Открытые уроки
план-конспект урока по биологии

Конон Валентина Алексеевна

Открытые уроки и метапредметный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_zhivotnyh_-_konspekt_uroka.docx24.8 КБ
Файл urok_geo_bio.docx0 байтов
Microsoft Office document icon opylenie.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_.doc38 КБ
Файл 15_aprelya_-.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дыхание животных.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: Расширить и углубить знания о дыхании животных, изучить строение органов дыхания животных и выяснить их значимость для жизнедеятельности.

Задачи урока:

1. обучающие – актуализировать знания об основных признаках живых организмов, значении дыхания как одного из важных свойств живых организмов, изучить типы дыхания у животных и принцип  строения органов дыхания.

2. развивающие – продолжить формировать умения и навыки различать типы дыхания, развивать умения слушать, выделять главное, решать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. воспитательные – продолжить работу по воспитанию культуры труда посредством обучения правильного и грамотного составления учебного конспекта.

Методы обучение:

1. словесные – рассказ, беседа, объяснение.

2. наглядные – демонстрация презентации, видеофрагментов и анимаций.

3. проблемные – постановка проблемных вопросов.

Форма работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная работа.

Оборудование:

1. ПК.

2. мультимедийный проектор.

3. экран.

4. мультимедийная презентация.

5. Электронное учебное издание «Биология. Живой организм. 6 класс» мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Постановка учебной задачи.

3. Усвоение новых знаний.

4. Закрепление изученного материала.

5. Рефлексия (подведение итогов урока).

6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем живой организм.

? Вспомним, каковы отличительные признаки живых организмов?

О. питание, дыхание, размножение, рост и развитие, обмен веществ и.т.д.

Одно из важных свойств живых организмов – это дыхание. Почему? Попробуем в этом разобраться. Задержите дыхание на 20-30 секунд (обучающиеся по команде учителя задерживают дыхание). Каковы ощущения?

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

? А зачем всем живым организмам для  дыхания нужен именно кислород?

О. Кислород, которым мы дышим, используется для протекания важных химических реакций, в результате которых освобождается энергия. Эта энергия используется для осуществления важных процессов жизнедеятельности.

 

? Дыхание, каких живых организмов мы с вами уже изучили?

О. растений

? Как вы думаете, что будет сегодня, является темой нашего урока.

О. Дыхание животных. (слайд 1)

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадях.

2. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что сегодня предстоит нам изучить?

Нам предстоит сегодня рассмотреть такие вопросы, как:

1. Типы дыхания животных.

2. Принцип строения органов дыхания у животных.

3. Роль крови в доставке кислорода и удалении углекислого газа.

3. Усвоение новых знаний.

Животный мир очень разнообразен. Он представлен одноклеточными и многоклеточными организмами, которые обитают в разных средах – воздушная, водная, наземная, почвенная. Дышат все живые организмы, т.к. для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, который нужен в организме для осуществления важных и жизненных химических реакций. В результате химических реакций выделяется энергия, которая используется на построение организма: рост, развитие, размножение, дыхание и др.

?! Как вы думаете, каким образом в организм попадает кислород7

О. С помощью органов дыхания, дыхательную систему.

В процессе исторического развития органического мира возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.

Какие же это типы дыхания, и для каких живых организмов они характерны мы с вами сейчас и узнаем (далее учитель рассказывает о типах дыхания и демонстрирует рисунки на слайдах, видеофрагменты и анимации мультимедийного приложения к учебнику Н.И. Сонина).

Выделяют следующие типы дыхания.

1. Клеточное дыхание

2. Трахейное дыхание

3. Жаберное дыхание

4. Легочное дыхание

5. Кожное дыхание

 (слайд 2)

1) Клеточный тип.

Самый простой тип дыхания. Характерен как для одноклеточных животных (амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая), так и для многоклеточных - кишечнополостные (гидра, медузы) и некоторые черви. (слайд 3,4)

Сущность клеточного типа дыхания – живые организмы поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью тела. Поступивший в организм кислород используется для протекания сложных реакций, в результате которых, как вы уже знаете, выделяется энергия, которая необходима для жизни животного.  В результате дыхания  образуется углекислый газ, который выделяется наружу также через всю поверхность тела.

 Просмотр анимации «Клеточное дыхание одноклеточных организмов»

?! Почему кишечнополостные животные не могут жить в грязной воде?

