УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
план-конспект урока по биологии (8 класс)
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Учитель: Юганова Татьяна Борисовна,
МБОУ Чулковская ООШ
Пояснительная записка к уроку
Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Школа формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Главная задача учителя – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Это невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач.
При планировании данного урока использованы такие методы обучения, как частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, самостоятельная работа в парах и группах с использованием интерактивного метода. Ожидаемые результаты: качественное усвоение материала по данной теме, уровень сформированности компетенций соответственно требованиям образовательного стандарта. Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.docx | 52.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Учитель: Юганова Татьяна Борисовна,
МБОУ Чулковская ООШ
Пояснительная записка к уроку
Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Школа формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Главная задача учителя – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Это невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач.
При планировании данного урока использованы такие методы обучения, как частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, самостоятельная работа в парах и группах с использованием интерактивного метода. Ожидаемые результаты: качественное усвоение материала по данной теме, уровень сформированности компетенций соответственно требованиям образовательного стандарта. Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.
Цель урока: Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.
Планируемые результаты обучения:
1.ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.
2.Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
3.Метапредметные:
Познавательные УУД – умение находить необходимую информацию из учебника, справочников, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, умение составлять схемы и работать с таблицей.
Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
УМК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2018, по программе В.В. Пасечник
Формируемые методологические умения: взаимодействие в группах, применение знаний в новой ситуации, решение нестандартных задач, установление причинно-следственных связей, развитие способностей к самоанализу.
Оборудование урока: Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный текст,опорные листы. ЭОР – InternetUrok.ru (видеоурок), mushared.ru/slide/581831 (презентация). Технические средства обучения: ПК, интерактивная доска, проектор.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1 | Организационный момент. 1 мин. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р.: волевая саморегуляция Л.: смыслообразование |
2 | Актуализация знаний. 4 мин. Создание мотивационной установки и определение темы урока. 2 мин. Формулирование задач урока 3 мин. | 1.Готовит обучающихся к восприятию нового материала. - Составьте кластер «Ткани». 2.Постановка проблемной задачи: Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь «зеркалом организма» - Действительно ли это так? 3.На какие вопросы нам предстоит ответить? (на слайде опорные слова) | 1.Вспоминают пройденный материал. Работают над составлением кластера (индивидуальная работа). Обосновывают свой выбор. 2.Высказывают предположения. Определяют тему урока. 3.Учащиеся высказывают свои предположения. Формулируют задачи урока (фронтальная работа). | Познавательные: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; К.: умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л.: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
3 | Усвоение первичных знаний и первичное закрепление 21 мин. | 1.Предлагает заполнить таблицу «Внутренняя среда организма» на опорных листах. Организует работу в парах. 2.Предлагает составить схему «Движение лимфы» посмотрев фрагмент видеоурока. 3.Работа с понятийным аппаратом. Работа с дополнительным текстом.
Предлагает заполнить таблицу «Состав крови» используя текст учебника (смысловое чтение) 5.Организует презентацию работ. 6.Организует дискуссию по поставленному ранее вопросу: « Можно ли назвать кровь «зеркалом организма»? | 1.Заполняют таблицу, используя текст учебника (работают в парах). Самопроверка, сравнение своего ответа с предложенным вариантом в эталоне (ключ на слайде). 2.Смотрят фрагмент видеоурока, составляют схему. Взаимопроверка, сравнение ответа с предложенным вариантом в эталоне (ключ на слайде), самооценка работы. 3.Дают определение понятию «гомеостаз» используя доп. текст (на раздаточных листах). 4. Объединяются в группы, заполняют таблицу (каждая группа свою часть) 1 группа – Эритроциты 2 группа - Лейкоцыты 3 группа – Тромбоциты 5.Презентация выполненных работ по группам. Отвечают на вопросы оппонентов, обосновывают. Заполняют итоговую таблицу. 6.Высказывают мнение, доказывают свою точку зрения. Приходят к выводу, что кровь является показателем состояния здоровья организма человека. | Р.: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей. Л.: учебно-познавательный интерес; самоопределение, самосознание. Предметные: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
4 | Физкультминутка 2 мин. | Демонстрация слайда с упражнениями для глаз | Выполняют упражнения | |
5 | Закрепление изученного материала 8 мин. | 1.Предлагает выполнить тестовую работу (использует Тренажер ЭОР). 2.Организация фиксации неразрешенных затруднений, как направлений будущей учебной деятельности. 3.Оценивает работу обучающихся. 4.Предлагает вопрос: -Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? | 1.Выполняют тест по закреплению изученного материала. 2.Самопроверка, сравнение своего ответа с предложенным вариантом в эталоне (ключ на слайде).
3.Самооценка учебной деятельности. 4.Высказывают свое мнение, обосновывают его. | Р.: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности. К.: умение выражать свои мысли оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Л.: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные: умения и знания по теме; объяснение значения основных понятий. |
6 | Рефлексия деятельности 3 мин. | Организует рефлексию.
| Оценивают свою работу на уроке. Ответы строят на основе слов: « Мне понравилось…. Я научился……. Мне запомнилось….. Мне пригодится……» | К. : высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Р.: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Л.: оценивание усваиваемого содержания; умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция. |
7 | Домашнее задание (2 мин.) П. 17, составить кроссворд по теме урока (10 – 15 сл.) | Формулирует задание, комментируя его.
| Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники. |
Приложение 1
Опорный лист
Ученика (цы) __________________________________________________________8 класса
Тема урока: «_________________________________________________________________»
- Составьте кластер «Ткани»
- Таблица «Внутренняя среда организма»
Состав внутренней среды организма | |||
Кровь | Тканевая жидкость | лимфа | |
Состоит из… | |||
Место нахождения | |||
функции |
- Схема «Движение лимфы»:
- Гомеостаз –это____________________
- Таблица: «Состав крови»
Название клетки | Количество 1 мм3 | Особенности строения | Выполняемая функция | Продолжительность жизни | Место образования | Место разрушения |
Тромбоциты | ||||||
Лейкоциты | . | |||||
Эритроциты | . |
6. Тест
- Внутреннюю среду организма образуют:
А – кровь, лимфа, тканевая жидкость Б – полость тела В – внутренние органы Г – ткани, образующие внутренние органы
2. Жидкую часть крови называют:
А – тканевой жидкостью Б – плазмой В – лимфой Г – физиологическим раствором
3. Все клетки тела окружает:
А – лимфа Б - раствор поваренной соли В – тканевая жидкость Г – кровь
4. Из тканевой жидкости образуется:
А – лимфа Б – кровь В – плазма крови Г – слюна
5. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:
А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител
6. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:
А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода Г – выработкой антител
7. При малокровии в крови уменьшается содержание:
А – кровяной плазмы Б – тромбоцитов В – лейкоцитов Г – эритроцитов
8. Фагоцитоз – это процесс:
А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами; Б – свертывания крови
В – размножения лейкоцитов Г – перемещения фагоцитов в тканя
9. Антигенами называют:
А – белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ В – форменные элементы крови
Б – чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию Г – особый белок, называемый резус-фактором
10. Антитела образуются:
А – всеми лимфоцитами Б – Т-лимфоцитами В – фагоцитами Г – В-лимфоцитами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Разработка урока...
презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...
Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....
Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».
Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...
Урок по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "
Урок по Биологии в 5 классе по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "...
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...