Программа курса «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Программа курса «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа курса имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам обучения по предмету биология. Программа закрепляет не только знания в области биологии и экологии, но и способствует получению новых практических навыков в проектной и исследовательской деятельности и в повседневной жизни
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология вокруг нас»
ДЛЯ 9 «К» и 9 «Ж» КЛАССА
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Новикова Елена Николаевна
Учитель биологии высшей категории
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Биология вокруг нас» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа курса имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам обучения по предмету биология. Программа закрепляет не только знания в области биологии и экологии, но и способствует получению новых практических навыков в проектной и исследовательской деятельности и в повседневной жизни. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия. Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Цель курса: систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и формирование практических навыков при изучении предмета.
Задачи курса:
- Знать и понимать: основные положения биологических законов; теорий; закономерностей; гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность биологических процессов и явлений; современную биологическую терминологию и символику; особенности организма человека.
- Уметь: объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи; решать биологические задачи; составлять схемы; распознавать, определять и описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать эти объекты и делать выводы на основе сравнения.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи.
- Развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы.
- Воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы.
Занятия ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основаны на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Курс запланирован в объеме 35 часов на уровень образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
- объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить анализ, синтез;
- формулировать выводы;
- решать качественные и количественные биологические задачи;
- использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
- проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
∙ выделять существенные признаки биологических объектов;
∙ соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;
∙ объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
∙ сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
∙ овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; осуществлять постановку биологических экспериментов и объяснять их результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ основным правилам поведения в природе;
∙ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
∙ соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) ;
∙ умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
∙ соблюдением мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами организмов;
∙ оказанием первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения правил поведения в окружающей среде;
∙ выделять общие принципы экологии;
∙ формулировать положения глобальных экологических проблем;
∙ сохранять положительное состояние организма.
Содержание
Содержание курса соответствует программе средней школы и нормативным документам.
Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах
чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения.
Используемые интернет ресурсы:
- Биология Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы;
- https://bio-oge.sdamgia.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учетом школьной учебной программы по предмету «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Биология вокруг нас» 9 класс (35ч.)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | К-во часов | Дата | |
план | факт | ||||||
«Биология как наука. Методы научного познания» | 1 | ||||||
1 | Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира | Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии | 1 | |||
«Признаки живых организмов» | 3 | ||||||
2 | Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Гены и хромосомы. | Современная клеточная теория, ее основные положения. Развитие знаний о клетке. | Знать основные положения клеточной теории, этапы становления клеточной теории. Знать признаки живых организмов – клеточное строение. Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать разные клетки и делать выводы на основе их строения. | 1 | |||
3 | Вирусы – неклеточные формы жизни | Вирусы – неклеточные формы жизни. | Уметь распознавать представителей разных царств и давать их общую характеристику. | 1 | |||
4
| Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы | Знать особенности строения одноклеточных, многоклеточных; уметь сравнивать и находить отличия автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы | 1 | |||
| «Система, многообразие и эволюция живой природы» | 5 | |||||
5 | Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. | Строение бактериальной клетки. | Знать строение бактериальной клетки Уметь распознавать описывать особенности клеток бактерий. | 1 | |||
6 | Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль лишайников. | Признаки царства грибов, строение грибов | Знать классификацию и значение грибов в природе и жизни человека. Уметь распознавать и описывать особенности строения грибов; объяснять роль грибов в природе и в жизни человека. | 1 | |||
7 | Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека | Признаки царства растения. | Знать признаки растений Уметь сравнивать растения между собой; распознавать и описывать отделы растений обосновывать роль цветковых растений | 1 | |||
8 | Царство животные. Роль животных в природе, жизни человека | Царство животных. | Уметь выделять особенности животных; приводить примеры животных царство животных.. | 1 | |||
9 | Учение об эволюции мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Учение об эволюции мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Знать основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | 1 | |||
«Человек и его здоровье» | 19 | ||||||