О. Растворенные в воде питательные вещества и кислород они поглощают всей поверхностью тела, если вода будет грязной, то в полость тела попадет грязь

и организм погибнет.

2) Трахейный тип.

Этот тип дыхания характерен для насекомых. (слайд 5) Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них есть пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. При вдохе в организм через дыхальца поступает кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом. (слайд 6)

Если понаблюдать за майским жуком, то можно заметить, как его брюшко, то уменьшается, то увеличивается в объеме. Это дыхательные движения.

Просмотр видеофрагмента «Дыхание майского жука».

3) Жаберный тип.

Этот тип дыхания характерен для многих водных обитателей (рыбы, земноводные, раки, моллюски). (слайд 7)

Разберем жаберный тип дыхания на примере рыб.  Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде с помощью особых разветвленных кожных выростов – жабры. Все время находясь в воде, рыбы постоянно заглатывают воду. Вода, попадает в ротовую полость, затем проходит через жаберные щели, омывает жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры имеют довольно сложное строение: они состоят из жаберных дуг и  жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. (слайд 8)

Жабры, которые находятся внутри называются внутренними. (слайд 9)

Но встречаются жабры и наружные. Они встречаются у таких животных, как протей – слепое пещерное животное, обитает в Югославии, и аксолотль – обитатель Мексики. (слайд 10)

?!  Как вы думаете, зачем на водоемах зимой делают лунки?

О. Через них в водоемы попадает кислород, который так нужен для жизни водным обитателям.

4) Легочный тип.

? Для каких живых организмов характерен легочный тип дыхания.

О. Наземные животные – земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек.

 (слайд 11)

?  Какой орган принимает участие в таком типе дыхания.

О. легкие.

Правильно. Во время вдоха, воздух, содержащий кислород, попадает в легкие. Легкие имеют вид  ячеистых мешков. В каждом легком (левом и правом) находятся очень сильно разветвленные бронхи, которые оканчиваются многочисленными легочными пузырьками. Каждый легочный пузырек оплетен сетью кровеносных сосудов. В легочном пузырьке кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух, происходит выдох. (слайд 12)

Особенности дыхания птиц. (слайд 13)

Особенности дыхания человека. (слайд 14)

?  Ребята, какой самый распространенный порок у человека, который очень пагубно влияет на легкие.

О. курение табака.

Правильно! Известно, что табачный дым содержит около 400 вредных для организма веществ. Это никотин, сажа, синильная кислота, угарный газ и.т.д.  При курении эти вещества оседают на оболочках легочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Легкие курильщика теряют эластичность, в результате чего уменьшается снабжение организма кислородом. Работоспособность и самочувствие ухудшаются.  Курящие люди чаще заболевают хроническими заболеваниями органов дыхания (бронхит), а также раком легких и астмой.

Сравнение легких здорового человека и курильщика. (слайд 15)

5) Кожный тип.

Кожный тип дыхания характерен в основном для земноводных – это лягушки, жабы, саламандры и др. (слайд 16) Легкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется кислород, поэтому  возможно дыхание через кожу. (слайд 17)

Особое значение имеет кожное дыхание в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в случае опасности). Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде – лучше развито кожное дыхание, слабее легочное. У земноводных, живущих вдали от водоема, лучше развито легочное дыхание.

Кожное дыхание характерно и для человека. Дыхание осуществляется через поры кожи. Поэтому важно знать, что одежду нужно подбирать и носить из натуральных тканей (хлопок, лен), чтобы не затруднять процесс дыхания.        

4. Закрепление изученного материала.

1 задание.

После рассказа учителя, обучающиеся самостоятельно в тетради заполняют таблицу, пользуясь учебником на с. 73-76

Таблица: Дыхание у животных (слайд 18)

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых  характерно

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные

После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно.

2 задание.

Пройти биолабиринт по теме «Дыхание животных»  (электронное учебное издание «Биология. Живой организм. 6 класс» мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина)

Данное задание можно предложить выполнить следующими способами:

1. задание учащиеся выполняется вместе с учителем.

2. при использовании мобильного класса каждый учащийся выполняет самостоятельно.

5. Рефлексия.

Я знал

Я узнал

Я хочу знать

По результатам урока учащиеся заполняют таблицу.

6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.

