Разработка урока по биологии в 8 классе на тему "Спинной мозг".
методическая разработка по биологии (8 класс)

Хаметова Гульназ Рафаэлевна

Урок -  по теме « Спинной мозг» в системе уроков  по разделу «Нервная система» .Это по типу комбинированный урок. Форма урока: деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_razrabotka_spinnoy_mozg_-_kopiya.docx202.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе на тему «Спинной мозг»

Цель: сформировать знания  о строении и функциях спинного мозга человека.

Задачи урока:

Образовательные - сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Развивающие - познавательного интереса и интеллектуальных способностей, привитие навыков самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями, формирования умений устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и обобщения; формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций.

Воспитательные - воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.  

УУД:

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая позиция

Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция, прогнозирование

Познавательные: общеучебные (применение методов информационного поиска, структурирование знаний, работа с текстами различных видов), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов ее решения).

коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование сотрудничества, управление поведением партнера.

Содержание учебного материала: внешнее и внутреннее строение спинного мозга, местоположение, функции, регуляция, повреждения.

Термины и понятия: задние корешки, передние корешки, рефлекторная, проводниковая функции, коленный рефлекс.

Средства обучения: учебник «Биология. Человек- 8 кл» , рисунки, презентация, доп. литература.

Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод

Формы обучения:  групповая, коллективная.

Формы контроля знаний: фронтальный опрос

Оборудование: компьютер, мультимедиа, микроскоп, микропрепарат «Спинной мозг», раздаточный материал.

Планируемые результаты:

- предметные: знание о строении и функциях спинного мозга.

- метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

- личностные: стремление к содействию учащихся, умение аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению других, вести здоровый образ жизни.

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

— строение нервной системы;

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

І. Организационный этап.  Этап мотивации и целеполагания. (5 мин)

(слайд 1) Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.

 Приветствую вас, уважаемые знатоки. Да, да, вы не ослышались. Сегодня вам, ребята, предстоит побыть в роли детективов – знатоков и провести расследование по иску о возмещении вреда, причиненного здоровью, рассмотреть улики и найти доказательства виновности или невиновности  обвиняемого.

Распутать это дело, не смогли знаменитые сыщики мира: Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Даже братья Колобки вынуждены были признать своё поражение.

Говорят: «Один в поле не воин». Поэтому работаем сегодня в командах – следственных группах. Среди вас будут следователи, адвокаты, эксперты-криминалисты, а в конце урока вам предстоит сыграть роль присяжных и вынести вердикт по иску.

(слайд 2) Итак, посмотрим на экран (видео: невропатолог и потерпевший).

Суть иска такова : «Гражданин Иванов А.М.  проходил обследование у врача- невропатолога Петровой Н.Н. В процессе обследования врач стукнул молотком так, что нога вверх подлетела. Пациент  Иванов А.М. утверждает, что в результате этого действия получил увечья». Возможно ли такое? И виноват ли врач? Если нет, то чья это вина?

        Как предлагаете назвать наше расследование? Может есть предположения? (Чья вина? Врач или спинной мозг?  Спинной мозг). (слайд №3)  

Запишем тему урока «Спинной мозг».

Какие цели мы можем поставить по изучению данной темы на сегодняшний урок? ( найти ответы на вопросы , понять, узнать, решить...)

II. Изучение нового материала. (27 мин)

    Каждая группа может выбрать для себя задание Группа №1. Следственный отдел . Эксперимент  «Выявление коленного рефлекса», Группа 2. Эксперты-криминалисты  «Составление фоторобота по биоматериалу (микропрепарат «Спинной мозг»)   с места происшествия»;Группа 3. Оперативная группа «Позвонок человека»; Группа 4.  Адвокаты.

  (10 мин + 10 минут на ответы)

(слайд 4)  

Группа №1. Следственный отдел .

Эксперимент  «Выявление коленного рефлекса».

Цель:  Выяснить в процессе следственного эксперимента, действительно ли, движение ноги обвиняемого произошло рефлекторно.

 Что произошло после удара ребром руки?

 Объясните суть наблюдаемого явления? (Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы направятся в спинной мозг, а от него  пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет).

Какой орган регулирует данное явление? (спинной мозг)

Какую функцию в данном эксперименте выполняет спинной мозг? (рефлекторную)   

Вопросы к группе, выводы?

Такой же эксперимент проводили ученые , давайте посмотрим видеоролик.

(фрагмент видео «Схема сухожильного рефлекса»  ( 1мин)

   Для чего используют коленный  рефлекс врачи?   Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.

