Конспект урока по биологии в 6 классе "Корень, его строение и значение"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Конспект урока по биологии в 6 классе "Корень, его строение и значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пречистенская средняя школа имени И.И.Цапова»
Гагаринского района Смоленской области
Конспект урока по биологии
«Корень, его строение и значение»
6 класс
Учитель: Корешкова Ирина Александровна
высшая квалификационная категория
2019
Тип урока: изучения новых знаний.
Форма урока – урок- исследование.
Формы организации учебной деятельности.
Работа в группах по инструктивным картам, работа с микроскопами, лупами и с натуральными объектами, фронтальная беседа, работа с учебником , с гербарием, рефлексия.
Приемы деятельности учителя.
Эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.
Перцептивный аспект: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый методы.
Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
Аспект контроля: фронтальный, групповой.
Формируемые компетенции.
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, исследовательские
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)
2.Актуализация знаний.(5 мин.)
3.Этап мотивации.(7 мин.)
4.Изучение нового материала. (25 мин.)
5.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
6.Домашнее задание на выбор.(2 мин.)
Оборудование урока:
демонстрационное: таблица “Типы корневых систем”, презентация "Корень. Типы корневых систем», компьютер, мультимедиапроектор, инструктивные карты, зоны корня из цветного картона, магниты.
лабораторное - проростки фасоли и луковицы репчатого лука с развитыми корнями, модели корневой системы одуванчика (на каждый стол), лупы, гербарий “Типы корневых систем”, микроскопы с готовыми микропрепаратами «Кончик корня и корневые волоски», салфетки.
Межпредметные связи:
литература, русский язык, информатика, физкультура.
Результаты деятельности обучающихся на уроке:
Личностные:
- целостное представление биологических понятий "корень - орган", "корневая система",
- формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом,
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.
Метапредметные:
познавательные:
- умение работать со схемами, таблицами;
- умение анализировать, обобщать, делать выводы;
коммуникативные:
- умение работать в группах;
регулятивные:
- умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.
Приложения
1.Инструктивные карты с заданиями для групп.
2. Тест « Игра в хоккей».
3. Таблица Зоны корня.
Ход урока.
1.Оргмомент. Приветствие.
2.Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют-
Всем растениям жизнь дают!
- О каких-таких жильцах идет речь? (корни).
- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о корне).
- Сформулируйте тему урока?
Ребята: «Корень» (запись темы на доске и в тетради).
Что вам известно о корне? (говорят сведения о корне и что они хотели бы узнать.)
Исходя из этого, дети формулируют цели урока, учитель корректирует.
- Молодцы!
3.Этап мотивации.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко ,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается!
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
(В.Жак.)
- Как выдумаете, почему растение не может жить без корня? Я могу вам помочь. У меня для вас есть несколько подсказок:
- Какая функция корня, помешала деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы? (Закрепление растений в почве)
- На ваших столах морковь, попробуйте ее на вкус. Она сладкая, сочная. Какую еще функцию выполняет корень? (запас питательных веществ).
- Как ни тонок, не приметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
- О какой функции корня идет речь? (питание)
- Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями».
- Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько - вегетативное размножение).
4. Изучение нового материала.
Молодцы, корень - важный орган в растении, который выполняет много важных функций. Давайте запишем их в тетрадь (заполняем в тетрадь с экрана проектора)
Функции корня
Вегетативное размножение
Закрепление растения Запасающая
Почвенное питание
Как бы сказал про себя корень: «Я – склад, насос и якорь»!
– Как же должен быть устроен корень, чтобы выполнить эти функции?
- Корень всегда растет верхушкой (кончиком) вниз под действием силы тяжести. В биологии это называется геотропизм.
- Вы не забыли, что мы сегодня исследователи?
- Каким будет объект нашего исследования? (корни)
Задача: исследовать строение корня и корневых систем.
На ваших столах проросшие семена фасоли. Рассмотрим их. С помощью рисунка 35 в учебнике на странице 39 попробуем определить типы корней.
- Как называется корень, который развивается из зародышевого корешка и появляется первым? (главный корень)
- Какие корни отрастают от стебля растения? (придаточные)
- А где же располагаются боковые корешки? (отрастают от главного и придаточного)
Записываем в тетради и на доске.
Виды корней:
1) главный (из зародышевого корешка)
2) придаточные (от стебля)
3) боковые (от главного и придаточных).
- Ребята! Что произойдёт с растением, если повредить кончик корня и как можно увеличить число корней у растения?
- Кто из вас помогает летом родителям на огороде?
- На рисунке показан агротехнический прием, который проводят с капустой, картофелем.
- Как он называется? (окучивание)
- А в чем его суть? С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур?
Окучивание – присыпание землей нижней части стебля (для образования придаточных корней).
К усиленному образованию придаточных корней и увеличению почвенного питания приводит и еще один агротехнический прием – пикирование.