1. традиционное: учебник с.73-77, подготовиться  к самостоятельной работе по теме: «дыхание растений и животных».

2. творческое: нарисовать живых организмов с разными типами дыхания

                                                 Список литературы.

1. Учебник. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.  6 класс:  Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 174с.

2. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.

3. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

4. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина / Автор-составитель М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Электронное учебное издание «Биология. Живой организм. 6 класс» мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Опыление цветковых растений

Тип урока: усвоение новых знаний

 Задачи урока:

 - обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;

-показать практическую значимость изучения опыления;

-продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности -умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

 Планируемые результаты обучения:

 Предметные:

-знать  характеристики видов опыления растений.

-уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.

Метапредметные:

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

 Личностные:  

- развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.

Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение,  игровая технология,  технология проектирования.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал(Приложение7).

Основные понятия урока: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.

Формирование УУД

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный этап.(1 мин)

Цель: создать  благоприятный психологический настрой на работу

Л(5-7) 1.5

Л(5-7) 2.1

К(5-7)5.

-Добрый день, ребята!  

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

Пожалуйста, не теряйся»        СЛАЙД

                                     (В. Шаталов)

Приветствие учителя. Настраиваются на работу.

2.Мотивация учебной деятельности.( 3 мин)

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

К(5-7) 1.2

-Подумайте, о каком  процессе идет речь?

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие. Пробудившись от зимней спячки каждое растение, стремится дать жизнь новым поколениям. СЛАЙД

-Что называется размножением?

- Как называется размножение с участием половых клеток?

- О размножении каких растений идёт речь?

- С каким органом покрытосеменного растения связано половое размножение?

- Вспомним главные части цветка и их строение.

- Для этого выполнените задание: напишите цифры, указывающие строение пестика и тычинки в нужном порядке.СЛАЙД

- Оцените свою работу. Для этого нам поможет оценочная  цветовая шкала:(на доске)

  • отлично-  красный
  • хорошо-  оранжевый
  • справился- синий
  • не справился-  желтый

и цветок на вашей парте.

-Вы берете цвет лепестка и приклеиваете его к 1.

-С их участием происходит два процесса. Об одном из них мы сегодня поговорим. Ваша задача -определить тему и задачи урока.

Воспроизводят имеющиеся знания о  растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их.

Формулируют тему урока,  цель урока.

Отвечают на вопросы.

Составляют схему, проверяют, оценивают,приклеивают к цветку первый лепесток.

3. Постановка целей и задач урока.(3 мин)

 Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи

Р(5-7) 1.1.

Р(5-7) 2.1.

К(5-7) 5

-Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему не происходило размножение? СЛАЙД

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?  

-Какие задачи будем решать?

В случае затруднения ответа, учащимся показывается салйд со шмелём, потом прочитывается тект (Приложение1)СЛАЙД

ТЕМА УРОКА: Опыление цветковых растений.

ЗАДАЧИ:

-дать определение опылению

- рассмотреть виды опыления

- показать практическое применение знаний. СЛАЙД

Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы.

Формулируют тему и  задачи урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.(10мин)

Цель: поиск решения учебной задачи.

Л(5-7) 3.2

П(5-7) 1.1

П(5-7) 1.2

П(5-7) 3.3

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.2

К(5-7) 4

К(5-7). 6.1

- Как вы понимаете термин «опыление»?

Организует работу в группах с учебником по видам опыления( задания выдаются на карточках- Приложение 2).

 Во время работы звучит МУЗЫКА «Цветочная поляна»

 В ходе беседы проверяет результаты работы.СЛАЙД

- Оцените свою работу, приклеив к цветку второй лепесток.

Организует работу по заполнению таблицы в парах:

 «Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»(Приложение 3)

Проверяет работу. СЛАЙД

- Оцените свою работу, приклеив к цветку третий лепесток

- Оказывается, насекомых привлекает не только приятный запах. Сейчас разыграем сценку, из которой вы узнаете или вспомните два новых факта.(Приложение 4). ЗВУК пчелы и мухи.

Отвечают на вопрос.

Работают в группах с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике и с дополнительной информацией.

Составляют схему опыления.

Работают в парах по заполнению таблицы.

Оценивают работу и приклеивают лепестки: второй и третий.

Разыгрывают сценку.

Отвечают на вопросы.

