Рабочая программа "Биология", 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии, 7 класс, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании педагогического совета и.о. директора МБОУ «ОШИСОО»
«_31_»_08_2020_г.
Протокол №1 _____________М.И.Должикова
Приказ №178 от 01.09.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
7 класс (2020-2021 уч. год)
учителя биологии и химии
Голубевой И.В.
Программа разработана на основе: Примерные программы основного общего образования. Биология. - М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения)
Учебник «Биология: Животные». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2020
с. Овгорт
2020 г.
Примерная рабочая программа по биологии в 7 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), но в соответствии с годовым календарным графиком и расписанием на 2020-2021 год выдана 34 часами. Уплотнены часы по темам «Простейшие» с 3 до 2 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатами изучения учебного предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, систематизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
– осознание роли жизни
– рассмотрение биологических процессов в развитии
– использование биологических знаний в быту
– объяснять мир с точки зрения биологии
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Мультимедийная презентация «Инфузории». Микропрепараты простейших.
Тема 2. Многоклеточные животные (20 часов)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Видеофильм.
Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (7часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращением и без превращения.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1час)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Тема 5. Биоценозы (1 час)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Практическая работа
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Итоговая контрольная работа (1 час).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Виды контроля | |||
Самостоятельные работы | Контрольные работы | Лабораторные, практические, творческие работы | ||||
Введение | 1 | |||||
1 | Простейшие | 3 | 1 | 1 | ||
2 | Многоклеточные организмы | 19 | 1 | 2 | 2 | |
3 | Эволюция строения и функций органов и их систем у животных | 7 | 2 | 1 | ||
4 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 1 | ||||
5 | Биоценозы | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||||
Всего | 34 | 4 | 4 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечание |
1 | Зоология как наука. | 05.09. | ||
2 | Общая характеристика Простейших Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». | 12.09. | ||
3 | Значение Простейших. Входная контрольная работа. | 19.09. | ||
4 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 26.09. | ||
5 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 03.10 | ||
6 | Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. | 10.10 | ||
7 | Тип Кольчатые черви. | 17.10 | ||
8 | Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие Лабораторная работа №2 «Особенности строения и жизни моллюсков». | 24.10 | ||
9 | Тип Иглокожие- живые колючки. | 31.10 | ||
10 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. | 14.11 | ||
11 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». | 21.11 | ||
12 | Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные. | 28.11 | ||
13 | Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение. | 05.12 | ||
14 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. | 12.12 | ||
15 | Основные систематические группы рыб. | 19.12 | ||
16 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 26.12 | ||
17 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 16.01 | ||
18 | Класс Птицы. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения птиц». | 23.01 | ||
19 | Многообразие птиц. | 30.01 | ||
20 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни. | 06.02 | ||
21 | Экологические группы млекопитающих. | 13.02 | ||
22 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | 20.02 | ||
23 | Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных. | 27.02 | ||
24 | Органы дыхания и газообмен. | 06.03 | ||
25 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 13.03 | ||
26 | Кровеносная система. Кровь. | 20.03 | ||
27 | Органы выделения. | 03.04 | ||
28 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 10.04 | ||
29 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 17.04 | ||
30 | Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращением и без превращения. | 24.04 | ||
31 | Периодизация и продолжительность жизни. Обобщение знаний по теме «Эволюция систем органов». | 08.05 | ||
32 | Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 15.05 | ||
33 | Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды. Практическая работа «Составление пищевых цепей и сетей для биоценозов окрестностей села Овгорт Шурышкарского района» | 22.05 | ||
34 | Итоговая контрольная работа за курс «Биология. Животные». | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...