Рабочая программа по биологии (базовый уровень) в 10-11 классах
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (базовый уровень) для 10-11 классов создана в соответствии требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:
- примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов;
- программы к комплекту учебников, созданных под руководством Сонина Н. И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________/Шевырева О.Д./ ФИО Протокол заседания ШМО № 1 от «29» августа 2019г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Калачеевская СОШ № 1 _____________/_Рыбасова Т.В/ ФИО «29» августа 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 1 ____________________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ №175 от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
(базовый уровень)
В 10-11 КЛАССАХ
Срок реализации программы – 2 года
Разработал:
учитель биологии ВКК
Шевцова Светлана Тихоновна
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (базовый уровень) для 10-11 классов создана в соответствии требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:
- примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов;
- программы к комплекту учебников, созданных под руководством Сонина Н. И.
(1. Агафонова, И. Б. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2017. —35 с.
2. Захаров, В. Б.Биология. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа : учебно-методическое пособие / В. Б. Захаров, А. Ю. Цибулевский. — М. : Дрофа, 2017. — 29с);
- учебного плана МБОУ Калачеевская СОШ №1.
Для реализации рабочей программы используется УМК:
10 класс.
1. Сивоглазов В. И. Биология: Общая биология. 10 класс: Базовый уровень: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 8-е изд., переработ. – М.: Дрофа, 2019. – 256с.
11 класс.
1. Сивоглазов В. И. Биология: Общая биология. Базовый уровень 11 класс.: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. – 7-е изд., переработ. – М.: Дрофа, 2019. – 208с.
3. Бодрова Н.Ф. Биология. 10-11 класс. Общая биологии. Базовый уровень.Рабочая тетрадь.- Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2019. – 128с.
Цели учебного предмета:
- освоение знаний об основных положениях биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении многообразии и особенностей биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно -научной картины мира и научного мировоззрения; устанавливать связи между развитием биологии и социально- этическими, экологическими проблемами человечества; самоcтоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологическими терминами и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
Задачами учебного предмета являются:
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, учебному плану МБОУ Калачеевская СОШ №1 учебный предмет «Биология» на базовом уровне изучается по 1 часу в неделю в 10 классе, 35 часов в год и 11 классе, 34 часа в год. Общее количество часов, отведенных на изучение предмета составляет 68.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Первый год обучения. «Биология». 10 класс.
Выпускник научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;
- сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
-решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Второй год обучения. «Биология». 11 класс.
Выпускник научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
- оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
-сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
-выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости;
- обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
-характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии;
- обосновывать собственную оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно
ее объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленныхданных;
- преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
- выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных;
- изображать циклы развития в виде схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности
и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Личностные:
- осознавать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Предметные результаты обучения в средней школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- своение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития ддя формирования естественно- научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- понимания возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- объяснение роли биологии в практической роли людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно – ориентационной сфере:
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
- умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитании;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Метапредметные результаты обучения в средней школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Личностные направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Обучающийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Банк оценочных процедур
- Формы контроля.
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная: устный опрос, биологический диктант, тестовые задания, краткая самостоятельная работа, письменная проверочная работа, работа с карточками, лабораторно-практическая работа, экскурсия, устный зачет по изученной теме, нетрадиционные формы контроля – кроссворды, викторины, шарады, головоломки.
10 класс. План-график оценочных процедур.
Четверть Формы контроля | 1 полугодие | 2 полугодие | Учебный год |
количество | |||
Лабораторная работа | 5 | 2 | 7 |
Разноуровневые тесты | 1 | 1 | 2 |
Практическая работа | 1 | 3 | 4 |
11 класс. План-график оценочных процедур.
Четверть Формы контроля | 1 полугодие | 2 полугодие | Учебный год |
количество | |||
Лабораторная работа | 2 | 4 | 12 |
Разноуровневые тесты | 1 | 3 | 5 |
Практическая работа | 2 | 2 | 4 |
Интернет-ресурс:
https://lecta.rosuchebnik.ru/teacher - Российская цифровая образовательная платформа LECTA
http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4 – Открытый банк заданий. ФИПИ
Темы исследовательских работ, предложенные учителем для выбора:
Аллергия как фактор проявления иммунодефицита.
Бактерицидное действие фитонцидов.
Биологические ритмы растений
Ветеринария в сельском хозяйстве.
Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука.
Влияние поваренной соли, применяемой в противогололедных смесях, на растения газонов.
Влияние различных видов обработки почвы на её агрономические свойства.
Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.
Влияние цвета на настроение человека
Выделение ДНК с последующим электрофорезом из клеток кожицы лука.
Газированная вода - вред или польза?
Генетическая инженерия растений.
Движения у растений.
Денатурация белка
Демографический портрет школы.
Дизайн пришкольной территории
Изменение клинической рефракции глаз у школьников 10-х классов.
Изучение влияния гербицидов на культурные растения
Изучение процесса восстановления лесного сообщества после действия пожара.
Исследование изменения своего веса и контура мышц под действием диеты и физических упражнений.
Как научиться жить в согласии с природой? (биоритмы человека).
Кофе - вред или польза?
Маленькие труженики леса
Многообразие трутовиков
Модификационная изменчивость бездомного щенка.
Модификационная изменчивость моего организма под действием диеты.
Модификационная изменчивость моего организма под действием физических упражнений.
Мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы школьников класса
Наследственные болезни.
Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты
Никогда не рано и никому не поздно полюбить шоколад.
Определение влажности воздуха и изучение влияния ее на здоровье человека.
Путешествие с молекулой кислорода по организму
Соя - вред или польза?
Что скрывается в чашке чая?
Что скрывается в чашке кофе?
Что скрывается в плитке шоколада?
Экологическая биотехнология. Основные тенденции развития.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
10 класс. «Биология». (1 час в неделю, 35 часов в год).
Раздел 1. Введение (1ч).
Биология как наука. Методы научного познания. (3ч).
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Современная естественнонаучная картина мира Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Объект изучения биологии – живая природа. Сущность и свойства живого. Уровни организации жизни. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы. Основные уровни организации живой природы. Методы познания живой природы
Раздел 2. Клетка. (10)
История изучения клетки. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их роль в клетке и организме человека. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Органические вещества клетки: углеводы и липиды. Их роль в клетке. Химический состав клетки: строение, свойства, функции белков. Химический состав клетки: нуклеиновые кислоты. ДНК-хранитель и носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. АТФ. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Ген. Генетический код клетки. Биосинтез белков. Роль генов в биосинтезе белка. Реализация наследственной информации в клетке. Прокариотические клетки. Формы, размеры бактерий, значение в природе. Доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы жизни. Профилактика распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторные и практические работы
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Сравнение строения клеток растений, животных. грибов и бактерий.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии
Раздел 3. Организм. (19)
Организм и обмен веществ в клетке .Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Энергетический обмен в клетке. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Размножение и развитие организмов. Размножение- свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Постэмбриональный период.
Наследственность и изменчивость. Селекция и биотехнология. Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Третий закон Менделя- закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Генетическое определение пола. Половые хромосомы. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Значение генетики для медицины. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Учение Вавилова Н.И. о центрах происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Эстетические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторные и практические работы
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Составление и анализ родословных человека
Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Составление и анализ родословных человека
Резервное время – 2 часа.
Используется для проведения уроков обобщения, закрепления знаний и осуществления итогового контроля знаний.
11 класс. «Биология». (1 час в неделю, 34 часа в год).
1. Введение.
Раздел 1. Вид . (20 часов)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно -научной картины мира.
Вид и его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека. Основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы.
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособленности организмов к среде обитания
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Раздел 2. Экосистемы (13 часов)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организма. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами.
Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи и круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Лабораторные и практические работы.
Решение экологических задач
Составление схем передачи веществ и энергии
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
Оценка антропогенных изменений в природе
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения
Резервное время – 1.
Используется для проведения уроков обобщения, закрепления знаний и осуществления итогового контроля знаний.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс. «Биология». (1 час в неделю, 35 часов в год).
№ п/п | Тема | Количество часов, отведенных на изучение темы |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания | 3 |
3 | Раздел 2. Клетка | 10 |
4 | Раздел 3. Организм | 19 |
5 | Резервное время | 2 |
11 класс. «Биология». (1 час в неделю, 34 часов в год).
№ п/п | Тема | Количество часов, отведенных на изучение темы |
1 | Раздел 1. Вид | 20 |
2 | Раздел 2. Экосистемы | 13 |
3 | Резервное время | 1 |
Приложение
Календарно - тематическое планирование. «Биология». 10 класс. (35 часов - 1 раз в неделю).