5.Домашнее задание.(1мин)

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение об опылении растений водой или птицами на выбор.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

6. Первичное закрепление.(4 мин)

Цель: построение ориентированной основы нового способа действия.        

Л(5-7) 3.2

П(5-7) 1.2

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

К(5-7). 6.1

-Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки

Игра «Найди ошибки»  СЛАЙДЫ

Находят и исправляют ошибки.

7. Самостоятельное применение знаний.(1 мин)

Цель: выяснить умение применения знаний в новой ситуации.

Л(5-7) 1.4

Л(5-7) 2.1

П(5-7) 1.1

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7). 6.1

Задаёт вопросы:

– Почему ливни над фруктовым садом весной могут стать причиной плохого урожая осенью?

-Почему весной выносят ульи в цветущий сад?

- Оцените свою работу, приклеив четвёртый лепесток.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и приклеивают к цветку четвёртый лепесток.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.(4 мин)

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

Организует тестовую работу и

контрольно-оценивающую деятельность (Приложение 5)

- В центре вашего цветка заготовка теста, вы ставите точкой ответы.

- Оцените свою работу, приклеив пятый лепесток. СЛАЙД

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

и приклеивают к цветку пятый  лепесток

9. Рефлексия.(3мин)

Цель: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Л(5-7) 1.5.

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

К(5-7). 6.1

Организует рефлексию.

Оценивают свою работу, работу класса и учителя, и приклеивают к цветку шестой  лепесток.

Задают вопросы учителю.

               Критерии, показатели диагностический инструментарий  оценивания УУД обучающихся

        Личностные:

Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников

Л(5-7) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.

Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

                      Познавательные:

П(5-7) 1.1. Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения

П(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий.

П(5-7) 2.1. Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач.

П(5-7) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач.

П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями

                                  Регулятивные:

Р(5-7)1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р(5-7)2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

Р(5-7)4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р(5-7)5. Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям

                  Коммуникативные:

К(5-7) 1.1. Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

К(5-7) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

К(5-7) 4. Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимою помощь партнеру в процессе сотрудничества

К(5-7)5. Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

К(5-7). 6.1. Сформированность,уме ний в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

   



Предварительный просмотр:

                        Приложение 1

Шмели — отличные красного клевера.Они имеют более длинный, чем у пчелы, хоботок, что позволяет им работать там, где пчелам это не под силу. Шмели «встают» раньше пчел и бодрствуют дольше, так как не боятся утреннего и вечернего похолодания. Их мохнатая шубка хорошо защищает от охлаждения. Сейчас шмелей разводят искусственно в основном для опыления красного клевера и культур закрытого грунта.

   Приложение 2

Составьте схему «Опыление цветковых растений»

Слова: опыление,самоопыление,перекрестное опыление,искусственное, в природе,

перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветков других растений. Потомство очень похоже на родительское растение. Потомство приобретает новые свойства, более жизнеспособно.

Рисунки: гороха, ивы,овса, хлопчатника, арбуза.

 

  Приложение 3

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки        

Насекомоопыляемые растения        

Ветрооыляемые растения

1 Крупные яркие цветки        

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия        

3 Наличие нектара        

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия        

5 Наличие аромата        

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество        

7 Крупная липкая шероховатая пыльца        

                                                    Приложение 4

Сценка.

1 Пчела.

 Ну, и запах! Умереть можно!

2 Пчела.

Люди говорят, что так пахнет гниющее мясо.

1 Пчела.

Так это же Рафлезия Арнольди.

2 Пчела.

Мало того, что у нее самый крупный цветок с диаметром 1 метр, так еще и самый отвратительный запах!

1 Муха.

Кто это вам сказал. Это самый замечательный запах! Именно этот запах нас и привлекает. Так пахнет не только Рафлезия Арнольди, но и другие растения тоже. Например, в Черноземной полосе России есть растение киргазон обыкновенный. Мы то же его любим.

2 Муха. 

-Да и цвет у него что надо! Часть лепестков окрашена в грязный красный цвет. Ну, ничего! Поем эти сочные клетки лепестков. Что это. Пыльца… Вся в пыльце!

                             

                                  Приложение 5

   Тестовая работа.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..

