Урок «Строение и значение мышц»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Данный урок по биологии был разработан и проведён в 9б классе (статус: слабослышащие). Этим уроком началось изучение темы "Мышцы". В разработке показана одна из главных составляющих коррекционной работы со слабослышащими детьми - развитие слухового восприятия (изученные ранее понятия подаются за экраном).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 901.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»
Предмет: биология
Класс: 9
Урок «Строение и значение мышц»
2019 – 2020 уч. год
Цель: изучить строение скелетных мышц и их значение в жизни человека.
Задачи:
1)обучающая – повторить строение скелета и типы соединения костей; повторить виды мышечных тканей; изучить строение мышц и способ прикрепления мышц к костям; выявить основное значение мышц.
2)воспитательная – продолжать формировать научное мировоззрение учащихся, показать значение мышц в жизни человека, воспитывать чувство взаимопомощи, напомнить учащимся о правилах охраны труда.
3)развивающая – развивать умение связно отвечать на вопросы, проводить сравнения, делать выводы, расширять словарь по теме: «Мышцы».
4)коррекционная – работать над развитием слухового восприятия, следить за внятностью и слитностью произношения, совершенствовать фразовую речь.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: понятия «мышцы», «мышечные волокна», «фасция», «брюшко», «сухожилия», «кровеносные сосуды», «нервы», «сократимость», «движение».
Учащиеся должны уметь: называть части строения мышцы, показывать значение мышц.
Основные виды работы: работа в парах, демонстрация презентации, объяснение, выполнение практических заданий.
Оборудование:
- традиционное – таблички с названиями частей тела, план для группового задания, учебник «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, словарь на доске (ткань, двуглавая, сгибатели кисти и пальцев, жевательная), муляж черепа, модель позвоночника - инновационное – интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Мышцы».
Основные понятия: Части тела.
Скелет головы.
Скелет туловища.
Скелет рук.
Скелет ног.
Соединение костей – швы, хрящи, суставы.
Мышцы.
Мышечные волокна.
Фасция.
Брюшко.
Сухожилия.
Кровеносные сосуды.
Нервы.
Сокращение и расслабление.
Движение.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
2. [ Как ты слышишь?]
3. [ Какой сейчас урок?]
4. [ Какую тему ты повторял на самоподготовке?]
II. Слуховой диктант.
- Слушайте внимательно и повторяйте.
[позвоночник, бедро, череп, кисть, плечо, голень, таз]
III. Актуализация знаний.
- Ребята, что мы сейчас назвали? (кости) - Как кости соединяются между собой? Определите тип соединения на черепе и позвоночнике. (швы – неподвижно, хрящи – полуподвижно, суставы – подвижно) - Давайте повторим названия костей, их расположение и соединение. Задание. Составьте описание частей тела по плану. (таблички, слайд 2, план на доске)
-часть тела
-отдел скелета
-кости, его образующие
-тип соединения костей
(голова; череп; черепная коробка и челюсти; швы и суставы)
(туловище; позвоночник, грудная клетка, плечевой и тазовый пояс; позвонки, грудина, ребра, ключицы, лопатки, таз; хрящи и суставы)
(руки; скелет верхних конечностей; плечо и предплечье, кисть; суставы)
(ноги; скелет нижних конечностей; бедро и голень, стопа; суставы)
IV. Сообщение нового материала.
Погружение в тему. (слайд 3) В организме человека их более 600 (в основном – парные). У младенцев они составляют 23% массы тела, в 18 лет уже 44% массы тела, у спортсменов – до 50% массы тела. К старости их масса уменьшается. Они образованы определенной тканью.
- Что мы будем сегодня изучать? (Мышцы)
- Давайте поговорим о строении мышц.(слайд 4) Запишите число и тему урока.
- Вспомните, из какой ткани состоят мышцы? (мышечная ткань).
- Давайте вспомним виды мышечной ткани (слайд 5) – (поперечнополосатая, сердечная, гладкая)
- Где расположена эта ткань? (в скелетных мышцах, в сердце, в стенках внутренних органов)
- Какая ткань прикрепляется к костям? (поперечнополосатая – скелетные мышцы).
- Давайте рассмотрим строение скелетной мышцы. В помощь вам рисунки в учебнике.
В каждой мышце различают __________ (брюшко) и _______________ (сухожилие). Мышца прикрепляется к кости с помощью _____________ (сухожилия)(слайд 6).
_____________ _____________ (мышечные волокна) образуют брюшко мышцы. Мышца покрыта оболочкой, которая называется ___________ (фасция)(слайд 7).
Питательные вещества и кислород поступает в мышцу по ______________ ________________ (кровеносным сосудам). К каждой мышце подходят ______________ (нервы), которые определяют их работу(слайд 8).
Работа мышц – сокращаться и расслабляться. (показать на примере жевательной мышцы, сгибателя кисти и пальцев)
V. Практическое задание.
(дети демонстрируют на себе разные значения мышц)
Значение скелетных мышц – это: (слайд 9)
-передвижение в пространстве (ходьба, бег)
-движение частей тела (головы, туловища, рук, ног)
-поддержание равновесия тела и позы (стоим, сидим)
-движение мышц лица показывают наши эмоции (радость, грусть, злость)
-движение мышц лица помогают говорить, двигаться глазам
-Ребята, давайте назовём главное значение мышц одним словом (движение).
VI. Закрепление.
-зарисуйте строение мышцы
-запишите текст о строении мышцы в тетрадь
VI. Домашнее задание:
-выучить строение и значение мышц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-63295-1412825517.jpg)
Открытый урок "Строение и значение скелета"
Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748016-1454498755.jpg)
конспект урока "Строение и значение кожи" 8 класс
Данный урок входит в систему уроков 8 класса. При изучении темы "Кожа". Урок стоится на базе учебника А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс М.: «Вентана – Граф» 2010г. Так же можно использ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-248374-1366882189.png)
Контрольная работа по биологии 8 класс по теме: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц"
Контрольная работа к серии учебников "Линия жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-1301478-1609171667.jpg)
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-254485-1643571047.jpg)
проверочная работа Урок Строение и значение цветка
задания работы можно использовать при проверке домашнего задания....