Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 9 класс В.В Пасечник
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Иванова Лидия Александровна

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №3 г. Долгопрудного (МБОУ школа №3)

                                           Утверждено:

                                            Директор школы

                                                               (                   )  Смирнова Л.В..

                                                         приказ №______________

                                                                  «           »___________- 2013г.

 Рабочая программа  

по биологии

(базовый уровень)

9 класс

Составитель:  Иванова Л.А.

учитель биологии, химии

2013-2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,

  • Примерной программы основного  общего образования, а также
  • сборника программ  по биологии для  общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2010).
  • Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы  к комплекту учебников,  авт. сост. Г.М. Пальдяева .-2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. 68 часов в год

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

        Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим в уроки включены  вопросы и задания в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания или на этапе урока закрепления ЗУН учащихся.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 – 303 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В программе сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Выделены ведущие цели и основные понятия. К темам указаны лабораторные работы. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.

В программе указано время, отведенное на изучение тем.

 В связи с тем, что в программу включены уроки по обобщению и контролю знаний учащихся, темы из раздела «Организм и среда» так, как  как эти темы входят в ГИА, и в конце учебного года отведено 3 часа на повторение,  внесены изменения в количество часов, отведенные на изучение тем разделов учебника.

Введение вместо (2 ч.) – 3часа, час добавлен с Экосистемного  уровня

Организменный уровень  добавлен час на  контрольный урок. с  Экосистемного  уровня

Экосистемный уровень вместо (8 ч.) -4часов,  Клеточный  уровень-13 ч   2 часа взяты на тему    

. «Организм и среда»

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению школьной  программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

        

                            Требования к уровню подготовки выпускников:

   В результате изучения биологии учащиеся должны

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

                                                    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

В том числе

Демонстраций

Лабораторных работ

Введение

3

1

Уровни организации живой природы.

48

10

4

2

Эволюция.

6

1

-

3

Возникновение и развитие жизни.

4

1

1

4

Экология.

3

-

5

Биосфера и человек.

2

-

-

7

Повторение. Резерв.

2

-

-

Итого:

68

12

4

                           

Введение в общую биологию.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки  деятельности человека.

Раздел 1

Уровни организации живой природы (54 часов)

Тема 1.

Молекулярный уровень (10часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема.2

Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и её постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема.3

Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема.4

Популяционно – видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 5

Экосистемный уровень (8 часа)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 6

Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Раздел 2

Эволюция (7 часов).

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

Раздел 3

Возникновение и развитие жизни (7 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Добавлены разделы

Раздел 4.                                                                                                                                                                                                        Экология (3 часа)                                                                                                                                                                       Экологические факторы .Экологические ресурсы. Адаптация организмов. Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.

Раздел 5.                                                                                                                                                                                                Биосфера и человек. (2 часа)                                                                                                                                                                      Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Резерв – 2 часа

                                                                         НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Календарно-тематическое планирование уроков Биологии-9кл.

Учитель  Иванова ЛА.

Количество часов – год—68, в неделю-------2ч.

Количество контрольных работ -5 , лабораторных работ -5

План составлен на основе с авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;

Сборника нормативных документов Дрофа, Москва-2010 г,

Учебник Введение в общую биологию автор ВВ Пасечник, АА Каменская Дрофа -2012г.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

ВВЕДЕНИЕ-3Ч

1  (1)

Биология-наука о жизни    .пр. 1

2 (2)

Методы исследования биологии   пр. 2

3 (3)

Сущность жизни и свойства живых пр. 3

Раздел 1. Тема 1. Уровни организации живой природы. (48 часов)

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ-10Ч

4 (1)

Уровни организации живой природы пр. 1,1

5 (2)

Углеводы пр. 1.2

6 (3)

Липиды пр. 1.3

7 (4)

Состав и строение  белков пр. 1.4

8 (5)

Функции белков пр. 1.5

9 (6)

Нуклеиновые кислоты пр. 1.6

10 (7)

АТФ и др органические соединения пр. 1.7

11(8)

Биологические катализаторы.ЛР-1 Расщепление Н2О2 с помощью ферментов  содержащихся в живых клетках стр23 пр. 1.8

12(9)

Вирусы пр. 1.9

13(10)

Контрольно-обобщающий урок по теме: Молекулярный уровень организации живой природы

КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ-13Ч

14(1)

Основные положения клеточной теории.ЛР-2 Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. пр. 2.1 Различие в строении клеток эукариотов и прокариотов  2.7

15 (2)

Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. пр. 2.2

16 (3)