Тема раздела учебных занятий | Кол-во часов | № урока | Тема учебного занятия | Виды деятельности. |
Введение | 1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Введение – роль биологии в формировании современной картины мира, практическое значение биологических знаний. | |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. | 3. | 1. | Краткая история развития биологии. | Сообщения учащихся |
2 | Сущность и свойства живого. | |||
3. | Уровни организации живой материи. Биологические системы как предмет изучения биологии. Методы биологии | |||
2. Раздел 1. Клетка. | 10. | 4. | История изучения клетки. Клеточная теория. | |
5. | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки | |||
6. | Органические вещества: общая характеристика. Липиды. Углеводы. |
| ||
7. | Органические вещества. Белки. | Лабораторная работа Обнаружение белков, углеводов. липидов с помощью качественных реакций. | ||
8. | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. | |||
9. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | Лабораторная работа Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука. | ||
10 | Строение ядра. Хромосомы. | Лабораторная работа «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» | ||
11. | Прокариотическая клетка. | Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных. грибов и бактерий. | ||
12. | Неклеточные формы жизни - вирусы | |||
13. | Реализация наследственной информации в клетке. | Практическая работа Решение элементарных задач по молекулярной биологии | ||
14. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка» | |||
Раздел 3. Организм. | 19 | 15. | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен |
|
16. | Пластический обмен. Фотосинтез | |||
17 | Деление клетки. Митоз | Лабораторная работа «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах» | ||
18 | Размножение: бесполое и половое | |||
19 | Образование половых клеток. Мейоз | |||
20 | Оплодотворение. | |||
21. | Индивидуальное развитие организмов | Сообщения учащихся | ||
22. | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье | Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | ||
23. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. | |||
24 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | Практическая работа «Составление простейших схем скрещивания». | ||
25 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. | Практическая работа «Решение генетических задач». | ||
26 | Хромосомная теория наследственности. | |||
27 | Современные представление о гене и геноме. | |||
28. | Генетика пола. | |||
29. | Изменчивость: наследственная и ненаследственная | Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов. Построение вариационного ряда». | ||
30. | Генетика и здоровье человека | Практическая работа «Составление и анализ родословных человека». | ||
31 | Селекция: основные методы и достижения. | Сообщения учащихся | ||
32. | Биотехнология: достижения и перспективы развития | Сообщения учащихся | ||
33 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организм» | |||
4. Заключение | 2 | 34-35 | Обобщающий урок за курс 10 класса. | Разноуровневые тесты |
Календарно-тематическое планирование. . «Биология». 11 класс. ( 34 часов - 1 раз в неделю).
№ п\п | Тема раздела учебных занятий | Кол-во часов | № урока | Тема учебного занятия | Виды деятельности |
1. | Раздел 1. Вид. | 20 | 1. | Инструктаж по ТБ. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. | Сообщения учащихся |
2 | Эволюценная теория. Ж. Ламарка. | Сообщения учащихся | |||
3. | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Вводный контроль знаний. | Сообщения учащихся | |||
4. | Эволюционная теория Ч. Дарвина | ||||
5 | Вид: критерии и структура | Практическая работа «Описание особей вида по морфологическому критерию» | |||
6 | Популяции структурная единица вида и эволюции | ||||
7. | Факторы эволюции. | Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида» | |||
8. | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | ||||
9 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора | Лабораторная работа «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» | |||
10 | Видообразование как результат эволюции | ||||
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивости развития биосферы | Сообщения учащихся | |||
12 | Доказательства эволюции органического мира | ||||
13 | Промежуточный контроль | ||||
14 | Развитие представления о происхождении жизни на Земле | Сообщения учащихся | |||
15 | Современные представления о происхождении жизни на Земле | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождении жизни на Земле» | |||
16 | Развития жизни на Земле | Сообщения учащихся | |||
17 | Гипотезы происхождения человека | Лабораторная работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | |||
18 | Положение человека в системе животного мира | Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | |||
19 | Эволюция человека. Человеческие расы | ||||
20 | Промежуточный контроль по теме «Происхождение человека» | ||||
2. | Раздел 2. Экосистема . Заключение | 13. | 21 | Организм и среда. Экологические факторы. | |
22 | Абиотические факторы среды | Сообщения учащихся | |||
23. | Биотические факторы среды | Сообщения учащихся | |||
24 | Структура экосистем | ||||
25 | Пищевые цепи Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах | Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии». | |||
26 | Причины устойчивости и смены экосистем | Практическая работа «Решение экологических задач» | |||
27 | Влияние человека на экосистемы | Практическая работа «Оценка антропогенных изменений в природе». «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности» | |||
28 | Биосфера – глобальная экосистема | Сообщения, проекты. | |||
29 | Роль живых организмов в биосфере | Сообщения учащихся | |||
30 | Биосфера и человек | Лабораторная работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | |||
31 | Основные экологические проблемы современности | Лабораторная работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения» | |||
32 | Пути решения экологических проблем | Сообщения учащихся | |||
33 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистема» | ||||
34 | Обобщение знаний по курсу | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс (2 часа) В.В. Пасечник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандартаАвторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е ...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 9 класс В.В Пасечник
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биол...
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10 А класса
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 11 класс
Настоящая рабочая программа по биологии для 11 класса, составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы средне...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...
Рабочая программа курса "Биология" Базовый уровень 10 - 11 класс
Образовательная программа составленана основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 20...