Методическая копилка
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Методическая разработка по теме "Откуда у природы белый цвет?" в формате презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyy_tsvet.ppt | 2.03 МБ |
Конспект урока для 5-6 классов по теме "Вода и ее свойства" | 29.72 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 77.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды растительных пигментов Хлорофиллы Каротиноиды Ликопины Антоцианы Катехины Флавоны и Флавонолы
Белые пигменты Природные: мел, известь, гипс и т.д. Синтетические: цинковые, титановые, свинцовые белила Белого цвета в природе очень много: цветки, стебли, листья, плоды и наконец, белый белый снег.
Лабораторные опыты: 1. Перед вами куски чёрной материи, коры берёзы и мела. Сделайте корой любую фигуру на материи. Теперь мелом. Что видим? Ответ: фигуру, которую оставляет белый пигмент или краска. Мы сейчас попробуем этот пигмент выделить из коры берёзы. 2. Мелко измельчённую сухую кору помещаем в колбу и осторожно нагреваем, помешивая её содержимое Что наблюдаем? Ответ : пигмент бетулин выделяется из клеток и оседает на стенках колбы в виде белого налёта. 3. Перед вами хризантема белая. Оторвите лепесток, проведите по куску материи, слегка нажимая. Что наблюдаете? Ответ : ничего. Почему? В лепестке нет белого пигмента. Тогда почему хризантема белая?
Почему снег белый, хотя отдельно взятая снежинка бесцветная ? Ответ : Падая друг на друга, снежинки образуют воздушные полости с отражёнными солнечными лучами и поэтому снег кажется белым .
Лепестки цветков белые по той же причине, по какой снег белый. В лепестках цветков красящего пигмента нет, (вспомним опыт с бетулином) но зато есть развитая система межклетников (полостей), отражающие солнечные лучи. Докажем это, проделав лабораторные опыты: 1.Перед вами лепестки ромашки и хризантемы. Поставьте их на лист бумаги с текстом. Буквы видите? АА теперь крепко сожмите лепесток между пальцами, вновь поставьте на лист с текстом? Буквы видите? Да. Что произошло? 2. Лепестки поместите в шприц и заполните его водой. Задвиньте поршень, чтоб вытеснить воздух. Закройте пальцем отверстие шприца и отведите поршень вниз. Создаётся вакуум, из воды и лепестков выделяются пузырьки воздуха. Через 2 мин.воздух весь выйдет и когда вы задвинете поршень обратно в шприц, вода поступит в полости и лепесток станет прозрачным.
ВЫВОДЫ: причиной белой окраски в природе являются: созданные самой природой белые красители т.е. пигменты; воздушные полости с отраженным лучами солнца; развитая система межклетников, заполненная отраженным солнечным светом.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме:
«Мы – юные исследователи. Вода и её свойства».
Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные: Усвоить понятия: три состояния воды, испарение, конденсация, уметь характеризовать свойства воды, работать с химическим оборудованием, проводить опыты, подтверждающие свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД: проводить наблюдение и эксперимент, давать определения понятиям, строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, отображать в речи содержание совершаемых действий, аргументировать свои ответы.
Регулятивные УУД: Адекватно оценивать правильность выполнения действий, уметь правильно работать с химическим оборудованием, определять цели своего обучения.
Личностные: развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учёбе и предмету.
Цель урока: создать условия для закрепления имеющихся знаний, осознания и осмысления новой информации о воде, её свойствах, мерах по охране и очистке. Провести практическую работу с обучающимися по исследованию свойств воды.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, практическая работа
Необходимое оборудование: ручки, карандаши, тетради, стаканы, мензурки, колбы, пробирки, ложки, полоски белой и цветной бумаги, соль, сахар, песок, молоко, термос, стекло, лёд.
Ход урока:
I.Организационный момент урока
II. Актуализация знаний
1. Перед вами чёрный ящик.
Хотите узнать, что в нём?
А подскажет нам об этом писатель Сент Экзюпери.
