС (авторы Пасечник.В.В. , Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г.)...

урок биологии 10 класс "Изменчивость. Виды изменчивости"

В помошь моим ученикам для осовения нового материала предлагаю посмотреть видеоурок, изучить презентацию и выполнить вараинт на Решу ЕГЭ для закрепления...

Конспект урока в 11 классе на тему "Другие преобразования неравенств"

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности пос...

Конспект урока в 11 классе на тему "Другие преобразования уравнений"

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности пос...

конспект урока географии в10 классе по теме "Другие ресурсы"

Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии, агроклиматическими и основными рекреационными ресурсами мира....