10 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека | Сходство человека с животными и отличие от них. Особенности строения характерные для человека | Уметь определить принадлежность биологического вида. Сравнивать человека с животными и делать вывод на основе сравнения, характеризовать особенности человека | 1 | |||
11 | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Нервы, нервные узлы Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, Рецепторы. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции. Свойства и функции гормонов. | Знать определения понятия «рефлекс»; особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы, особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внешней секреции. Научиться различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции; распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы | 1 | |||
12 | Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении | Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Органы пищеварения. Роль ферментов в пищеварении | узнать питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. научиться объяснять роль питательных веществ в организме; характеризовать сущность процесса питания. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. | 1 | |||
13 | Дыхание. Дыхательная система. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, легкие) и ее роль в обмене веществ. | узнать особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. научиться распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека; | 1 | |||
14 | Внутренняя среда организма человека. Кровь, ее состав и функции. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. | Кровь, ее состав и функции. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. | Знать составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы; Уметь характеризовать сущность свертывания крови, иммунитета | 1 | |||
15-16 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы | Транспорт веществ, кровеносные сосуды. Строение сердца. Круги кровообращения. Лимфатическая система. | Знать особенности строения органов кровеносной системы, систему лимфообращений. | 2 | |||
17 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Витамины, роль в организме. | Знать определения понятий, основные группы витаминов в организме, объяснять роль обмена веществ, витаминов | 1 | |||
18-19 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Выделительная система. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. | Научиться использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы, профилактики вредных привычек; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье | 2 | |||
20 | Покровы тела и их функции. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов | Знать особенности строения кожи и функции | 1 | |||
21 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение | Знать особенности строения половых систем Уметь распознавать и описывать, объяснять причины наследственности | 1 | |||
22-23 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы | Знать особенности строения скелета человека, функции опорно-двигательной системы Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета | 2 | |||
23-24 | Органы чувств, их роль в организме. | Анализатор. Органы чувств. Значение анализаторов. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. | Узнать как работают органы чувств и анализатор в целом; ключевые понятия: органы чувств, анализатор, рецептор; состав анализаторов. | 2 | |||
25 | Психология и поведение человека. ВНД. Условные и безусловные рефлексы | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. ВНД рефлекс, сон, речь, память, эмоции | Знать психологические особенности человека Уметь характеризовать особенности ВНД | 1 | |||
26 | Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. | Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. | Знать санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. | 1 | |||
27 | Приемы оказания первой доврачебной помощи | Приемы оказания первой доврачебной помощи | Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи | 1 | |||
| «Взаимосвязь организмов и окружающей среды» | 7 | |||||
28-29 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к разным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) | Основные понятия: экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей среды. | Знать определение терминов: «экология», «абиотические», «биотические», «антропогенный факторы». Уметь анализировать и оценивать воздействия факторов среды на живые организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | 2 | |||
30-31 | Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Пищевые связи | Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Пищевые связи | Знать основные компоненты экосистемы Уметь характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы, составлять схемы передачи веществ и энергии | 2 | |||
32 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и | Распространение и роль живого вещества в биосфере. Основные понятия: антропогенные факторы. Факты: влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы вызывающие экологический кризис. | Знать роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Уметь высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы; предлагать пути преодоления экологического кризиса; объяснять необходимость защиты окружающей среды; использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | 1 | |||
33-34 | Экскурсия в Ботанический сад | 1 | |||||
35 | Подведение итогов курса | 2 | |||||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по французскому языку для 7 классана базе учебно-методического комплекта «Французский в перспективе» автора А.С. Кулигиной и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего среднего образования и про
Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 7 класса на базе учебно-методического комплекта «Французский в перспективе» автора А.С. Кулигиной и составлена на основе Федерального го...
ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образо
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федер...
Деятельность учителя в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Документы подтверждающие деятельность в внедрении ФГОС...
творческий проект на тему «Организация обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
этот материал можно использовать при планировании учебных пятидневных сборах...
Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся...
Удостоверение КПК "Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования: содержание,актуальные вопросы введения и реализации"
КПК " Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализации". 36ч. 2018 г....