СЛАЙД№1
«…Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». О чем речь?
2. Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?
- Учитель открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой.
Посмотрите! И вправду вода!
4. О чем мы будем говорить на уроке? Ответы учеников.
На доске пишется тема урока.
Ребята! Это только вторая половина темы нашего урока, а первую половину вы тоже
должны отгадать. Я вам помогу в этом.
- Скажите, что вы видите у себя на столе? Ответ (оборудование)
- А для чего оно нам? Ответ (для опытов с водой)
- Значит, вы на уроке кем будете? Ответ (лаборант, исследователь, ученый)
- А теперь как звучит первая часть темы урока? Ответ (мы - исследователи)
СЛАЙД№2 Тема урока: «Мы – юные исследователи. Вода и её свойства»
Мы сегодня находимся в лаборатории, где исследуют воду. И вы в ней работаете помощниками лаборанта. Я - главный лаборант (в белом халате). А вы наденьте белые колпачки.
- Прежде чем приступить к практической работе мы вспомним, как должны вести себя в лаборатории (краткий инструктаж по технике безопасности).
- А теперь скажите, что вы знаете о воде? Вода это что?
- Ребята вспоминают материал о воде:
Вкус, Цвет, Запах, Прозрачная, Вещество, Растворяет в себе другие вещества и т.д.
Давайте теперь проверим, правильно ли вы назвали свойства.
III. Работа в парах репродуктивно-исследовательского характера.
Опыт № 1.
- Налейте из бутылочки немного воды и попробуйте её.
- Что можете сказать о вкусе воды? Сладкая? Горькая?
Вывод: вода вкуса не имеет
Второе ваше утверждение гласило, что вода не имеет цвета. Докажем и это.
Опыт № 2
-Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?
-Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод : вода цвета не имеет.
-Скажите, а почему воду рисуют голубой?
-Только в больших слоях (в морях, реках) вода имеет голубоватый цвет.
- Проверим и третье предположение.
Опыт № 3
-Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
-Что можете сказать о запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха не имеет
Опыт № 4
- Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.
- Какой вывод можно сделать? При затруднении вопрос: видно ли ложку в стакане с водой?
Вывод: вода прозрачна
Опыт № 5
- Возьмите в руки стеклянную палочку, по ней капните на стекло две- три капли воды. Затем наклоните стекло. Что произошло с каплей?
- Возьмите стакан с водой и наклоните его нал вторым стаканом. Что происходит с водой?
Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.
Опыт № 6 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ (ученик по желанию выходит к столу)
- Если вода течёт, то её можно переливать из одного сосуда в другой. Согласны?
-На столе стоит стакан с водой. Ученик
1. наливает немного воды в колбу
2. немного воды в пробирку
3. немного воды в чашку
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода не имеет формы
Скажите ребята, а Саша всё правильно сделал? Обсуждение.
Идем дальше.
Опыт № 7
У вас на столах три чистые пробирки с веществами. Узнаете их?
1. соль
2. сахар
3. песок
В каждую из этих пробирок добавьте по 2мл воды и осторожно размешайте содержимое пробирок.
- Понаблюдайте, что произошло с солью, сахаром, песком?
Ответ (соль растворилась, сахар тоже)
Вывод: вода – растворитель.
Вода универсальный растворитель. Она растворяет почти все вещества на Земле. Но есть такие вещества, которые в воде не растворяются – это песок.
А какие ещё вещества не растворяются в воде? Ответ (стекло, алюминий, резина и т.д.)
IV. Физминутка.
Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились,
Влево, вправо наклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали,
Дружно хлопнули в ладоши
И решили хором -
За работу нам пора!
- Посмотрите, что я принесла. Термос. Зачем он нужен?
V. Демонстрационные опыты.
Опыт № 8
В термосе я принесла вам воду (открывает, из него идёт пар) Ой, что это? Я же воду наливала, а это что? Ответ (пар)
Как называется это явление? Ответ (испарение)
А можно сказать, что это вода убегает?
