Биология 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Учебные материалы для учащихся 8 класса по предмету Биология:
Задание 1 - Науки об организме человека
Задание 2 - Клетки и ткани человеческого организма
Задание 3 - Системы органов человека
Задание 4 - Опорно-двигательная система человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_nauki_ob_organizme_cheloveka.docx | 14.09 КБ |
zadanie_2_kletki_i_tkani_chelovecheskogo_organizma.docx | 404.08 КБ |
zadanie_3_sistemy_organov_cheloveka.docx | 98.93 КБ |
zadanie_4_oporno-dvigatelnaya_sistema.docx | 785.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Науки об организме человека
Человек — биосоциальное существо, поэтому науки о человеке тесно взаимосвязаны.
Основные науки, изучающие организм человека:
- анатомия (изучает строение организма, его систем и органов);
- физиология (изучает процессы жизнедеятельности всего организма, его систем и органов);
- генетика (изучает наследственность и изменчивость организма, а также методы управления ими);
- гигиена (изучает влияние на организм условий жизни и труда, разрабатывает меры профилактики заболеваний);
- медицина (изучает организм человека в здоровом и болезненном состоянии с целью укрепления его здоровья, охраны от болезней и лечения).
Взаимодействие человека с окружающей средой изучает экология человека.
Исторические и географические аспекты возникновения особенностей человека изучает антропология.
Социально-психологические аспекты жизни человека изучают психология, социология, педагогика.
Науки о человеке развивались длительное время на основе наблюдений и экспериментальных данных.
В развитие наук о человеке внесли вклад многие учёные.
Задания:
- Изучи параграфы 1-3 учебника
- Письменно ответь на вопрос: какое место человек занимает в живой природе?
- Запиши в виде таблицы информацию о науках, изучающих человека
№пп | Название науки | Предмет изучения |
Предварительный просмотр:
Клетки и ткани человеческого организма
Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Каждая ткань выполняет строго определённую функцию. Выполняемые функции взаимосвязаны со строением. Поэтому ткани отличаются высокой специфичностью.
Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют общее происхождение и развитие, сходное строение и выполняют определённую функцию. В организме человека выделяют следующие виды тканей:
- эпителиальную;
- соединительную;
- мышечную;
- нервную.
Эпителиальная ткань состоит из плотно прижатых клеток (межклеточного вещества мало), которые выполняют барьерную, защитную и секреторную функции. Она образует покровы тела, слизистые оболочки, железы.
Клетки соединительной ткани окружены развитым межклеточным веществом (в виде волокон, костных пластинок, хрящей, жидкости).
Эти особенности строения позволяют соединительной ткани выполнять опорную (кости, хрящи, сухожилия), защитную (подкожный жир), питательную (кровь, лимфа) функции.
Мышечные ткани выполняют сокращение сердечной и скелетных мышц, внутренних органов, изменение просвета кровеносных сосудов.
В зависимости от особенностей местонахождения и выполняемых функций бывает:
- поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань;
- поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань;
- гладкая мышечная ткань кровеносных сосудов и внутренних органов (желудка, мочевого пузыря и др.).
Более интенсивная работа сердечной и скелетных мышц обусловила особенности строения поперечно-полосатой ткани в отличие от гладкой.
Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из развитых многоядерных мышечных волокон. Гладкая ткань образована короткими одноядерными мышечными волокнами.
Нервная ткань представлена нейронами и нейроглией.
Она обеспечивает передачу возбуждения от нервных окончаний (рецепторов) к центральной нервной системе, а от неё к органу.
Это возможно благодаря особому строению нейронов. Нейрон имеет тело, длинный отросток (аксон) и короткие отростки (дендриты).
Нервная ткань расположена в головном и спинном мозге, нервных узлах, нервных волокнах.
Задания:
- Изучи параграфы 4-5 учебника
- Выпиши составные части клетки человека и их функции
- Ответь письменно на вопрос: из каких веществ состоит клетка?
- Запиши в виде таблицы основные виды тканей человека и их характеристики
№ пп | Название ткани | Характеристика |
Предварительный просмотр:
Системы органов человека
Орган - это часть тела, которая имеет определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций. Система органов - это органы, объединенные определенной физиологической (анатомической) функцией, имеющие общий план строения и общее происхождение.
Задания:
- Изучи параграф 6 учебника
- Выпиши в виде таблицы системы тела человека и их функции
- Ответь письменно на вопрос: какие существуют уровни организации организма?
- Ответь письменно на вопрос: почему скелет и мышцы рассматривают вместе?
Предварительный просмотр:
Опорно-двигательная система
Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами.
Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция, содержат костный мозг, в котором происходит кроветворение.
Скелет человека включает шесть отделов:
- череп,
- позвоночник (осевой скелет),
- пояс верхних конечностей,
- пояс нижних конечностей,
- верхние конечности,
- нижние конечности.
Состав, строение и рост костей.
В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Эластичность кости придает органическое вещество коллаген, а твердость - минеральные соли. Снаружи кости покрыты надкостницей, обеспечивающей питание и рост костей в толщину. Компактное вещество кости образовано микроскопическими ячейками и канальцами, по которым из надкостницы в кость проникают многочисленные кровеносные сосуды и нервы.
Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.
Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.
Соединения костей. Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.
Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа).
Мышечная система
Мы́шцы, или му́скулы (от лат. musculus — «мышца») — органы, состоящие из мышечной ткани; способны сокращаться под влиянием нервных импульсов. Часть опорно-двигательного аппарата. Выполняют различные движения, обеспечивая перемещение тела, поддержание позы, сокращение голосовых связок, дыхание и прочее. Мышечная ткань упруга и эластична; состоит из миоцитов (мышечных клеток). Для мышц характерно утомление, которое проявляется при интенсивной работе или нагрузке.
Мышцы позволяют менять положение частей тела в пространстве. Человек выполняет любые движения — от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов — благодаря способности мышечных тканей сокращаться. От исправной работы мышц, состоящих из трёх основных групп, зависит не только подвижность организма, но и функционирование всех физиологических процессов. Работой всех мышечных тканей управляет нервная система, которая обеспечивает их связь с головным и спинным мозгом и регулирует преобразование химической энергии в механическую.
В теле человека 640 мышц. Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе. Самые крупные — большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги. Самые сильные мышцы — икроножные и жевательные. Самая длинная мышца человека — портняжная — начинается от передней верхней ости крыла подвздошной кости (передне-верхние отделы тазовой кости), спиралевидно перекидывается спереди через бедро и прикрепляется сухожилием к бугристости большеберцовой кости (верхние отделы голени).
По форме мышцы очень разнообразны. Чаще всего встречаются веретенообразные мышцы, характерные для конечностей, и широкие мышцы — они образуют стенки туловища. Если у мышц общее сухожилие, а головок две или больше, то их называют двух-, трёх- или четырёхглавыми.
Мышцы и скелет определяют форму человеческого тела. Активный образ жизни, сбалансированное питание и занятие спортом способствуют развитию мышц и уменьшению объёма жировой ткани. Мышечная масса у ведущих тяжелоатлетов превышает 60% массы тела.
Задания:
- Изучи параграфы 18-24
- Письменно ответь на вопрос: почему верно утверждение, что в движении участвуют не только мышцы, но и кости?
- Приведи примеры различных типов сочленений костей.
- Назови особенности костей черепа.
- Выпиши кости пояса верхних и нижних конечностей.
- Выпиши основные группы мышц и их функции.
- Выпиши особенности гладких и поперечно-полосатых мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....