Урок на тему:"Класс малощетинковых червей"
план-конспект урока по биологии
Разработка урока на тему:"Класс малощетинковых червей" для 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_maloshchetinkovye_chervi._8_kl.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Учитель: Астахова Т.Е.
Класс: 8
Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательные:
- рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
- расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
- Развивающие:
- продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
- формирование критического мышления;
- Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Введение в тему.
- Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.
Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя
-Каких животных вы видите на экране?
Многие ли из вас видели их в природе?
Где они обитают?
Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
(Ответы учеников.)
- прочитайте эпиграф к уроку. Можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
подводит к цели урока, ребята предположительно формулируют цели урока
II. Изучение нового материала
1. Классификация.
- Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)
Систематика дождевого червя(демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)
Тип Кольчатые черви - Annelida
Подтип Поясковые - Clitellata
Класс Малощетинковые – Oligochaeta
Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha
Семейство Люмбрициды - Lumbricidae
Вид Дождевойчервь – Lumbricus terrestris
Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)
2. Происхождение малощетинковых.
От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.
3. Образ жизни
Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?
Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).
Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.
4. Внешнее строение.
Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на с. 94 учебника.
Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя; передвижение, раздражимость.»
Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опорных конспектах
Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)
5. Внутреннее строение
Обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?
Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).
Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.
А) Пищеварительная система: органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.
В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки
Б) Выделительная: вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.
В) Кровеносная и нервная система: у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).
В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.
Органы чувств развиты слабо.
Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.
Е) РазмножениеВ отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.
Оплодотворение: у малощетинковых червей наружное..
- Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)
Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).
-. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников.
Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.
6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.
- Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.
А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников.)
- использует их для рыбной ловли,
- в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
- строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
- режет при перекопке земли,
- скармливает скоту и т.д.
Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).
- Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?
- Какую роль играют дождевые черви в природе?Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).
- Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.
В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.
В г. Владимире работает научно-исследовательский институт дождевого червя. На информационном сайте института содержится современная научная и практическая информация о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. Здесь помещена ценная практическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.
В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.
- Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;
- По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.
Цитата Ч. Дарвина - «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».
- Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)
III. Закрепление – Тест «Кольчатые черви. Дождевой червь»
1. Дождевой червь питается:
А – корнями растений,
Б – почвенными насекомыми,
В – опавшими листьями, перегнившими растительными остатками,
Г – погибшими беспозвоночными.
2. Система органов дождевого червя, выполняющая функцию переноса кислорода, питательных веществ, не нужных продуктов обмена:
А – кровеносная,
Б – выделительная,
В – дыхательная,
Г – размножения.
3. Затаскивание дождевыми червями в норки листьев и других растительных остатков способствует:
А – перемешиванию почвы,
Б – проникновению в почву воздуха,
В – обогащению почвы органическими веществами,
Г – проникновению в почву влаги.
4. Тело дождевого червя при сокращении продольных мышц:
А – становиться плоским,
Б – укорачивается,
В – уменьшается в диаметре,
Г – удлиняется.
5. Часть тела, через которую у дождевого червя удаляются непереваренные остатки пищи.
А – кожа,
Б – органы выделения,
В – ротовое отверстие,
Г – анальное отверстие.
6. Щетинки дождевого червя:
А – создают опору при движении,
Б – увеличивают длину тела,
В – сокращают длину тела,
Г – являются наружным скелетом.
7. Дождевой червь передвигается в почве:
А – только передвигая ее,
Б – только пропуская землю через пищеварительную систему,
В – раздвигая почву и пропуская ее через пищеварительную систему.
Г – пользуясь только готовыми ходами.
8. Дождевые черви живут в:
А – сухом песке,
Б – твердой глине,
В – грунте на дне моря,
Г – богатой перегноем почве.
9. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими.
А – имеют вытянутое тело.
Б – имеют влажную кожу, покрыты слизью,
В – кислород и питательные вещества переносятся с помощью кровеносной системы.
Г – имеют двустороннюю симметрию тела.
10. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?
А – трехслойные животные.
Б – их тело состоит из члеников.
В – по бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела.
Г – передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.
Подведение итога урока. Общий вывод.
Домашнее задание (в опорных конспектах).
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)
Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....
Презентация к уроку биологии 7 класс "Круглые черви"
Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 7 класс по теме "Круглые черви". Данная презентация может быть использована как на уроке в качестве сопровождения объяснения учителя, т...
Урок по теме "Тип плоские черви. Особенности строения и жизнедеятельности"
Урок по теме "Тип плоские черви. Особенности строения и жизнедеятельности"...
Урок по теме "Плоские паразитичесие черви"
Урок биологии с элементами функциональной грамотности "Плоские паразитические черви" . Направлен на формирование знаний гигиены, предупреждения заболеваний, вызываемы плоскими паразитами....
Разработка урока по теме «Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.» Биология 8 класс.
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследов...