Программа курса «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Новикова Елена Николаевна

Программа курса  «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Программа курса имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам обучения по предмету биология. Программа закрепляет не только знания в области биологии и экологии, но и способствует получению новых практических навыков в проектной и исследовательской деятельности и в повседневной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Биология вокруг нас»

 

ДЛЯ  9 «К» и 9 «Ж» КЛАССА

 

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                 Составитель программы

Новикова Елена Николаевна

Учитель биологии  высшей  категории

 

  

 

 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса  «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Программа курса имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам обучения по предмету биология. Программа закрепляет не только знания в области биологии и экологии, но и способствует получению новых практических навыков в проектной и исследовательской деятельности и в повседневной жизни. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия. Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Цель курса: систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и формирование практических навыков при изучении предмета.

Задачи курса:

  1. Знать и понимать: основные положения биологических законов; теорий; закономерностей; гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность биологических  процессов и явлений; современную биологическую терминологию и символику; особенности организма человека.
  2. Уметь: объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи; решать биологические задачи; составлять схемы; распознавать, определять и описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать эти объекты и делать выводы на основе сравнения.
  3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи.
  4.  Развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы.
  5. Воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы.

Занятия  ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основаны на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Курс запланирован в объеме 35 часов на уровень образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой

природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • проводить анализ, синтез;
  • формулировать выводы;
  • решать качественные и количественные биологические задачи;
  • использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
  • проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов;

 соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;

 объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

 сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; осуществлять постановку биологических экспериментов и объяснять их результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

 основным правилам поведения в природе;

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

 соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) ;

 умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;

 соблюдением мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами организмов;

 оказанием первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения правил поведения в окружающей среде;

 выделять общие принципы экологии;

 формулировать положения глобальных экологических проблем;

 сохранять положительное состояние организма.

Содержание

Содержание курса соответствует программе средней школы и нормативным документам.

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»

содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах

чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения. 

Используемые интернет ресурсы:

  1. Биология Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы;
  2. https://bio-oge.sdamgia.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
  4. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учетом школьной учебной программы по предмету «Биология».
  5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  7.  www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  8. http://ebio.ru/ - электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  9.  http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

«Биология вокруг нас» 9 класс (35ч.)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

К-во часов

Дата

план

факт

«Биология как наука. Методы научного познания»

1

1

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии

1

«Признаки живых организмов»

3

2

Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Гены и хромосомы.

Современная клеточная теория, ее основные положения. Развитие знаний о клетке.

Знать основные положения клеточной теории, этапы становления клеточной теории. Знать признаки  живых организмов – клеточное строение. Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать разные клетки и делать выводы на основе их строения.

1

3

Вирусы – неклеточные формы жизни

Вирусы –

неклеточные формы жизни.

Уметь распознавать представителей разных царств и давать их общую характеристику.

1

4

 

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы

Знать особенности строения одноклеточных, многоклеточных;

уметь сравнивать и находить отличия автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы

1

 

«Система, многообразие и эволюция живой природы»

5

5

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

Строение бактериальной клетки.

Знать строение бактериальной клетки

Уметь распознавать описывать особенности клеток бактерий.

1

6

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль лишайников.

Признаки царства грибов, строение грибов

Знать  классификацию  и значение грибов в природе и жизни человека.

Уметь распознавать и описывать особенности строения грибов; объяснять роль грибов в природе и в жизни человека.

1

7

Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека

Признаки царства растения.

Знать признаки растений

Уметь сравнивать растения между собой; распознавать и описывать отделы растений обосновывать роль цветковых растений

1

8

Царство животные. Роль животных в природе, жизни человека

Царство животных.

Уметь выделять особенности животных; приводить примеры животных царство животных..

1

9

Учение об эволюции мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Учение об эволюции мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Знать основные положения  эволюционного учения Ч.Дарвина.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

1

«Человек и его здоровье»

19

10

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

Сходство человека с животными и отличие от них. Особенности строения характерные для человека

Уметь определить принадлежность биологического вида. Сравнивать человека с животными и делать вывод на основе сравнения, характеризовать особенности  человека

1

11

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Нервы, нервные узлы Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга,  Рецепторы.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции. Свойства и функции гормонов.

Знать определения понятия «рефлекс»; особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы,  особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внешней секреции. Научиться  различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции; распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы

1

12

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении

Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Органы пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

узнать питательные вещества и пищевые  продукты, в которых они находятся.

научиться объяснять роль питательных веществ в организме; характеризовать сущность процесса питания. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

1

13

Дыхание. Дыхательная система.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, легкие) и ее роль в обмене веществ.

узнать особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

научиться распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы

человека;

1

14

Внутренняя среда организма человека. Кровь, ее состав и функции. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Кровь, ее состав и функции. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Знать составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы;

Уметь характеризовать сущность свертывания крови, иммунитета

1

15-16

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

Транспорт веществ, кровеносные сосуды. Строение сердца. Круги кровообращения. Лимфатическая система.

Знать  особенности строения органов  кровеносной системы, систему лимфообращений.

2

17

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие  жизнедеятельности организма. Витамины, роль в организме.

Знать определения понятий, основные группы витаминов в организме, объяснять роль обмена веществ, витаминов

1

18-19

Выделение продуктов жизнедеятельности. Выделительная система.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек.

Научиться использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы, профилактики вредных привычек; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье

2

20

Покровы тела и их функции.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов

Знать особенности строения  кожи и функции

1

21

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Знать особенности строения половых систем

Уметь распознавать и описывать, объяснять причины наследственности

1

22-23

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

Опора и движение. Строение и функции  опорно-двигательной системы

Знать особенности строения скелета человека, функции опорно-двигательной системы

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета

2

23-24

 Органы чувств, их роль в организме.

Анализатор. Органы чувств. Значение анализаторов.

Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Узнать как работают органы чувств и анализатор в целом; ключевые понятия: органы чувств, анализатор, рецептор; состав анализаторов.

2

25

Психология и поведение человека. ВНД. Условные и безусловные рефлексы

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. ВНД рефлекс, сон, речь, память, эмоции

Знать психологические особенности человека

Уметь характеризовать особенности ВНД

1

26

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

Знать санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

1

27

Приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы оказания первой доврачебной помощи

Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи

1

 

«Взаимосвязь организмов и окружающей среды»

7

28-29

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к разным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Основные понятия: экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы.  Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей среды.

Знать определение терминов: «экология», «абиотические», «биотические», «антропогенный факторы».

Уметь анализировать и оценивать воздействия факторов среды на живые организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

2

30-31

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Пищевые связи

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Пищевые связи

Знать основные компоненты экосистемы

Уметь характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы, составлять схемы передачи веществ и энергии

2

32

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия

деятельности человека в экосистемах, влияние

собственных поступков на живые организмы и

Распространение и роль живого вещества в биосфере. Основные понятия: антропогенные факторы. Факты: влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы вызывающие  экологический кризис.

Знать роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

  Уметь высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы; предлагать пути преодоления экологического кризиса; объяснять необходимость защиты окружающей среды; использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

1

33-34

Экскурсия в Ботанический сад

1

35

Подведение итогов курса

2

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по французскому языку для 7 классана базе учебно-методического комплекта «Французский в перспективе» автора А.С. Кулигиной и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего среднего образования и про

Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 7 класса на базе учебно-методического комплекта «Французский в перспективе» автора А.С. Кулигиной и составлена на основе Федерального го...

ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образо

Нормативно-правовой и документальной основой программы  духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются   : Закон Об образовании», федер...

Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся...

Удостоверение КПК "Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования: содержание,актуальные вопросы введения и реализации"

КПК " Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализации". 36ч. 2018 г....