Урок биологии в 9 классе по теме: "Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока с применением технологий деятельностного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifikatsionnaya_izmenchivost.docx | 59.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 9 классе по УМК И.Н. Пономаревой
Тема урока: Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость.
Цель урока: изучить другие типы изменчивости
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о ненаследственном, приспособительном характере модификаций, ее пределах — норме реакции; показать, что только воздействием внешней среды без изменений генотипа нельзя качественно изменить тот или другой признак.
Развивающие: продолжить работу по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монолитной речью; развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, биологической культуры учащихся.
Ожидаемые учебные результаты:
Личностные: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; уважение к личности и её достоинствам, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя.
Метапредметные (познавательные):
Общеучебные: обобщать понятия; осуществлять расширенный поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определять основную и второстепенную информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Логические: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять сравнение; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).
Постановки и решения проблем:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предметные: научиться давать определения понятий: ненаследственная, или модификационная (фенотипическая) изменчивость, модификации, онтогенетическая изменчивость; выявлять признаки ненаследственной изменчивости и называть и объяснять её причины; сравнивать проявление ненаследственной изменчивости разных организмов; характеризовать модификационную изменчивость как свойство живых организмов приспосабливаться к изменениям среды.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, инструктивные (рабочие) карты.
Тип урока: комбинированный урок
Приложение 1
Карточка №1
А) Самостоятельная работа (письменно)
1. Заполните пропуски в тексте:
1. Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития называется ________________________.
2. _____________ - это возникающие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.
3. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил _____________________.
2. Выберите правильные утверждения:
1. Каждый организм обладает свойством наследственной изменчивости.
2. Мутации происходят в хромосомах под влиянием внешних и внутренних факторов.
3. Полиплоидия – это кратное увеличение количества хромосом.
3. Установите соответствие:
1. Между видами мутаций и их характеристиками
А) число хромосом увеличилось на 1-2 Б) один нуклеотид заменяется на другой В) участок одной хромосомы перенесен на другую Г) произошло выпадение участка хромосомы Д) участок хромосомы повернут на 180 градусов Е) произошло кратное увеличение числа хромосом | 1) генные 2) хромосомные 3) геномные |
4. Дайте определение понятиям: генотип, фенотип.
Приложение 2
Прочитайте текст.
История трёх сестёр
Три сестры жили всегда дружно, всегда всем делились. Как-то одна из сестер купила семена огурцов очень хорошего сорта, по совету своей хорошей подруги-дачницы. Как всегда она поделилась со своими сёстрами: семена в пачке они разделили между собой.
Пришла весна, посадили сёстры огурцы. Одна из сестёр посадила огурцы на самой центральной грядке, хорошо освященной. Вторая - выбрала грядку около раскидистой яблони. Ну, а третья сестра высадила огурцы сначала в парник, затем на грядку с черноземом. Прошло лето. Когда пришла пора собирать урожай, оказалось, что у всех трех сестёр урожай оказался разным (количество огурцов, размеры плодов).
ЗАДАНИЕ:
Ответьте на вопросы:
Почему у сестёр оказался разный урожай?
Примером, какой изменчивости может служить данная разница в урожае?
(так как были разные условия выращивания).
Приложение 3
Задание.
Проведите «мозговую атаку» и предложите ваши варианты ответа на вопрос:
«Почему у стрелолиста три типа листьев?»
По ходу рассуждений заполните таблицу:
«Строение, функции и значение листьев стрелолиста»
1 тип ______ листья | 2 тип ______ листья | 3 тип ______ листья | |
Строение | |||
Функции | |||
Значение |
Приложение 4
Задание. Используя информацию в учебнике о возможных пределах нормы реакции признаков, составьте схему:
Норма реакции
? Качественные признаки: признаки: - - - - - - - - |
Задание. Используя информацию в учебнике о возможных пределах нормы реакции признаков, составьте схему:
Норма реакции
? Качественные признаки: признаки: - - - - - - - - |
Приложение 5
Инструктивная карта
Выполните лабораторную работу.
Лабораторная работа
Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Определение нормы реакции.
Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: семена фасоли (20 шт.), линейка.
ХОД РАБОТЫ:
- Измерить длину семени фасоли:
№ измерения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Длина в мм (V) |
- Определить частоту встречаемости значений длины семени. Определите, какая длина встречается наиболее часто, какая — редко.
Значение длины в мм (V) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота встречаемости (Р) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это вариационный ряд.
- Постройте вариационную кривую. Для этого по горизонтали (на оси абсцисс) отложите размеры семени, по вертикали (на оси ординат) — число, соответствующее частоте встречаемости. Масштаб может быть произвольный.
- Определите норму реакции (используйте для этого задание №2). Норму реакции вычисляют следующим образом. От максимального размера длины семени вычитают минимальный размер. N= max-min
- Определите среднюю величину признака по формуле:M=
где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.
- Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
- Дайте оценку выполненной вами работы.
Приложение 6
Задание. Составьте характеристику модификационной изменчивости, используя наводящие вопросы:
Модификации | |
1. Передается ли новый признак по наследству? | |
2. Зависит ли признак от изменений в генотипе? | |
3. Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий? | |
4. Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине? | |
5. Какое значение для особи имеет? | |
6. Какую форму изменчивости характеризуют? | |
7. Обратима или нет |
Приложение 7
Задание 1. Сравните модификационную и наследственную изменчивость.
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика модификационной и наследственной изменчивости»
Признаки | Модификационная изменчивость | Наследственная изменчивость |
Что изменяется | ||
Характер изменений | ||
Значение для особей | ||
Могут ли наследоваться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и информатики в 9 классе на тему «Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».
Интегрированный урок на тему: "Построение компьютерной модели модификационной изменчивости"...
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.
Разработка урока биологии для 10 класса по теме "Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции."...
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость
Презентация урока "Модификационная изменчивость. Норма реакции" разработана по учебнику биологии 9 класс по новым ФГОС (авторы Пасечник.В.В. , Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г.)...
урок биологии 10 класс "Изменчивость. Виды изменчивости"
В помошь моим ученикам для осовения нового материала предлагаю посмотреть видеоурок, изучить презентацию и выполнить вараинт на Решу ЕГЭ для закрепления...
Конспект урока в 11 классе на тему "Другие преобразования неравенств"
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности пос...
Конспект урока в 11 классе на тему "Другие преобразования уравнений"
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности пос...
конспект урока географии в10 классе по теме "Другие ресурсы"
Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии, агроклиматическими и основными рекреационными ресурсами мира....