А как её остановить? Ответ (поднести стекло, подержать над паром, на стекле образуются капельки воды)
Как называется это явление? Ответ (конденсация)
Значит, пар – это вода? В каком состоянии?
- А теперь посмотрим ещё один опыт - лаборант показывает сжатую ладонь, которую держит над сосудом. Что вы видите? Сквозь пальцы проходит вода.
- Что в ладони? Ответ (лед)
- Можно лёд назвать водой? В каком состоянии?
Вывод:
Вода находится в трёх состояниях- жидком, газообразном, твёрдом. Как она называется в этих состояниях. Ответ (вода, пар, лёд, сосулька, иней и т.д.)
– Итак, работа в лаборатории завершена. Подведём итоги.
У вас на столах есть лист бумаги с таблицей. Надо вам эту таблицу заполнить.
Объект | вкус | цвет | запах | прозрач ность | текучесть | форма | агрегатное состояние | растворитель |
Вода |
Взаимопроверка выполненных работ. Ответ на слайде.
VI. Подведение итогов практической работы.
- Работаем дальше. Посмотрите сюда. Что в этом стакане? (грязная вода)
- От чего загрязняется вода? (от примесей)
- Как человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины, стирает, сливает отходы, переплавляет по воде лес, поит скотину и т. д.)
VII. Презентация «Загрязнения воды в речке Мольтинка» (выступает ученик с презентацией).
Обсуждение увиденного, беседа с детьми.
- Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей речке?
(Учащиеся отвечают, вносят предложения)
VIII. Ученик выходит к доске и знакомит класс с памяткой «Меры по охране речки Мольтинки», разработанной совместно с родителями.
- Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
- По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
- Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и устанавливать их на берегу.
- Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
- Не вылавливать мальков.
- Сажать деревья : около водоемов, дома, школы, вдоль дороги и т. д.
- Проводить просветительскую работу среди школьников, взрослых.
IX. Беседа с учениками по выступлениям.
X. Рефлексия учебной деятельности по слайдам.
1. Кто ответить мне сумеет,
Форму ли вода имеет? (нет)
2. Знает Маша, Витя, Света, что вода всегда... (бесцветна)
3. Бабушка пирог печет,
Запах от него, ой, какой течет,
А когда водичка льется,
В носу запах остается? (нет)
4. Поиграли мы в песке,
Ручки вымыли в реке,
Вдруг ракушку увидали,
Это свойство вы узнали? (вода прозрачна)
5. Соль в стаканчик положили,
И её мы растворили,
Если сахар опустить,
Что мы можем получить? (вода — растворитель)
6. Пластинку ровную возьмём,
И на нее воды нальем,
Затем пластинку наклоним,
И что воочию увидим? (вода текуча)
XI. Домашнее задание.
Прочитать параграф, ответить на вопросы на карточке и найти ключевое слово.
- Как называется начало реки?
- Твёрдая вода
- Жидкая вода
- Река, вытекающая из озера Байкал
- Углубление на местности, по которой течёт вода
- В какую реку несёт свои воды река Ангара?
- На какой реке стоит город Санкт-Петербург?
- Кустарник, растущий по берегам реки Кахи?
- Рыба – обитатель реки Кахи
Ключевое слово- испарение
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.»
Методическая разработка
«Конспекты уроков по биологии»
Разработала:
учитель биологии Биртанова Л.И.
2019г.
Введение
Хороший урок - это урок, отвечающий требованиям времени, учитывающий особенности и своеобразие сегодняшней жизни. При изучении биологии происходит приобщение школьников к природе, воспитание экологической культуры, мышления, толерантности, воспитание понимания ценности и уникальности жизни на Земле.
В эту разработку включены конспекты уроков, на которых школьники занимаются проектно-исследовательской деятельностью, способствующей формированию творческой активности ребёнка. Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса биологии. Уроки практикоориентированы, сопровождаются использованием информационных компьютерных технологий, проектной деятельности, игровой методики.
План-конспект урока по теме:
«Мы – юные исследователи. Вода и её свойства».
Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные: Усвоить понятия: три состояния воды, испарение, конденсация, уметь характеризовать свойства воды, работать с химическим оборудованием, проводить опыты, подтверждающие свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД: проводить наблюдение и эксперимент, давать определения понятиям, строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, отображать в речи содержание совершаемых действий, аргументировать свои ответы.
Регулятивные УУД: Адекватно оценивать правильность выполнения действий, уметь правильно работать с химическим оборудованием, определять цели своего обучения.
Личностные: развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учёбе и предмету.
Цель урока: создать условия для закрепления имеющихся знаний, осознания и осмысления новой информации о воде, её свойствах, мерах по охране и очистке. Провести практическую работу с обучающимися по исследованию свойств воды.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, практическая работа
Необходимое оборудование: ручки, карандаши, тетради, стаканы, мензурки, колбы, пробирки, ложки, полоски белой и цветной бумаги, соль, сахар, песок, молоко, термос, стекло, лёд.
Ход урока:
I.Организационный момент урока
II. Актуализация знаний
1. Перед вами чёрный ящик.
Хотите узнать, что в нём?
А подскажет нам об этом писатель Сент Экзюпери.
СЛАЙД№1
«…Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». О чем речь?
2. Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?
- Учитель открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой.
Посмотрите! И вправду вода!
4. О чем мы будем говорить на уроке? Ответы учеников.
На доске пишется тема урока.
Ребята! Это только вторая половина темы нашего урока, а первую половину вы тоже
должны отгадать. Я вам помогу в этом.
- Скажите, что вы видите у себя на столе? Ответ (оборудование)
- А для чего оно нам? Ответ (для опытов с водой)
- Значит, вы на уроке кем будете? Ответ (лаборант, исследователь, ученый)
- А теперь как звучит первая часть темы урока? Ответ (мы - исследователи)
СЛАЙД№2 Тема урока: «Мы – юные исследователи. Вода и её свойства»
Мы сегодня находимся в лаборатории, где исследуют воду. И вы в ней работаете помощниками лаборанта. Я - главный лаборант (в белом халате). А вы наденьте белые колпачки.
- Прежде чем приступить к практической работе мы вспомним, как должны вести себя в лаборатории (краткий инструктаж по технике безопасности).
- А теперь скажите, что вы знаете о воде? Вода это что?
- Ребята вспоминают материал о воде:
Вкус, Цвет, Запах, Прозрачная, Вещество, Растворяет в себе другие вещества и т.д.
Давайте теперь проверим, правильно ли вы назвали свойства.
III. Работа в парах репродуктивно-исследовательского характера.
Опыт № 1.
- Налейте из бутылочки немного воды и попробуйте её.
- Что можете сказать о вкусе воды? Сладкая? Горькая?
Вывод: вода вкуса не имеет
Второе ваше утверждение гласило, что вода не имеет цвета. Докажем и это.
Опыт № 2
-Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?
-Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод: вода цвета не имеет.
-Скажите, а почему воду рисуют голубой?
-Только в больших слоях (в морях, реках) вода имеет голубоватый цвет.
- Проверим и третье предположение.
Опыт № 3
-Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
-Что можете сказать о запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха не имеет
Опыт № 4
- Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.
- Какой вывод можно сделать? При затруднении вопрос: видно ли ложку в стакане с водой?
Вывод: вода прозрачна
Опыт № 5
- Возьмите в руки стеклянную палочку, по ней капните на стекло две- три капли воды. Затем наклоните стекло. Что произошло с каплей?
- Возьмите стакан с водой и наклоните его нал вторым стаканом. Что происходит с водой?
Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.
Опыт № 6 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ (ученик по желанию выходит к столу)
- Если вода течёт, то её можно переливать из одного сосуда в другой. Согласны?
-На столе стоит стакан с водой.
Ученик:
1. наливает немного воды в колбу
2. немного воды в пробирку
3. немного воды в чашку
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода не имеет формы
Скажите ребята, а Саша всё правильно сделал? Обсуждение.
