Задания для подготовки к ЕГЭ.Тема "Основные направления эволюции"
тест по биологии (11 класс)
Данный материал будет полезен для использования в качестве повторения и закрепления темы "Основные направления эволюции".Собраны различные типы заданий,встречаемые в КИМах ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_podgotovki_k_gia_11_.napravleniya_evolyutsii.docx | 80.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания:
I. Вставить недостающий термин
1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
| III. Установить соответствие |
1. Установите соответствие между признаками птиц и путями эволюции, в результате которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
| ||||||||||||||||||||||
2. Установите соответствие между примером биологического прогресса и путём его достижения. |
|
|
3. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
4. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
5. Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался. |
|
| |||||||||||||||||||||||
6. Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник. |
|
| |||||||||||||||||||||||
7. Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
8. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник. |
|
|
IV.Работа с текстом
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Паукообразные – наземные животные, тело которых состоит из головогруди и брюшка, имеют четыре пары ног. (2)К классу паукообразных относят пауков, клещей и скорпионов. (3)Некоторые паукообразные приспособились к жизни в водной среде; например, паук-серебрянка имеет длинные плавательные щетинки на задних конечностях. (4)У скорпионов на конце брюшка имеется жало для умерщвления жертвы. (5)Наличие колюще-режущего ротового аппарата у клещей позволяет им вести паразитический образ жизни. (6)Паукообразные являются частью биогеоценозов: питаясь насекомыми, они сами являются пищей для позвоночных животных.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело
к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни
в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ
и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.
4.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Популяция является элементарной единицей эволюции. (2)В генофондах предковых групп закреплялись признаки, способствующие усложнению организации. (3)Изменение генофонда популяции может быть обусловлено конвергенцией. (4)Возникновение воздушного дыхания с помощью трахей или лёгочных мешков позволило членистоногим освоить сушу. (5)Разнообразие ротовых аппаратов позволяет насекомым питаться различной пищей, что ведёт к увеличению их численности. (6)Перестройки общего уровня организации, такие как теплокровность и живорождение, дали возможность животным освоить новые природные условия жизни.
V. Работа с таблицей Рассмотрите рисунок с изображением бабочки березовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
|
|
|
VI. Дать развернутый ответ
1. Какие глобальные ароморфозы обеспечили развитие организмов на Земле на начальных этапах биологической эволюции (в архее и протерозое)? Укажите не менее четырёх ароморфных признаков и их значение
в эволюции.
2. Биологический прогресс млекопитающих сопровождался появлением множества частных приспособлений – идиоадаптаций. Приведите не менее трёх примеров идиоадаптаций во внешнем строении крота, которые позволяют ему успешно вести подземно-роющий образ жизни. Ответ поясните.
3. Какие ароморфозы в процессе эволюции появились у папоротниковидных
по сравнению с моховидными и позволили им завоевать сушу? Приведите
не менее четырёх признаков. Ответ поясните.
4. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?
5. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.
6. Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?
7. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Главные направления эволюции"
Презентация к уроку биологии...
Урок "Основные направления эволюции групп организмов"
Разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюции групп организмов". Цель - сформировать у учащихся знания о главных путях филогенеза – филетической эволюции, дивергенции, конвергенции...
Направления эволюции
презентация сопровождение урока биологии в9 или 10 классе...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)...
Разработка урока "Главные направления эволюции"
УМК Н.И. Сонин...
Презентация для урока: "Главные направления эволюции"
Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...
Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"
Задания : тестовые....