ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
материал по биологии
описание выявления творческих способностей студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
ПРОГРАММА
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Разработчик программы
Хартова Елена Вячеславовна
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей обучающихся. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши подростки живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача учебных заведений, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на преподавателе.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:
- более высокие по сравнению с большинством обучающихся техникума интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися:
- приоритет интересов личности обучающегося, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;
- доступность и открытость;
- опора на высококвалифицированные кадры, лучших педагогических работников, передовые методики обучения;
- индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
- межведомственное и сетевое взаимодействие.
Цель Программы – создание комплексных системных условий для выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся, их самореализации в соответствии со способностями.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- разработка и корректировка нормативно-правовой базы для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование научно-методической и материальной базы, внедрения современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров;
- реализация мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями обучающихся, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Педагогические методики:
1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж. Брунера.
Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Тесты креативности П. Торренса (закончи произведений, сочинение)
Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
различные варианты метода наблюдения за обучающимися, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.
Выявление творческих способностей обучающихся происходит путем:
1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
2.Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
Показатели результативности:
способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика
2. Психологическая диагностика
3. Специальная углубленная диагностика
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы работы:
- Факультативные занятия.
- Кружки по интересам.
- Конкурсы, соревнования, выставки
- Участие в олимпиадах.
- Проведение предметных дней или недель.
- Работа по индивидуальным планам.
- Занятия в профильных группах.
- Практическая работа.
- Экскурсия.
- Игра.
- Конференция.
- Проектная деятельность.
- Консультация.
Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:
-Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
-Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
-Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.
-Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.
Основные этапы реализации программы:
1 этап
- Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических условий реализации программы.
- Создание банка данных по способностям студентов.
- Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
2 этап
- Диагностика склонностей обучающихся.
- Создание банка творческих работ обучающихся.
3 этап
- Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
- Проведение выставок художественного творчества.
- Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
- Анализ и корректировка программы.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития обучающихся
Ожидаемые результаты программы
- увеличить долю победителей, призеров, дипломантов, лауреатов городских, областных, всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количестве участников мероприятий;
- увеличить долю обновленного материально-технического обеспечения в целях организации работы с одаренными обучающимися в общем количестве модернизированного оборудования;
- увеличить фонд научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми (библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий, методических разработок по проблемам работы с одаренными обучающимися);
- обеспечить открытую и доступную систему информирования о результатах деятельности одаренных обучающихся техникума;
- обеспечить системность деятельности педагогического коллектива по работе с одаренными обучающимися.
Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей
Основные задачи этапов отбора | Основные методы отбора | |
1. | Предварительный этап выявления способностей |
3.Анкетирование |
2. | Углубленная проверка выявленных способностей |
3. Олимпиады, конкурсы |
3. | Систематическое изучение каждого обучающегося |
Олимпиады, конкурсы |
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения фиксируются способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся
Наименование | Дата проведения | Ответственные | |
1. | Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование): -методика Дж.Брунера; Диагностика «Мои предпочтения и интересы». Диагностика мышления. Диагностика коллектива Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.) Диагностика уровня воспитанности Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов «Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер) | Сентябрь, ежегодно | Куратор, преподаватель |
2. | Классификация способных обучающихся. | Сентябрь | Куратор, преподаватель |
3 | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь | Куратор, преподаватель |
4. | Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по биологии. | Сентябрь- октябрь каждого года | Преподаватель биологии |
5. | Предметные недели. Тематические классные часы. | Согласно плана работы колледжа | Куратор, преподаватель |
6. | Привлечение способных обучающихся к работе в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах. | в течение года | Куратор, преподаватель |
7. | Привлечение к написанию проектов по биологии, генетики. | в течение года | преподаватель |
8. | Защита проектов по биологии, генетике. | май каждого года | преподаватель |
9. | Поощрение победителей олимпиад грамотами. | по итогам | Администрация техникума |
10. | Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания по предмету. | Июнь, ежегодно | Администрация техникума |
Библиографический список
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
- 16. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
- Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
- Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
- Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
- Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
- Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
15. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н.Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочное время»
Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся"
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению"
Программа по выявлению творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих спос...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...