9 класс УМК Сонин Н.И., С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о  развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Используя межпредметные связи сформировать целостную картину создания облика Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_v_arheyskuyu_i_proterozoyskuyu_ery.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мишарина Ольга Иннокентьевна, учитель биологии МОУ-гимназия№1 г.Петровска-Забайкальского.

9 класс УМК Сонин Н.И., С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о  развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Используя межпредметные связи сформировать целостную картину создания облика Земли.

Задачи:

Образовательная: выявить значение ароморфозов на начальных этапах развития жизни на Земле.

Развивающая: продолжить формирование  умений объяснять суть процессов, происходящих на первых этапах развития жизни, устанавливать причинно-следственные связи и формирование   навыков работы с текстом, поиска информации из любых источников.

Воспитательная: способствовать повышению  мотивации в изучении нового материала и  положительного его восприятия.

Ход урока:

Проверка знаний:

Вспомним основные события, которые привели к возникновению жизни на Земле.

  1. Что происходило с химическим элементами в первичной атмосфере Земли? (химическая эволюция)  Связь с химией. Прописывают цепочку превращений атомов элементов в простые неорганические соединения – простые органические соединения – сложные органические соединения.
  2. Какое событие положило начало биологической эволюции? В чем смысл биологической эволюции? (возникновение примитивно устроенных клеток).
  3. Выполнение  электронного тестирования. ( о выборе правильных суждений). В программе VOTUM.

В истории Земли принято различать промежутки времени, разделенные крупными событиями, которые отражались на существовании групп организмов.

Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в начало времен. Мы постараемся увидеть и узнать, как шло развитие Земли, какие события происходили на ней миллионы, а то и миллиарды лет назад. Какие организмы и как появились на Земле, как они сменяли друг друга, какими путями и с помощью чего шла эволюция.

Я предлагаю вам путешествие по ленте времени.(по классу располагается лента-веревка, на которой  по порядку прикрепляются таблички с названиями эры и периодов. У учащихся набор табличек с эволюционными событиями, которые они должны разместить на ленте. Дается 5-10 минут).

 Каковы ваши взгляды на эти события? На последующих уроках у вас будет возможность убедиться в своей правоте, либо исправить ошибочность ваших представлений.

(выполняют задания по ленте времени) Связь с географией, химией.

Проверка краткая.(самопроверка и взаимопроверка).

Мы с вами обозначили задачи и план действия на последующие 3 урока.

К сожалению, время нашего путешествия ограниченно и мы сможем сегодня побывать только в первых эрах развития Земли.

Запишите тему урока.

Наша задача: установить, какими путями шла эволюция в этих эрах. Установить эволюционную значимость ароморфозов, происходивших в архейскую и протерозойскую эры.

Работа с тексом учебника, стр.78 На интерактивной доске таблица, записи дополняют учащиеся.

Эра

Возраст

Ароморфозы

Животные

Растения

Архейская

От 2,6 до 3,5 млрд.лет

Фотосинтез, аэробное дыхание – появление аэробных бактерий.

Протерозойская

От 0,5 до 2,6 млрд.лет

Половой процесс, оформленное ядро (эукариоты), многоклеточность.( в чем преимущество многоклеточности?)

Двусторонняя симметрия, хорда.

Был ли другой путь эволюционных преобразований? (дегенерация – сидячие формы).

Просмотр фрагментов электронного приложения. (дополнения в таблицу). Геологические процессы – связь с географией.

Какие организмы возникли в архейскую эру?

Прокариоты, (цианобактерии, гетеротрофные)

Какие организмы возникли в протерозойскую эру?

Зеленые водоросли, простейшие, кишечнополостные, черви, губки, моллюски, первые хордовые (ланцетник).

Закрепление и обобщение материала:

  1. Расположите события, происходящие в архее и протерозое, в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:
    а) появление фотосинтеза;
    б) появление прокариот;
    в) появление многоклеточных водорослей;
    г) появление свободного кислорода;
    д) появление членистоногих;
    е) появление моллюсков;
    ж) появление кольчатых червей.
    Ответ: 
    б, а, г, в, ж, д, е
  2. С чем связана вспышка разнообразия живых организмов в протерозое?

Оценивание, д/з  с.78-81. Подумайте, какие виды были наиболее многочисленны в палеозойскую эру?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к учебнику «Общие закономерности» авторы С.Г Мамонтов, В.Б Захаров, Н.И. Сонин в 9 классе

Методическая разработка календарно-тематического планирования по биологии в 9 классе (авторы С.Г Мамонтов, В.Б Захаров, Н.И. Сонин)...

Презентация к уроку по теме "Развитие жизни на Земле. Архейская и протерозойская эры"

Презентация раскрывает этапы эволюции в Архейскую и протерозойскую эры....

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.Н.И.Сонин

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.Н.И.Сонин...

Рабочая программа учебного курса "Биология. Общие закономерности" 9 класс, авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.

Рабочая программа составлена с учетом блочно-модульного обучения (т.е. не уроки по 45 минут, а пары). Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС....

Архейская и протерозойская эры

Знакомит с характерными  особенностями данных периодов, видовым разнообразием растительного,животного мира и основными итогами данных периодов...