 Б. Слияния спермия с центральной клеткой

 В. Прорастание пыльцевых зерен

 

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра

 Б. Человека

 В. Воды

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром

 Б. Искусственно

 В. Насекомыми  

4. Самоопыление происходит у:

А. Вишни клевера

Б. Картофеля, гороха

В. Березы, орешника

5. Много сухой пыльцы образуется у цветков, опыляемых:

       

А. Насекомыми  

Б. Ветром

В. Самоопылением


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На основании Указа Президента РФ В.В. Путина 2017 пройдет под эгидой Года экологии в России . С целью организации мероприятий, приуроченных к событию, назначен специальный комитет. Обязанности руководителя учреждения выполняет Сергей Иванов . Целью принятия документа стало сохранение экологического состояния, обеспечение разнообразия и восстановления природных ресурсов на территории страны, привлечение внимания граждан к проблемам исчезновения редких видов животных и растений. А также и восстановления оболочек Земного шара: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Слайд 2

15 апреля – День экологических знаний «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам.» А.И.Герцен

Слайд 3

15 апреля – 5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности В перечень Дней вошли Международные и Всероссийские мероприятия: Девиз дней – «Экология. Безопасность . Жизнь». 15 апреля День экологических знаний апрель - май Международный марш парков 22 апреля День Земли 26 апреля День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах 1 июня Международный день защиты детей 5 июня Всемирный день охраны окружающей среды

Слайд 4

15 апреля – 5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности Инициатором проведения Общероссийских дней защиты от экологической опасности выступили общественные организации регионов с неблагоприятной экологической обстановкой. Инициативу общественности, по представлению Минприроды РФ, поддержало Правительство России, первоначально издав распоряжение от 04.02.1994 года №125-Р «О проведении в апреле - июне 1994 года Общероссийских дней защиты от экологической опасности».

Слайд 5

15 апреля – 5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности В результате активной работы субъектов России по проведению Дней защиты от экологической опасности, Правительство РФ, взамен вышеуказанного распоряжения, 11 июня 1996 года приняло Постановление №686 « О проведении дней защиты от экологической опасности» ежегодно. Цель - поддержка общественного движения за экологическое возрождение России, укрепление взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении эффективной экологической политики.

Слайд 6

План основных мероприятий по проведению года экологии в 2017 в Ханты-Мансийском округе – Югре. 1. Внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов. 2. Ликвидация несанкционированных мест размещения отходов. 3. Повышение уровня использования попутного нефтяного газа. 4. Рекультивация нефтезагрязненных земель.

Слайд 7

5. Реконструкция водоочистных сооружений ( Нижневартовская ГРЭС) 6. Контрольно-надзорные мероприятия в целях своевременного выявления незаконных рубок деревьев и комплексного принятия мер к нарушителям в сфере лесопользования. 7. Проведение оперативно профилактических операций: «Операция «Лось», «Капкан», «Пернатая дичь» … 8. Организация и проведение акций: «Дерево Победы», «Сирень победы», «Дары леса», «Хозяин тайги»…. 9. Организация и проведение городских, Межрегиональных, Всероссийских научных конференций, практикумов, семинаров, экологических форумов, телефестивалей .

Слайд 9

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Слайд 10

Вопрос №1 Собранный на дорогах снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические последствия) этот снег? Выберите правильный ответ: а) на поле; б) в реку или озеро; в) в специально вырытый котлован; г) в любое место. В специально вырытый котлован. Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения. Попадание этих веществ в водоёмы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.

Слайд 11

Вопрос №2 Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему? В этом случае значительно меньше нарушается почвенный покров: не уничтожается подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи, изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы; значительно меньше уничтожается подрост и подлесок.

Слайд 12

Вопрос №3 Сплав деревьев по рекам экономически выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т. д. Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы? При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах реки. На дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых брёвен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели организмов .

Слайд 13

Вопрос №4 Объясните, почему химические вещества, используемые для обработки полей, обнаруживают в рыбе, вылавливаемой в ближайшем пруду (озере, реке)? Потому что вода (дождь, талый снег) смывает с полей в водоёмы разнообразные вещества, применяемые в сельском хозяйстве. По цепям питания и непосредственно через жабры и кожу эти вещества могут попасть в ткани рыбы.

Слайд 14

Вопрос №5 Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных. Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.

Слайд 15

Вопрос №6 Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение деревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог? В таких местах дорога или тропа перегораживает сток вод (поверхностный или грунтовый). Поэтому выше по течению начинается заболачивание, что приводит к выпадению деревьев и смене растительности. Избежать подобных явлений можно строительством дренажных труб под дорогами.