Идем дальше.
Опыт № 7
У вас на столах три чистые пробирки с веществами. Узнаете их?
1. соль
2. сахар
3. песок
В каждую из этих пробирок добавьте по 2мл воды и осторожно размешайте содержимое пробирок.
- Понаблюдайте, что произошло с солью, сахаром, песком?
Ответ (соль растворилась, сахар тоже)
Вывод: вода – растворитель.
Вода универсальный растворитель. Она растворяет почти все вещества на Земле. Но есть такие вещества, которые в воде не растворяются – это песок.
А какие ещё вещества не растворяются в воде? Ответ (стекло, алюминий, резина и т.д.)
IV. Физминутка.
Очень всем нужна вода. Делай раз и делай два
Звери у ручья напились, влево, вправо наклонились,
Вместе на носочки встали,тучку лапками достали,
Дружно хлопнули в ладоши и решили хором -
За работу нам пора!
- Посмотрите, что я принесла. Термос. Зачем он нужен?
V. Демонстрационные опыты.
Опыт № 8
В термосе я принесла вам воду (открывает, из него идёт пар) Ой, что это? Я же воду наливала, а это что? Ответ (пар)
Как называется это явление? Ответ (испарение)
А можно сказать, что это вода убегает?
А как её остановить? Ответ (поднести стекло, подержать над паром, на стекле образуются капельки воды)
Как называется это явление? Ответ (конденсация)
Значит, пар – это вода? В каком состоянии?
- А теперь посмотрим ещё один опыт - лаборант показывает сжатую ладонь, которую держит над сосудом. Что вы видите? Сквозь пальцы проходит вода.
- Что в ладони? Ответ (лед)
- Можно лёд назвать водой? В каком состоянии?
Вывод:
Вода находится в трёх состояниях- жидком, газообразном, твёрдом. Как она называется в этих состояниях. Ответ (вода, пар, лёд, сосулька, иней и т.д.)
– Итак, работа в лаборатории завершена. Подведём итоги.
У вас на столах есть лист бумаги с таблицей. Надо вам эту таблицу заполнить.
Объект | вкус | цвет | запах | прозрач ность | текучесть | форма | агрегатное состояние | растворитель |
Вода |
Взаимопроверка выполненных работ. Ответ на слайде.
VI. Подведение итогов практической работы.
- Работаем дальше. Посмотрите сюда. Что в этом стакане? (грязная вода)
- От чего загрязняется вода? (от примесей)
- Как человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины, стирает, сливает отходы, переплавляет по воде лес, поит скотину и т. д.)
VII. Презентация «Загрязнения воды в речке Мольтинка» (выступает ученик с презентацией).
Обсуждение увиденного, беседа с детьми.
- Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей речке?
(Учащиеся отвечают, вносят предложения)
VIII. Ученик выходит к доске и знакомит класс с памяткой «Меры по охране речки Мольтинки», разработанной совместно с родителями.
- Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
- По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
- Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и устанавливать их на берегу.
- Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
- Не вылавливать мальков.
- Сажать деревья : около водоемов, дома, школы, вдоль дороги и т. д.
- Проводить просветительскую работу среди школьников, взрослых.
IX. Беседа с учениками по выступлениям.
X. Рефлексия учебной деятельности по слайдам.
1. Кто ответить мне сумеет,
Форму ли вода имеет? (нет)
2. Знает Маша, Витя, Света, что вода всегда... (бесцветна)
3. Бабушка пирог печет,
Запах от него, ой, какой течет,
А когда водичка льется,
В носу запах остается? (нет)
4. Поиграли мы в песке,
Ручки вымыли в реке,
Вдруг ракушку увидали,
Это свойство вы узнали? (вода прозрачна)
5. Соль в стаканчик положили,
И её мы растворили,
Если сахар опустить,
Что мы можем получить? (вода — растворитель)
6. Пластинку ровную возьмём,
И на нее воды нальем,
Затем пластинку наклоним,
И что воочию увидим? (вода текуча)
XI. Домашнее задание.
Прочитать параграф, ответить на вопросы на карточке и найти ключевое слово.
