ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
материал по биологии

Хартова Елена Вячеславовна

описание выявления творческих способностей студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu_tvorcheskih_sposobnostey.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

ПРОГРАММА

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Разработчик программы

Хартова Елена Вячеславовна

 Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она  призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей обучающихся. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши подростки живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача учебных заведений, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на преподавателе.

 Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

         Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:

  •   более высокие по сравнению с большинством обучающихся техникума интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;

  •  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися:

  • приоритет интересов личности обучающегося, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;

  • доступность и открытость;

  • опора на высококвалифицированные кадры, лучших педагогических работников, передовые методики обучения;

  • индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;

  • межведомственное и сетевое взаимодействие.

Цель Программы  создание комплексных системных условий для выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся, их самореализации в соответствии со способностями.

    Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:

  1. разработка и корректировка нормативно-правовой базы для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;

  1. развитие и совершенствование научно-методической и материальной базы, внедрения современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;

  1. развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров;

  1. реализация мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями обучающихся, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Педагогические методики:

1. Тест на мышление и креативность.  Диагностика по методике Дж. Брунера.

Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете.  Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

Тесты креативности П. Торренса (закончи произведений, сочинение)

Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

различные варианты метода наблюдения за обучающимися, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

Выявление творческих способностей  обучающихся происходит путем:

1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

2.Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

Показатели результативности:

способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

6. Развитие элементов критического мышления.

Диагностические этапы:

1.    Педагогическая диагностика

2.    Психологическая диагностика

3.    Специальная углубленная диагностика

4.     Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

  1. Факультативные занятия.
  2. Кружки по интересам.
  3. Конкурсы, соревнования, выставки
  4. Участие в олимпиадах.
  5. Проведение предметных дней или недель.
  6. Работа по индивидуальным планам.
  7. Занятия в профильных группах.
  8. Практическая работа.        
  9. Экскурсия.
  10. Игра.
  11. Конференция.
  12. Проектная деятельность.
  13.  Консультация.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

-Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

-Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

-Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

-Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

 Основные этапы реализации программы:

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических условий реализации программы.
  • Создание банка данных по способностям студентов.
  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

2 этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Создание банка творческих работ обучающихся.

 3 этап

  • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
  • Проведение выставок художественного творчества.
  • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
  • Анализ и корректировка программы.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития обучающихся

Ожидаемые результаты программы

  • увеличить долю победителей, призеров, дипломантов, лауреатов городских, областных, всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количестве участников мероприятий;

  • увеличить долю обновленного материально-технического обеспечения в целях организации работы с одаренными обучающимися в общем количестве модернизированного оборудования;

  • увеличить фонд научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми (библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий, методических разработок по проблемам работы с одаренными обучающимися);

  • обеспечить открытую и доступную систему информирования о результатах деятельности одаренных обучающихся техникума;

  • обеспечить системность деятельности педагогического коллектива по работе с одаренными обучающимися.

Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей

Основные задачи этапов отбора

Основные методы отбора

1.

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)

     3.Анкетирование        

2.

Углубленная проверка выявленных способностей

  1.  Педагогическое наблюдение
  2.  Контрольные испытания (тесты)

     3. Олимпиады, конкурсы

3.

Систематическое  изучение каждого обучающегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2.  Контрольные испытания (тесты)
  3. Анкетирование, опросник

          Олимпиады, конкурсы

   

    На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения фиксируются способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют  контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся

Наименование

Дата проведения

Ответственные

1.

Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование):

-методика Дж.Брунера;

Диагностика «Мои предпочтения и интересы».

Диагностика мышления. Диагностика коллектива Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.)

Диагностика уровня воспитанности

Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов «Школьный тест умственного развития»  (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер)

Сентябрь, ежегодно

Куратор, преподаватель

2.

Классификация способных обучающихся.

Сентябрь

Куратор,

преподаватель

3

Составление плана работы со способными обучающимися.

Сентябрь

Куратор,

преподаватель

4.

Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по биологии.

Сентябрь- октябрь каждого года

Преподаватель биологии

5.

Предметные недели.

Тематические классные часы.

Согласно плана работы колледжа

Куратор,

преподаватель

6.

Привлечение способных обучающихся к работе  в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах.

в течение года

Куратор,

преподаватель

7.

Привлечение к написанию проектов по биологии, генетики.

в течение года

преподаватель

8.

Защита проектов по биологии, генетике.

май каждого года

преподаватель

9.

Поощрение победителей олимпиад грамотами.

по итогам

Администрация техникума

10.

Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания  по предмету.

Июнь, ежегодно

Администрация техникума

Библиографический список

  1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  2. 16. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.
  3. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  4. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
  5. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
  6. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
  7.  Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
  8.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  9.  Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
  10.  Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
  11.  Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
  12.  Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.

     15. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В.      Н.Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся"

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению"

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих спос...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...