Слайд 16

Устами младенца

Слайд 17

Задание №1 У меня много игрушек сделано из неё. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. Предметы, сделанные из неё, весят мало. Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Пластмасса

Слайд 18

Задание №2 Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара . Стекло

Слайд 19

Задание №3 Её изобрели китайцы. У нас её получают из древесины. Она легко горит. Из неё получается много мусора. На ней обычно рисуют или пишут. Бумага

Слайд 20

Задание №4 1.Это получается, когда изделие становится старым. 2.Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог. 3.Это можно сдать и получить деньги. 4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое. 5. Это бывает цветным, его можно сдать на переплавку. Металлолом

Слайд 21

Задание №5 Его много в городе, но мало в деревне. Особенно он силён в промышленном городе, где много фабрик, заводов, машин. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится ещё больше. Его издают разные приборы и машины. Когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. Шум

Слайд 22

Что спрятано за буквами?

Слайд 23

МСОП Международный союз охраны природы и природных ресурсов

Слайд 24

ВООП Всероссийское общество охраны природы

Слайд 25

МСоЭС Международный социально – экологический союз

Слайд 26

МАБ Международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Слайд 27

ВФОП Всемирный фонд охраны природы

Слайд 28

Экологический словарь

Слайд 29

Биогеоценоз - это эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца.

Слайд 30

Индикатор - это вид, указывающий на особенности условий среды данной местности или экосистемы. С помощью индикатора различают близкие сообщества (индикатор сообщества), участки с различной степенью или качественным составом компонентов загрязнения почв, воздуха или воды (индикатор загрязнения) и территории с проявлениями некоторых полезных ископаемых. Лишайники – индикаторы загрязнения воздуха

Слайд 31

Заповедник - это это особо охраняемая территория (акватория), нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами.

Слайд 32

Мониторинг - это это многоцелевая информационная система, основные цели которой – наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды под влиянием антропогенного воздействия с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов.

Слайд 33

Цепь питания - это последовательность групп организмов, каждая из которых служит пищей для последующей, то есть связана отношением пища – потребитель.

Слайд 34

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.

Слайд 35

Литература Интернет – ресурсы: Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001. Мухамадиярова Э.М. Игра «Экология и мы»/Классный руководитель.2008, №3. С.96-100. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М. Просвещение, 1995. 1.http://simonoff.ru/blog/2011/01/02/ekologiya-dostizhenij/ 2. http://ecotechblog.ru/different/ekologiya-moda-ili-neobhodimost/ 3. http://www.cpis.su/2011/01/03/ 4. http://www.eho-dv.com/news.details.php?id=13254 5. http://www.kommersant.ru/Doc/1033904 6. http://chemistry-chemists.com/N4/96-107.htm 7. http://briztour.ru/page/7 8. http://gardenin.ru/enciklopedia-h.html 9. http://miass.olx.ru/iid-81054181 10. http://lostlab.ru/forum/topic200.html 11. http:// www.ua.all.biz/enterprises/42157/bg1055112/ 12. http://ekb.pulscen.ru/firms/4999218/tov/descr/4983350 13. http://www.iaplanet.com/molniya/page/1263/ 14. http://neosvc.ru/89- все-об-офисной-бумаге. html 15. http://www.lom-spb.ru/metallolom/ 16. http://1001.ru/arc/mk/issue1469/ 17. http://www.mgstation.net/?start_from=60&ucat=&archive=&subaction=&id= 18. http://www.bystrinsky-park.com/new/russisch/Links/links.html 19. http://www.d-ecologic.ru/main/ 20. http://lori.ru/1424572 21. http://www.radiorus.ru/news.html?id=494008 22. http://rutiss.ru/ekologicheskaya-nisha.html 23. http://www.muldyr.ru/a/a/chelovek_i_biosfera 24. http://www.proshkolu.ru/user/Politova65/file/326621/ 25. http://www.artsides.ru/?ItemID=3009&SetID=56&PN=3 26. electroportal.com.ua 27. news.mail.ru 28 . http://www.e-drofa.ru/materials/bio11/227-biogeocenoz.html 29. fotki.yandex.ru 30. kaliningradgid.ru 31. 17009.kz.all.biz 32. http://www.poplavok.ck.ua/archives/2336


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...