Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ганиев Альтаф Гаптелнурович

5 класс биология    14.04.20

Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

Тип урока: Изучение нового материала

Технология урока: Технология развития критического мышления

Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;

познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи.

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

 Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

 Регулятивные УУД:

1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

 Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

 Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

 Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

План урока

 I.Организационный этап

 II.Изучение нового материала

III.Обобщение изученного материала

IV.Закрепление знаний

 V.Подведение итогов урока

 VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

 

I.Организационный этап

  1. Фронтальный опрос.

- Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).

- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).

-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

  • Формулировка темы урока.

- Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».

II.Изучение нового материала

Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»

-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».

           Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

-Какое же строение имеет слоевище?

  • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.

Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

(учитель выслушивает предположения учеников)

- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
  • Участвуют в почвообразовании.
  • Участвуют в разрушении горных пород.
  • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
  • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
  • Являются пищей для многих копытных.
  • Являются важной частью многих экосистем.

         Значение лишайников в жизни человека:

  • Являются кормом для домашних оленей на севере.
  • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
  • Сырье для химической промышленности.
  • Служат для получения природных красителей.
  • Используют в медицине и парфюмерии.
  • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

 

III.Обобщение изученного материала

IV.Закрепление знаний

 V.Подведение итогов урока

 Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_biologiya_14.04.20.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс биология    14.04.20

Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

Тип урока: Изучение нового материала

Технология урока: Технология развития критического мышления

Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;

познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи.

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

 Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

 Регулятивные УУД:

1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

 Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

 Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

 Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

План урока

 I.Организационный этап

 II.Изучение нового материала

III.Обобщение изученного материала

IV.Закрепление знаний

 V.Подведение итогов урока

 VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

I.Организационный этап

  1. Фронтальный опрос.

- Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).

- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).

-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

  • Формулировка темы урока.

- Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».

II.Изучение нового материала

Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»

-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».

           Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

-Какое же строение имеет слоевище?

  • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.

Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

(учитель выслушивает предположения учеников)

- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
  • Участвуют в почвообразовании.
  • Участвуют в разрушении горных пород.
  • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
  • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
  • Являются пищей для многих копытных.
  • Являются важной частью многих экосистем.

         Значение лишайников в жизни человека:

  • Являются кормом для домашних оленей на севере.
  • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
  • Сырье для химической промышленности.
  • Служат для получения природных красителей.
  • Используют в медицине и парфюмерии.
  • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

III.Обобщение изученного материала

IV.Закрепление знаний

 V.Подведение итогов урока

 Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека

Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...