Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
5 класс биология 14.04.20
Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
Тип урока: Изучение нового материала
Технология урока: Технология развития критического мышления
Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;
познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи.
Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.
3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.
План урока
I.Организационный этап
II.Изучение нового материала
III.Обобщение изученного материала
IV.Закрепление знаний
V.Подведение итогов урока
VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.
I.Организационный этап
- Фронтальный опрос.
- Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).
- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).
- Что такое симбиоз?
(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).
-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?
(Дети отвечают, что это микориза).
-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.
- Формулировка темы урока.
- Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».
II.Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»
-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.
Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».
Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.
-Какое же строение имеет слоевище?
- Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.
Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.
- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?
(учитель выслушивает предположения учеников)
- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.
Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.
-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.
Значение лишайников в природе:
- Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
- Участвуют в почвообразовании.
- Участвуют в разрушении горных пород.
- Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
- Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
- Являются пищей для многих копытных.
- Являются важной частью многих экосистем.
Значение лишайников в жизни человека:
- Являются кормом для домашних оленей на севере.
- Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
- Сырье для химической промышленности.
- Служат для получения природных красителей.
- Используют в медицине и парфюмерии.
- Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
III.Обобщение изученного материала
IV.Закрепление знаний
V.Подведение итогов урока
Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?
VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_biologiya_14.04.20.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс биология 14.04.20
Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
Тип урока: Изучение нового материала
Технология урока: Технология развития критического мышления
Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;
познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи.
Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.
3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.
План урока
I.Организационный этап
II.Изучение нового материала
III.Обобщение изученного материала
IV.Закрепление знаний
V.Подведение итогов урока
VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.
I.Организационный этап
- Фронтальный опрос.
- Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).
- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).
- Что такое симбиоз?
(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).
-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?
(Дети отвечают, что это микориза).
-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.
- Формулировка темы урока.
- Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».
II.Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»
-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.
Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».
Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.
-Какое же строение имеет слоевище?
- Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.
Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.
- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?
(учитель выслушивает предположения учеников)
- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.
Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.
-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.
Значение лишайников в природе:
- Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
- Участвуют в почвообразовании.
- Участвуют в разрушении горных пород.
- Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
- Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
- Являются пищей для многих копытных.
- Являются важной частью многих экосистем.
Значение лишайников в жизни человека:
- Являются кормом для домашних оленей на севере.
- Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
- Сырье для химической промышленности.
- Служат для получения природных красителей.
- Используют в медицине и парфюмерии.
- Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
III.Обобщение изученного материала
IV.Закрепление знаний
V.Подведение итогов урока
Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?
VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека
Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...
конспект урока 6 класс- Роль бактерий в природе и жизни человека
Роль бактерий в природе и жизни человека...
Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)
Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...
Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...