Царство растений
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Бондарь Елена Михайловна

Конспект к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект к уроку78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 7-ом классе по теме: «Общая характеристика царства РАСТЕНИЯ». Составила учитель биологии МБОУ СОШ №9 г. Холмска Бондарь Е.М.

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2011г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения»

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины  изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные  отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. Улыбки это свет и тепло. Заряд положительных эмоций. И начнем наше занятие.

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(9 мин)

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Подводящий к теме диалог

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

(7 минут)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их.  Назовите.Какие из них мы уже изучили?

А начать нашу новую тему, ребята , я хочу вот с таких слов:

 

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока?

Постарайтесь сформулировать цель урока.

Составьте план урока.

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Основная работа по группе лишайники. I вариант -словарная работа , II вариант фронтальная беседа.

Слушают учителя.

Формулируют тему, цель и план урока.

Открытие нового знания, построение проекта.( 9 минут)

 Мотивация на работу с текстом учебника.

 Создание проблемной ситуации.

 

 

Открытие нового знания. Работа с опорным конспектом.(9 минут)

  1. Изучение первого пункта плана- классификация растений.

Беседа о царстве растений, построение схемы на доске.

растения

/                   \

низшие                 высшие

                                 водоросли                мхи, хвощи, плауны, папоротники

                                                                    голосеменные, покрытосеменные

  1. Изучение второго пункта плана- признаки растений.

Представьте себе, что на Землю прилетели инопланетяне, которые никогда не видели растений, и вы должны будете объяснить им, что такое растение. Перечислите признаки, характерные для растений и отличающие их от организмов других царств.

1.Что такое фотосинтез? 

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идёт к зелёному листу

И с СО2 соединяясь

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты.

 2.Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты,  хромопласты, лейкопласты.

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

  1. Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?

Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет?  

Где можно в растениях встретить красный , желтый или оранжевый цвет?

Пластиды в растения делятся на три группы

1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем?
2. каратиноиды (оранжево – желтые и красные окраски)  которые появляются при пожелтении листьев и  придают плодам и цветам тот или иной цвет.

 (Показывает муляжи овощей и фруктов)
3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;

Где они встречаются?

 (Показывает разрезанный картофель)

Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала.

  1. Какой способ питания присущ растениям?

 3. Выделение растительных гормонов.

Фитогормоны - регуляция  процессов жизнедеятельности (роста, развития и т.д.). Этилен, ауксины - ускоряют рост.

 4.Клетки окружены клеточной стенкой, образованной целлюлозой.

Наличие у клеток растений  твёрдой оболочки определило их малую подвижность, поэтому питание и дыхание зависят от поверхности тела. Это привело к сильной расчленённости тела - ветвлению корневой и побеговой системы.

5. Обязательный продукт обмена - клеточный сок.

Клеточный сок-это раствор органических и неорганических веществ.

Накапливаясь в цитоплазме, он увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение клеточной стенки –тургор.

Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать»)

Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал.

 Групповая работа с гербариями: 1-я группа находит представителей низших растений, 2-я группа - мхов (тупиковая ветвь эволюции), 3-я  группа работает с представителями отделов высших растений.   Участники групп вывешивают гербарии на подготовленную схему на доске, объясняя свой выбор.

Дети формулируют признаки, отличающие растения от других организмов  (записывают на доску, все что знают ), затем  работают индивидуально с текстом учебника)  после чего начинается обсуждение основных признаков, сравнивают  их с раннее изученными.

Называют определения.

Фотосинтез—процесс образования органических соединений из неорганических соединений, СО2 и воды с помощью хлорофилла и солнечной энергии.

Участвует в фотосинтезе и придает растениям зеленый цвет.

Учащиеся отвечают на основе прочитанного текста.

Предлагают версии.

 Фронтальная беседа.

Используются муляжи плодов растений. Перечисляют: овощи, фрукты, плоды, осенние листья и т.п.

Автотрофный — самостоятельное образование органических веществ из неорганических

Определяют растительную клетку по наличию:

  1. Клеточная стенка;
  2. Вакуоль;
  3. Пластиды;

Работа в парах

.

Признак растения

Его определение

Каким веществом представлены в растениях

Функция

Значение для растения

фитогормоны

Растительные гормоны

Этилен и ауксин

Регулируют процесс жизнедеятельности организма

Приводит к ветвлению побегов и корневой системы.

Клеточный сок

Продукт обмена веществ

Раствор органических соединений (аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества) и неорганических веществ (нитраты, фосфаты, хлориды)

Накапливаясь в цитоплазме, увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение е клеточной стенки—тургор.

Высокая прочность растения

Клеточная стенка

целлюлоза

углевод

Малая подвижность растения

Ткани растений приобретают высокую прочность

.

Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника . Работают группами для заполнения таблица.

Комментируют ответы.

! Вопросы о клеточном соке, фитогормонах и клеточная стенке переносятся  на обсуждаемые понятия написанные на доске при поставлении проблемной ситуации.

Итог урока.

 Рефлексия (5мин)

Урок подходит к концу. Подводится итоги урока.

Достигли  ли мы цели урока.?

Выполнили ли мы план урока?

Закрепление изученного фронтальной беседой.

Предлагаю составить синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему РАСТЕНИЯ.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например.

растение
зеленое, ядовитое
растет, выделяет, убивает
чем yдобpяли, то и выpосло
организм.

растения
семенные, многочисленные
привлекают, опыляют, оплодотворяют
наличие цветка в качестве органа полового размножения
покрытосеменные

Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Выделяют важные моменты урока.

Составляют синквейн, развивают образное мышление.

Задание на дом (1мин)

Комментирует домашнее задание. В учебнике ответить на вопросы стр 37-39, пересказ.

 Написать минисочинение  «Что же инопланетяне рассказали о растениях приехав на свою планету?»

Выбираю д/з с учетом достижения целей. Индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»

Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...

контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"

контрольная работа в двух вариантах...

Общая характеристика царство Растения

Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...

Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"

Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...