- Как называется начало реки?
- Твёрдая вода
- Жидкая вода
- Река, вытекающая из озера Байкал
- Углубление на местности, по которой течёт вода
- В какую реку несёт свои воды река Ангара?
- На какой реке стоит город Санкт-Петербург?
- Кустарник, растущий по берегам реки Кахи?
- Рыба – обитатель реки Кахи
Ключевое слово- испарение
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Тема урока : Тип Кишечнополостные
Цель урока: изучить внешнее и внутреннее строение кишечнополостных, их классификацию и значение в природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
Уметь узнавать животных с лучевой симметрией;
Знать внешнее и внутреннее строение;
Знать особенности строения клеток;
Усвоить понятие регенерации;
Знать процессы размножения – полового и бесполого
Оборудование: слайдовая презентация, микроскоп, микропрепараты
Ход урока.
I.Орг. момент: приветствие, проверка отсутствующих, создание рабочего настроя
II. Актуализация знаний
- Дать общую характеристику представителей типа Губки.
- Рассказать о строение губок.
- Какова роль губок в природе и жизни человека?
III. Фронтальный опрос по карточкам (5 минут)
IV. Изучение нового материала
1. Общая характеристика типа кишечнополостных:
- лучевая симметрия (беседа с элементами рассказа, с использованием рисунка учебника);
-особенности строения и функций эктодермы и энтодермы (объяснение учителя, заполнение таблицы «Особенности строения кишечнополостных»);
-лучевая симметрия – это особый порядок расположения частей тела животного в форме лучей, выходящих из одной точки (запись в тетради)
V. Фронтальная работа по заполнению таблицы
Таблица: «Особенности строения кишечнополостных животных»
Виды клеток | Отличительные особенности | Функции | |
Эктодерма | |||
Покровно-мускульные | В основании клетки располагается сократительное мускульное волоконце | Защита от повреждений, изменение положения тела, изменение объема всего тела | |
Стрекательные | Имеют чувствительный волосок, стрекательную капсулу с ядром, спирально свернутую стрекательную нить | Защита от хищников | |
Нервные | Звездчатой формы, с отростками, образуют нервную сеть | Передача возбуждения к кожно-мускульным и другим клеткам | |
Промежуточные | Мелкие, округлые | Способны к делению и превращению в другие виды клеток. Учувствуют в процессах регенерации | |
Энтодерма | |||
Эпителиально-мускульные | Крупные, имеют мускульные волоконца, жгутики, образуют ложноножки | Перемещение пищи, внутри клеточное переваривание | |
Железистые | Крупные, бокаловидные | Выделяют пищеварительный сок в кишечную полость |
-регенерация, ее значение в жизни животных (рассказ ученика с показом слайдовой презентации);
-чередование поколений (объяснение учителя).
Физкультминутка
Регенерация – процесс восстановления утраченных органов (запись в тетради)
Способы размножения кишечнополостных
Бесполый Половой
Полип – неподвижная стадия личинки
2. Образ жизни кишечнополостных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Образ жизни кишечнополостных» по вопросам: как связано образование рифов с образом жизни кишечнополостных? Какие особенности строения кишечнополостных обусловили их хищный образ жизни?)
- Систематика типа кишечнополостных: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся со статьями «Класс Гидроидные», «Класс Сцифоидные», «Класс Коралловые полипы» по выяснению вопроса: какие особенности строения и образа жизни явились
основой выделения классов в типе кишечнополостных?) - Значение кишечнополостных. (Беседа; самостоятельная работа учащихся со статьей «Значение кишечнополостных» по заданиям: прочитать текст статьи», используя знания о строении и образе жизни кишечнополостных раскрыть значение кишечнополостных в природе и жизни человека.)
VI. Комментирование оценок
VII. Домашнее задание – прочитать параграф, творческое задание- к кроссворду нужно придумать текст-задание
Кроссворд «Кишечнополостные»
Пример текста-задания:
1. Наружный слой клеток кишечнополостных.
2. Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных.
3. Способность организмов восстанавливать утраченные части тела.
4. …………….
5. …………….
6. .. …………….
7. ………………
8. ……………..
9. ……………..
10. ………………
_ … _ … _ … _ ... _ … _ … _ … _ … _ … _
Урок - хакатон по теме «Фауна Кахинской долины»
Участники: 5-9 классы
Цель урока: организация самостоятельной деятельности учащихся по расширению и дальнейшему развитию знаний об этапах выполнения проекта.
Задачи:
Образовательные –
- Закрепить основные понятия о проекте, этапы работы над проектом.
- Повторить материал по описанию содержания каждого этапа.
- Закрепить уровень сформированности знаний по этапам проекта.
Развивающие –
- Развивать и расширять кругозор обучающихся, активизировать их творческие способности.
- Развивать практические навыки умения работать в паре, осуществлять само- и взаимоконтроль.
- Развивать способности к логическому мышлению, умение анализировать и делать выводы при изучении и выполнении проекта.
Воспитательные –
- Формировать положительное отношение к предмету и интерес к знаниям.
2. Воспитание самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;
Формы работы учащихся: парная, фронтальная
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, проектный
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, инструкционная карта.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты:
- закрепить ход и последовательность выполнения проектной работы, этапы выполнения проекта.
- уметь осуществлять индивидуальный и коллективный анализ выполненных проектов
Метапредметные результаты:
Познавательные - практическое освоение проектно-исследовательской деятельности
Коммуникативные - диалог, проявление инициативы, учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности), публичная защита проекта.
Регулятивные - целеполагание, планирование собственной деятельности, оценка качества выполненной работы.
Личностные – формирование мотивации и самомотивации для изучения программного материала, проявление познавательной активности по предмету, контроль и самоконтроль при коллективной работе.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Организаци- онный момент | Активация учащихся. | Настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, проверка явки учащихся. Психологический настрой учащихся - «Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подмигните и пожелайте удачи». | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Настраиваются деловую обстановку и творческую работу. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Оформление кабинета комнатными растениями, муляжами, чучелами, игрушечными животными для создания атмосферы леса. Звучат голоса леса. | Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности | В период учебного года вы выполняли проекты на разные темы. Проекты были индивидуальные, парные, коллективные, с точки зрения содержания - они были информационные, учебные, социальные. Сегодня на нашем занятии присутствуют педагоги и мы должны показать гостям – как мы умеем выполнять проекты. Вам необходимо показать все свои знания и умения, которые у вас есть. | Участвуют в беседе; формулируют выводы. проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. |
Актуализация знаний. | Вопросы к детям: 1. Что значит ПРОЕКТ? 2. Назовите этапы проекта. 3. Что самое трудное в проекте? 4. Почему? | ||
3. Постановка цели и задач занятия. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Атмосфера комфортная, непринуждённая, рабочая. | Работа над проектом состоит из нескольких этапов, вы их назвали. Это трудная, затратная и ответственная работа. А теперь осмотритесь по сторонам, подумайте, отметьте про себя, что видите вокруг и попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Тема очень обширная, вы должны выбрать из этой темы для себя объект т.е. животное и составить рассказ о нём. Придумать красивое название, обозначить цель, задачи, содержание. Одним словом, создать мини-проект. Работать будете в группах, сами определитесь, кто с кем работает. Должны слушать и слышать друг друга. Итак, начинаем | Дети думают, высказывают своё мнение, обсуждают, анализируют, в итоге формулируют тему занятия. Затем каждая пара выбирает свою узкую тему, определяют цель и задачи. Обсуждают тему с учителем, корректируют, исправляют ошибки и начинают выполнять слайдовую презентацию на компьютере. |
