Биология 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс)
Учебные материалы для учащихся 7 класса по предмету Биология:
Задание 1 - Сведения о животном мире
Задание 2 - Строение тела животных
Задание 3 - Подцарство Простейшие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_svedeniya_o_zhivotnom_mire.docx | 724.51 КБ |
zadanie_2_stroenie_tela_zhivotnyh.docx | 567.38 КБ |
zadanie_3_podtsarstvo_prosteyshie.docx | 454.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения о животном мире
Живо́тные — категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии. В научном смысле к животным, помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, черви и другие.
Животные относятся к эукариотам (в клетках имеются ядра).
Признаками животных считаются: гетеротрофность (питание готовыми органическими соединениями) и способность активно передвигаться.
Все животные являются гетеротрофами — они прямо или косвенно питаются другими живыми организмами. По предпочтительному источнику энергии животные делятся на растительноядных, хищных (плотоядных), всеядных и паразитов.
Животные сильно различаются по продолжительности жизни.
Среда обитания
Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ.
Среда каждого организма состоит из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную.
Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:
Абиотическая среда (факторы среды) — комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм (свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.). Например: накопление в почве токсичных веществ и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.
Биотическая среда (факторы среды) — совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (влияние растений и животных на других членов биогеоценоза). Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.
Антропогенные (антропические) факторы — все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.
Цепи питания
Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе.
При каждом переносе от звена к звену теряется бо́льшая часть (до 80—90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и обычно не превышает 4—5.
Существуют два основных типа трофических цепей — пастбищные и детритные.
В пастбищной трофической цепи (цепь выедания) основу составляют автотрофные организмы, затем идут потребляющие их растительноядные животные, консументы 1-го порядка (например, зоопланктон, питающийся фитопланктоном), потом консументы 2-го порядка (например, рыбы, потребляющие зоопланктон), консументы 3-го порядка (например, щука, питающаяся другими рыбами). Особенно длинны трофические цепи в океане, где многие виды (например, тунцы) занимают место консументов 4-го порядка.
В детритных трофических цепях (цепи разложения), наиболее распространённых в лесах, бо́льшая часть продукции растений не потребляется непосредственно растительноядными животными, а отмирает, подвергаясь затем разложению сапротрофными организмами и минерализации. Таким образом, детритные трофические цепи начинаются от детрита (органических останков), идут к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам и к их потребителям — хищникам. В водных экосистемах часть продукции растений и животных также поступает в детритные трофические цепи.
Наземные детритные цепи питания более энергоёмки, поскольку большая часть органической массы, создаваемой автотрофными организмами, остаётся невостребованной и отмирает, формируя детрит. В масштабах планеты, на долю цепей выедания приходится около 10 % энергии и веществ, запасённых автотрофами, 90 же процентов включается в круговорот посредством цепей разложения.
Задания:
- Изучите параграфы 1-5 учебника.
- Выпишите определение зоологии и этапы ее развития.
- Выпишите определение животных и их особенности.
- Выпишите определение среды обитания и виды сред.
- Выпишите определение цепи питания и виды цепей.
Предварительный просмотр:
Строение тела животных
Все клетки состоят из трех основных компонентов:
- клеточной мембраны
- ядра
- цитоплазмы
Особенностью животной клетки является наличие клеточного центра, так называемых центриолей, которые участвуют в образовании веретена деления при митозе. В отличие от растительного организма здесь нет вакуолей, пластид и целлюлозной клеточной стенки.
Ткани животных
Ткань — группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
Типы тканей животных
- эпителиальная (покровная);
- мышечная;
- нервная;
- соединительная
Органы и системы органов животных
Задания:
- Изучи параграфы 6-7
- Выпиши в виде таблицы характеристику органоидов животной клетки
№ пп | Название органоида | Функции |
- Выпиши в виде таблицы характеристику тканей животных
№ пп | Название ткани | Функции |
- Ответь письменно на вопрос: какие функции выполняют системы органов животных?
Предварительный просмотр:
Подцарство Простейшие
Насчитывается около 70 тыс. видов одноклеточных животных (Простейших). Их тело состоит из одной клетки, которая осуществляет все жизненно важные функции, присущие целостному организму: движение, питание, дыхание, выделение и т. д.
Форма и размер клеток простейших разнообразны. Рассмотреть их можно только с помощью увеличительных приборов. Размеры простейших в среднем 0,1 – 0,5 мм (бывают особи около 0,01 мм, но встречаются и более крупные организмы размером в несколько миллиметров). Встречаются и колониальные формы простейших. Одни простейшие не имеют постоянной формы тела, у других она относительно постоянна.