 (слайд 5) Группа 2. Эксперты-криминалисты

Улика 1.  

 «Составление фоторобота по биоматериалу (микропрепарат «Спинной мозг»)   с места происшествия».

Цель: при помощи микроскопа, рассмотреть микропрепарат «Спинной мозг», выяснить его строение.

 Ход эксперимента.

  1. Рассмотрите микропрепарат.
  2. Используя  материал учебника (параграф 49),  и используя сеть интернета выяснить:

Что это за бабочка?

Чем образовано белое и серое вещество?(белое – тела нейронов и дендриты, серое- аксоны)

Какие волокна лежат в задних и передних корешках? (задние- чувствительные, передние – двигательные)

Сколько пар нервов отходит от спинного мозга?(31 пара)

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=367071f05f5a3035598f8bfbc37cf335-l&n=13

1 – серое вещество

2 – белое вещество

3- задние корешки

4- передние корешки

5 – центральный канал

Вопросы к группе, выводы?

(Кстати, парность спинномозговых корешков долгое время было тайной)

Физкультминутка    (2 мин)

   Что бы мы с вами от усталости не засудили невиновного, не помешало бы нам отдохнуть. Вы наверно знаете, что следователи должны мысленно хорошо  представлять  виновника происшествия.

   Давайте попробуем нарисовать портрет спинного мозга. Только вместо кисточек мы будет рисовать своим носом! Итак, положите руки за спину, выпрямьтесь. Представьте, что перед вами мольберт. Рисовать мы с вами будем … спинной мозг. Намочим кисточку, опускаем кисточку в воду, прополощем кисточку, хорошо прополощем, вынимаем кисточку опускаем в серую краску, хорошо обмокнем и нарисуем серое вещество спинного мозга. А , напомните ребята  пожалуйста, какой формы оно?  Молодцы. Помоем кисточку. Дальше мы рисуем внешнюю часть спинного мозга. Каково цвет мы выберем? Обмокнем  кисточку и рисуем. Нарисовали. Взаимодействие с органами осуществляется за счет…. (спинномозговых корешков). Задние корешки сверху , нижние снизу. Молодцы, вы настоящие художники!  Как видите, пока рисовали,  мы с вами повторили строение спинного мозга, при этом заставили работать позвоночник и сам спинной мозг.

(слайд 6)             Группа 3. Оперативная группа.

Улика 2. «Позвонок человека».

Цель: Выяснить какую роль играют позвонки в защите спинного мозга.

Ход эксперимента.

Выяснить особенности строения позвонка, его приспособленность к защите спинного мозга.

 Используя  материал учебника (параграф 49) и сеть Интернета ответьте на следующие вопросы.

Каково месторасположение спинного мозга?

Какую  форму имеет спинной мозг?

Что будет, если вдруг исчезнет спинно-мозговая жидкость?

  Спинной мозг находится в позвоночном канале и надежно защищен оболочками и спинно-мозговой жидкостью, которая его омывает. Она предохраняет мозг от сотрясений и создает для его клеток необходимую среду. Спинной мозг имеет вид длинного шнура, заостренного внизу. На уровне затылочного отверстия переходит в головной мозг. А на уровне 1-2 поясничного позвонка заканчивается.

Вопросы к группе, выводы?

(слайд 7)  Группа 4  Адвокаты .

   Используя  материал учебника ( параграф 49) и дополнительной литературы, ответив на ниже перечисленные вопросы и опираясь на свой собственный опыт,  составьте свою речь для защиты обвиняемого.

Почему врач невиновен?

Что такое рефлекс?

Какое значение имеют рефлексы в жизни человека?  

Приведите примеры рефлексов.

Какие рефлексы происходят  при участии спинного мозга?

К каким последствиям могут привести повреждения спинного мозга?

Свою речь начните со слов «Мы считаем, что врач-невропатолог………………………, потому что ……..»

 (Одергивание руки от крапивы, горячего чайника, иглы кактуса. Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела, спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден.Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения. Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.).

Вопросы к группе, выводы?

 

(слайд 8)  Ребята, мы с вами выходим на финишную прямую. Откройте пожалуйста рабочие тетради на странице 36, там вы видите, что параграф 49 называется «Спинной мозг. Головной мозг», хотя в этом параграфе не рассматривается ни строение , ни функции головного мозга. Почему автор учебника так назвал этот параграф? Ответить на этот вопрос вам поможет  задание 2 пункт 2 на странице 36. (2 мин)

Ответ (2 мин) Спинной мозг выполняет и проводящую функцию. По его нервным путям проходят нервные импульсы в головной мозг и из головного мозга. Через спинной мозг головной мозг получает информацию о состоянии внешней среды, через спинной мозг передаются команды от головного мозга к мышцам, совершающим произвольные движения. Через спинной мозг и его связи, головной мозг может влиять на работу внутренних органов. Работа спинного мозга контролируется головным мозгом)

Какой мозг эволюционно более древний: спинной или головной?