Ядро клетки. Хромосомы. 2.3

17(4)

Эндоплазматическая цепь. Рибосомы. Комплекс Гольджи2.4 Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. 2.5

18(5)

КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР. Органоиды движения. Клеточные включения    2.6

19(6)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм    2.8

20(7)

Энергетический  обмен в клетках    2.9

21(8)

Типы питания клетки       2.10,   2.12

22(9)

Фотосинтез. Хемосинтез. Голозои. 2.11

23(10)

Синтез белков в клетках. Генетический код  2.13

24(11)

Синтез белков. Транспортное РНК. Трансляция.  2.14

25(12)

Деление клеток. Митоз    2.15

26(13)

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО теме КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ-

ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ-14Ч

27(1)

Размножение организмов .Оплодотворение     3.1,3.2

28(2)

Развитие половых клеток. Мейоз     3.3

29 (3)              

Индивидуальное развитие       3.4

30 (4)

Закономерности наследственных признаков       3.5

31(5)

Закон чистоты гамет  3.5

32(6)

Неполное доминирование   3.6

33(7)

Дигибридное скрещивание  3.7

34(8)

Сцепленное наследование признаков . Взаимодействие генов 3.8,3.9

35(9)

Генетика пола 3.10  

36(10)

Модификационная изменчивость

37(11)

ЛР-3 Выявление изменчивости организма стр-70

38(12)

Мутационная изменчивость

39(13)

Основа селекции  Основные методы селекции растений 3.13-3.14

40(14)

Обобщающий урок по теме ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ-3Ч

41(1)

Вид. Критерии вида. ЛР-4 Изучение морфологического критерия вида.

42(2)

Популяция. Структура вида

43(3)

Биологическая классификация

ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ-4Ч

44 (1)

Сообщество. Экосистема. Биоценоз.

45 (2)

Состав и структура сообщества

46 (3)

Потоки вещества и энергии в экосистемах. Саморазвитие экосистемы

47 (4)

Экскурсия Биогеоценоз

БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ-3Ч

48 (1)

Биосфера. Среда жизни

49 (2)

Круговорот веществ в биосфере

50 (3)

Обобщающий урок по теме Биосферный уровень

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ-6Ч

51 (1)

Развитие эволюционного учения

52 (2)

Изменчивость организмов

53 (3)

Борьба за существование

54 (4)

Видообразование

55 (5)

Макроэволюция Основные закономерности эволюции

56 (6)

Экскурсия Причины многообразия видов в природе

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ-4 Ч

57 (1)

Гипотеза возникновения жизни Развитие представлений о возникновении новой жизни

58 (2)

Развитие жизни в археи, протерозои, палеозои. ЛР-5 Изучение палеонтологических доказательств эволюции

59 (3)

Развитие жизни в кайнозое и мезозое

60 (4)

Обобщающий урок по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ на Земле

Экология (3 часа)

61(1)

Экологические факторы .Общие закономерности.

62(2)

Экологические ресурсы. Адаптация организмов.

62 (3)

Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.

Биосфера и человек. (2 часа)                                                                                                                                                                      

63 (1)

Эволюция биосферы

64(2)

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

65 (1)

Повторение тем Подготовка к  ГИА

66 (2)

Повторение тем Подготовка к  ГИА

67 (3)

Повторение тем Подготовка к  ГИА

68(4)

Заключительный урок

   Согласованно:                                                                 Согласованно

на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                             по УВР

протокол №__________                                                     _____________   Чистикова С.Н

«         »                          2013г.                                             «       »                  2013г.

Руководитель  ШМО                      

Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2009.

Биология. Введение в общую биологию.9кл.:рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2006.    

Дополнительная литература.

  1. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Биология. 8-9 классы: рефераты / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Биология. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно – методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2009.
  5. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010.
  7. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград:  Учитель, 2009.
  8. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  10. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010.
  11. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  12. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. – Волгоград.: Учитель, 2010.                                                                                                                                                                      Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6-11 класс по линии Пасечника

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпусников...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс (2 часа) В.В. Пасечник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандартаАвторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е ...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 11 класс

Настоящая рабочая программа по биологии  для 11  класса,  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы средне...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс по линии Пасечника В.В. ФГОС второго поколения ООО

Программа  содержит поянительную записку, основное содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, перечень учебно-методического и мате...

Рабочая программа курса "Биология" Базовый уровень 10 - 11 класс

Образовательная программа составленана основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 20...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) в 10-11 классах

Рабочая программа  учебного предмета «Биология» (базовый уровень) для  10-11 классов  создана в соответствии требованиями:         - ...