Посмотрите на рисунок и попробуйте объяснить, что делают при пикировке рассады, когда, например томаты или перцы высаживают из ящиков в теплицу?
Пикировка- это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки «пики».
- Все корни растения – это корневая система (рис 36 стр. 39).
- Сколько видов корневых систем существует? (два: стержневая и мочковатая)
- Как различить их между собой? Помочь нам может учебник. Найдите и запишите в тетради определение стержневой и мочковатой корневых систем. Стр. 38-39
- Кто желает поделиться составленными определениями? (обсуждают и записывают в тетрадь определения)
Корневая система:
- стержневая (хорошо развит главный корень) – двудольные - одуванчик
- мочковатая (слабо развит главный корень) – однодольные - лук
- Назовите растения со стержневой и мочковатой корневой системой.
- В любом путешествии есть привал. Отдохнем (физкультминутка)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- Отдохнули и опять продолжим путешествие по корню.
- Вспомните, что такое «ткань» и какие виды тканей нам известны (дают определение «ткани», говорят о типах растительных тканей).
- А какой вид ткани мы не можем встретить в корне? (фотосинтезирующую ткань).
- Правильно. Молодцы! А теперь мы смело отправляемся в путь и заглянем внутрь корня.
- А для того, чтобы быстрее получить необходимую нам информацию, мы разделимся на четыре групп. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции по карточке (Приложение 1 - работа с учебником и микроскопом, рассматривают готовые микропрепараты в микроскоп. Данные заносят в таблицу)
1 группа – изучают корневой чехлик.
2 группа – зону деления и зону растяжения(роста)
3 группа – зону всасывания
4 группа – зону проведения
- Все справились с заданием? Необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую таблицу. Выберите по одному выступающему от каждой группы (выступления и заполнение таблицы). Во время выступления нужно сконструировать корень из отдельных зон (как пазлы) на доске.
- Вы прекрасно справились и с этим заданием. На доске у нас получилась модель корня, состоящая из разноцветных зон (раздаю шаблон заполненной таблицы).
5.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия.
Тест – игра в хоккей. (Учитель задает вопросы по изученной теме – «шайбы» вратарю, он отвечает на вопросы - «ловит шайбы», ребята – «защитники» ему помогают. (Приложение 2).
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Понравился ли вам урок, ребята? Если понравился – поднимите обе руки, если не очень – одну.
Всем спасибо за отличную работу!
6.Домашнее задание:
Параграф 7, определения. Творческое задание: составить кроссворд или синквейн.
Приложение 1.
Инструктивные карты с заданиями
Задания 1 группе.
1.Рассказать о строении и функциях корневого чехлика.
2. Заполнить таблицу.
3.Расшифровать выражение: есв ирокн сатриняе – вяенкрао местсиа.
(все корни растения – корневая система)
Задания 2 группе.
1.Рассказать о строении и функциях зоны деления и зоны растяжения (роста).
2. Заполнить таблицу.
3.Расшифровать выражение: улк емите окчомтавюу венкорую миссуте.
(лук имеет мочковатую корневую систему)
Задания 3 группе.
1.Рассказать о строении и функциях зоны всасывания.
2. Заполнить таблицу.
3.Расшифровать выражение: назо высинявсаа тмеие оркенвеы лвоскио.
(зона всасывания имеет корневые волоски)
Задания 4 группе.
1.Рассказать о строении и функциях зоны проведения.
2.Заполнить таблицу.
3.Расшифровать выражение: ренько щизатеща йовренко кхелич.
(корень защищает корневой чехлик)
Приложение 2.
Тест « Игра в хоккей».
1.В поглощении воды и минеральных солей участвует зона (всасывания).
2.Одуванчик имеет корневую систему (стержневую).
3.Удерживает растение в почве (корень).
4.Корень растет в длину за счет (зоны роста).
5.Чеснок имеет корневую систему (мочковатую).
6.У однодольных растений корневая система (мочковатая).
7.Корневые волоски находятся в зоне (всасывания).
8.У овса корневая система (мочковатая).
9.В проведении растворенных веществ участвует зона (проведения).
10.Самая нижняя зона корня (корневой чехлик).
Приложение 3.
Зоны (участки) корня.
Зона корня | Ткань | Функция |
Корневой чехлик | Покровная | Защитная |
1.Зона деления | Образовательная | Деление клеток |
2.Зона роста (растяжения) | Образовательная | Рост корня |
3.Зона всасывания (поглощения) | Всасывающая | Всасывание воды и минеральных солей из почвы |
4.Зона проведения | Проводящая | Продвижение воды и минеральных солей к стеблю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...
Тетрадь для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение» 7 класс
Тетрадь на печатной основе для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение», 7 класс. Данную тетрадь можно использовать для изучения новой темы. В ней...
Разработка урока биологии в 6 классе "Корень, его строение и значение"
Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе....
Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".
Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....