     Один американский фермер очень прославился. Его цыпленок,  по имени Майк, после отсечения головы прожил 18 месяцев . За этот период  цыпленок  продолжал расти, пытался кукарекать. Ствол головного мозга и спинной мозг  взяли на себя функции управления организмом.

  1. Первичное закрепление. (5 минут + 4)

    Ребята, дело надо довести до конца. Перед каждой группой лежат картинки разорванной рефлекторной дуги. Вам предстоит восстановить цепь,  установить соответствие  между  частью рефлекторной дуги и ее обозначением. (2 мин)

 Последовательно собирают цепь на доске.

C:\Users\001\Desktop\i.jpg

«Дуга коленного рефлекса» (3 мин)

1- рецептор чувствительного нейрона

2 –тело чувствительного нейрона в спинно-мозговом узле

3 – исполнительный (моторный ) нейрон спинного мозга

4 – мышца

     Уважаемые детективы - знатоки, прошу вас вынести свой вердикт по иску о возмещении вреда, причиненного здоровью. Виновен ли врач-невропатолог и что же все-таки произошло во врачебном кабинете?
Перед вами лежат листки бумаги, на которых вам нужно записать свое решение.  ( 2мин)

Каждая группа делает свои выводы. (2 мин)

  «Мы считаем, что врач-невропатолог _______________. В данном случае произошла ответная реакция - _(безусловный рефлекс)__ . _Рефлекс  - это ответная реакция организма на раздражение, проходящая с участием центральной нервной системы. Коленный рефлекс осуществляется с помощью ___(спинного мозга)___. Спинной мозг расположен внутри ___(позвоночника)_____. Белое вещество в спинном мозге расположено ___(по краям)___, оно образовано __(аксонами –длинными отростками)___ нервных клеток. Серое вещество расположено в _(в центре)___ спинного мозга и представлено _(телами и дендритами) __ нервных клеток. От спинного мозга отходит __( 31)__  пара спинномозговых нервов. Спинной мозг осуществляет _(рефлекторную)__ и __(проводниковую)__ функции. В спинном мозге находятся центры врожденных __(безусловных)_ рефлексов.  Спинной мозг _(регулирует)   движения туловища и конечностей, работу внутренних органов. Иск о возмещении вреда, причиненного здоровью ___(отклонить)__ ».

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 1 мин)

 (слайд 9)   Домашнее задание. Памятка «Профилактика повреждений спинного мозга». Прислать мне на электронную почту   0604000034@edu.tatar.ru

  1. Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия. ( 2мин)

   

   Ребята на столе у каждого есть цветок. Напишите в середину цветка свое имя, поставьте на одном из лепестков себе оценку, а на остальных пусть вам оценку поставят ваши товарищи. Конечно, за детективную работу  я вам денежное вознаграждение не обещаю, ну а хорошие оценки  вы заслужили. Поставьте на последнем лепестке себе «5».

«Комплимент» каждая группа имеет возможность оценить работу одной группы на «5».   

    Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке  вы открыли для себя много нового , что он поможет вам более  осознанно подойти к сохранению собственного здоровья. Мне понравилась ваша грамотная речь, деловые качества, активность, искренние эмоции, подход к делу .  Вы оказались настоящими профессионалами своего дела.

   Знайте, что падение с высоты,  прыжки в воду в незнакомых водоемах, сильные удары по туловищу,  неудачные падения (когда вы играя,  толкаете друг друга), дорожно-транспортные происшествия (которые чаще происходят из-за несоблюдения правил дорожного движения) могут привести к травмам позвоночника и как следствие спинного мозга.

    Берегите себя и друг друга!

   Спасибо вам за плодотворную работу на уроке. До свидания.

http://kartinkinaden.ru/nauka/chelovek/1034-interesnye-fakty-o-spinnom-mozge-cheloveka.html

https://spinous.ru/pith/stroenie-i-osobennosti-spinnogo-mozga-cheloveka.html#i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Разработка урока по биологии 7 класс

Разработка урока по биологии в 7 классе "Размножение и развитие рыб"...

Разработка урока по биологии 9 класс

Разработка урока по биологии в 9 классе "Круговорот веществ в биосфере"...

Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."

1.        Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2.        Предмет биология3....

Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....