Обитают одноклеточные животные преимущественно в жидкой среде — в морской и пресной воде, влажной почве, в других организмах. При неблагоприятных условиях (высыхании водоёмов, повышении и понижении температуры) простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту (рис. А).
Циста — временная форма существования, приспособленная для переживания неблагоприятных условий.
При наступлении благоприятных условий (рис. Б) животное покидает оболочку цисты и продолжает свою жизнедеятельность.
От внешней среды одноклеточный организм отграничен клеточной мембраной, внутри клетки содержится цитоплазма с одним или несколькими ядрами и органеллы.
Органеллы — постоянные структуры клетки, которые выполняют определённые функции.
Органеллы передвижения простейших представлены ложноножками, жгутиками, ресничками.
Ложноножки (псевдоподии) — непостоянные выросты цитоплазмы, которые не имеют плотной клеточной оболочки. Псевдоподии образуются за счёт перетекания цитоплазмы внутри клетки и обеспечивают не только передвижение одноклеточного, но и захват пищи. Реснички и жгутики обеспечивают более быстрое передвижение, чем псевдоподии.
Характерными для клеток простейших являются пищеварительные и сократительные вакуоли.
Вакуоли — полости в клетках, отграниченные мембраной и заполненные жидкостью с растворёнными в ней веществами.
Сократительные вакуоли есть преимущественно у пресноводных простейших. Они выводят из организма простейшего избыток воды. Концентрация солей в пресной воде значительно ниже, чем в цитоплазме клетки простейшего. Поэтому по законам физики вода, окружающая организм простейшего, поступает в клетку. Чтобы избежать разрыва клетки, излишек воды выводится из клетки благодаря сокращениям вакуоли. А вместе с водой также выводятся продукты обмена, вредные для организма.
Пищеварительные вакуоли обеспечивают переваривание пищи, которая поступает в клетку. Непереваренные остатки пищи у одних организмов могут выделяться в любом месте на поверхности клетки, у других они выводятся через специальные органеллы.
Одноклеточные животные питаются готовыми органическими веществами (бактериями, одноклеточными водорослями и другими одноклеточными организмами). Такой тип питания называется гетеротрофным.
Для одноклеточных, помимо гетеротрофного типа питания, также присущ миксотрофный тип. Формы с таким типом питания на свету способны к фотосинтезу — созданию органических веществ из неорганических (автотрофный тип питания), а в темноте переходят к гетеротрофному типу питания.
Миксотрофный тип питания — смешанный тип питания, при котором организм одновременно способен питаться как авто-, так и гетеротрофно.
Простейшим свойственна раздражимость. Раздражимость — способность определённым образом реагировать на изменения окружающей среды.
Реакции простейших проявляются в виде движения по направлению к источнику раздражения либо в противоположную сторону. Такие реакции называют таксисами. Таксисы — двигательные реакции в ответ на стимул (раздражитель) по направлению к нему либо от него.
Размножение простейших преимущественно бесполое. Сначала надвое делится ядро, затем — цитоплазма. К бесполому типу размножения относится деление клетки на две или больше клеток (множественное деление, или шизогония).
Деление бывает поперечным (например, у инфузории-туфельки) и продольным (например, у эвглены зелёной).
У некоторых простейших есть половое размножение.
Строение отдельных видов простейших
Саркодовые - группа простейших, которые при движении выпускают похожие на лапки отростки (ложноножки). Скорость движения около 1 см/ч. Пример: амеба обыкновенная
Жгутиковые (также жгутиконосцы или биченосцы) — простейшие, передвигающиеся с помощью одного или нескольких жгутиков. Некоторые из них способны выпускать ложноножки. Пример: эвглена зеленая
Ресничные - наиболее сложноорганизованный, развитый класс простейших. Пример: инфузория. Среди инфузорий можно встретить как свободноживущие (в морских и пресных водах), прикрепленные формы, так и паразитические - балантидий.
Задания:
- Изучи параграфы 8-11 учебника
- Выпиши в тетрадь и зарисуй основные виды органелл простейших
- Ответь письменно на вопрос: почему эвглена зеленая занимает промежуточное положение между двумя царствами живой природы – растениями и животными?
- Ответь письменно на вопрос: какое значение играют простейшие в жизни человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....