9 класс УМК Сонин Н.И., С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Цель урока: Создать условия для формирования знаний о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Используя межпредметные связи сформировать целостную картину создания облика Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_arheyskuyu_i_proterozoyskuyu_ery.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишарина Ольга Иннокентьевна, учитель биологии МОУ-гимназия№1 г.Петровска-Забайкальского.
9 класс УМК Сонин Н.И., С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
Цель урока: Создать условия для формирования знаний о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Используя межпредметные связи сформировать целостную картину создания облика Земли.
Задачи:
Образовательная: выявить значение ароморфозов на начальных этапах развития жизни на Земле.
Развивающая: продолжить формирование умений объяснять суть процессов, происходящих на первых этапах развития жизни, устанавливать причинно-следственные связи и формирование навыков работы с текстом, поиска информации из любых источников.
Воспитательная: способствовать повышению мотивации в изучении нового материала и положительного его восприятия.
Ход урока:
Проверка знаний:
Вспомним основные события, которые привели к возникновению жизни на Земле.
- Что происходило с химическим элементами в первичной атмосфере Земли? (химическая эволюция) Связь с химией. Прописывают цепочку превращений атомов элементов в простые неорганические соединения – простые органические соединения – сложные органические соединения.
- Какое событие положило начало биологической эволюции? В чем смысл биологической эволюции? (возникновение примитивно устроенных клеток).
- Выполнение электронного тестирования. ( о выборе правильных суждений). В программе VOTUM.
В истории Земли принято различать промежутки времени, разделенные крупными событиями, которые отражались на существовании групп организмов.
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в начало времен. Мы постараемся увидеть и узнать, как шло развитие Земли, какие события происходили на ней миллионы, а то и миллиарды лет назад. Какие организмы и как появились на Земле, как они сменяли друг друга, какими путями и с помощью чего шла эволюция.
Я предлагаю вам путешествие по ленте времени.(по классу располагается лента-веревка, на которой по порядку прикрепляются таблички с названиями эры и периодов. У учащихся набор табличек с эволюционными событиями, которые они должны разместить на ленте. Дается 5-10 минут).
Каковы ваши взгляды на эти события? На последующих уроках у вас будет возможность убедиться в своей правоте, либо исправить ошибочность ваших представлений.
(выполняют задания по ленте времени) Связь с географией, химией.
Проверка краткая.(самопроверка и взаимопроверка).
Мы с вами обозначили задачи и план действия на последующие 3 урока.
К сожалению, время нашего путешествия ограниченно и мы сможем сегодня побывать только в первых эрах развития Земли.
Запишите тему урока.
Наша задача: установить, какими путями шла эволюция в этих эрах. Установить эволюционную значимость ароморфозов, происходивших в архейскую и протерозойскую эры.
Работа с тексом учебника, стр.78 На интерактивной доске таблица, записи дополняют учащиеся.
Эра | Возраст | Ароморфозы | |
Животные | Растения | ||
Архейская | От 2,6 до 3,5 млрд.лет | Фотосинтез, аэробное дыхание – появление аэробных бактерий. | |
Протерозойская | От 0,5 до 2,6 млрд.лет | Половой процесс, оформленное ядро (эукариоты), многоклеточность.( в чем преимущество многоклеточности?) | |
Двусторонняя симметрия, хорда. | |||
Был ли другой путь эволюционных преобразований? (дегенерация – сидячие формы).
Просмотр фрагментов электронного приложения. (дополнения в таблицу). Геологические процессы – связь с географией.
Какие организмы возникли в архейскую эру?
Прокариоты, (цианобактерии, гетеротрофные)
Какие организмы возникли в протерозойскую эру?
Зеленые водоросли, простейшие, кишечнополостные, черви, губки, моллюски, первые хордовые (ланцетник).
Закрепление и обобщение материала:
- Расположите события, происходящие в архее и протерозое, в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:
а) появление фотосинтеза;
б) появление прокариот;
в) появление многоклеточных водорослей;
г) появление свободного кислорода;
д) появление членистоногих;
е) появление моллюсков;
ж) появление кольчатых червей.
Ответ: б, а, г, в, ж, д, е - С чем связана вспышка разнообразия живых организмов в протерозое?
Оценивание, д/з с.78-81. Подумайте, какие виды были наиболее многочисленны в палеозойскую эру?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к учебнику «Общие закономерности» авторы С.Г Мамонтов, В.Б Захаров, Н.И. Сонин в 9 классе
Методическая разработка календарно-тематического планирования по биологии в 9 классе (авторы С.Г Мамонтов, В.Б Захаров, Н.И. Сонин)...
поурочное планирование биология 9 класс "Общие закономерности" авторы: Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов. В.Б. Захаров
Модульное поурочное ланирование по курсу биология 9 класс...
Дидактический материал "Современные представления о возникновении жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры"
тесты для 9-11кл...
Презентация к уроку по теме "Развитие жизни на Земле. Архейская и протерозойская эры"
Презентация раскрывает этапы эволюции в Архейскую и протерозойскую эры....
Рабочая программа по биологии 9 класс УМК С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.Н.И.Сонин
Рабочая программа по биологии 9 класс УМК С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.Н.И.Сонин...
Рабочая программа учебного курса "Биология. Общие закономерности" 9 класс, авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.
Рабочая программа составлена с учетом блочно-модульного обучения (т.е. не уроки по 45 минут, а пары). Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС....
Архейская и протерозойская эры
Знакомит с характерными особенностями данных периодов, видовым разнообразием растительного,животного мира и основными итогами данных периодов...