4. Физпауза, экспресс-чай. | Снятие напряжения, расслабление, полилог, физразминка | Чаепитие + осмысление + закрепление | |
5. Переход в кабинет информатики | Для работы на компьютерах, нахождение и исследование материала | В интернете ищите интересующий вас материал, выберите нужное, подумайте, как будете оформлять титульный слайд | Активный поиск информации, выбор и вычленение актуального материала, его компоновка. Бурное обсуждение, изложение и аргументация своей точки зрения |
6.Работа над проектом. | Создание презентации | Давайте определим, сколько слайдов понадобится для ваших проектов? Хорошо, остановимся на 5. В самом начале вы должны правильно оформить первый слайд – титульный. Это лицо вашего проекта. Вы знаете, что здесь указывать (название своего проекта, фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта). Что на 2 слайде будет? Тоже знаем (цель и задачи) На остальных слайдах вы знаете что разместить. Работаем. Ребята, пора заканчивать. | Создают слайдовую презентацию. 1. Поисковый – Выбор темы проекта. Обоснование необходимости создания презентации проекта. Формулирование требований к продукту. Разработка нескольких вариантов продукта и выбор наилучшего. 2. Технологический – Самостоятельный поиск информации в интернете, подбор материалов, фотографий, работа над слайдами. Консультации с педагогом, помощь, сопровождение проектов 3. Заключительный – Окончательный контроль продукта. Анализ того, что получилось. Самоконтроль и самопроверка. |
7. Переход в класс | |||
8. Защита проекта | Выбор докладчика | Публичная защита проекта на 3-4 мин. | Рассказ по теме проекта. Ответы на вопросы. |
9.Рефлексия деятельности | Подвести итог проделанной работы. Выбрать 3 лучших проекта для награждения. | Организует рефлексию учебной деятельности в виде дерева успеха (красный лист – познакомился с проектом, желтый лист – научился выполнять проект, зеленый лист – могу научить выполнять проект) Анализ готовых практических работ; отметить наиболее удачные работы. Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы. Взаимооценка. Награждение. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
___ …. __ …. ___ …. ___ … ___... ___ … ___ … ____.....____.....
План-конспект открытого урока по зоологии в 7 классе
Тема: «Домашние животные и их происхождение»
Цель занятия: изучить историю и место происхождения домашних животных.
Задачи:
- обучающие: способствовать освоению учащимися знаний о центрах происхождения домашних животных;
- развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, сопоставления, диалоговой речи, применять свои знания для создания определённого продукта своей деятельности;
- воспитательные: развивать умение работать в группах, адекватно оценивать результаты своей работы и работы окружающих, проявлять ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, слайдовая презентация, дополнительный материал для команд, карта мира для постера, кластер-схемы, рисунки животных.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
СЛАЙД №1 Игра «Третий лишний» - учащиеся выбирают из предложенного
перечня животных одно лишнее:
А) волк, шакал, собака;
Б) курица, ласточка, ворона;
В) лось, корова, сайгак;
Г) косуля, изюбрь, конь
Д) тигр, кот, пантера;
Учитель: - почему они лишние? (домашние животные)
- почему их называют домашними? (эти животные из поколения в поколение живут рядом с человеком, человек их кормит, за ними ухаживает, без этого ухода они могут даже не выжить)
СЛАЙД №2
Учитель: отсюда тема нашего занятия «Домашние животные и центры их происхождения». Сегодня вы узнаете где, в каких местах земного шара первобытные люди стали приручать диких животных.
СЛАЙД№3
У самых древних людей животных не было. Но постепенно люди стали понимать, что животных лучше держать при себе. Тогда не надо будет охотиться, гоняться за ними, устраивать облавы, рыть глубокие ямы, изготавливать орудия охоты в большом количестве.
На этом слайде вы видите первобытное племя людей каменного века с прирученным щенком волка. Именно волк самым первым сумел преодолеть страх перед людьми и стать его надёжным помощником.
Учёные установили 2 центра происхождения собаки – это Индия и Малая Азия.
СЛАЙД№4
Индийский волк является прародителем большинства пород собак: легавых, гончих, борзых, терьеров, болонок, шпицев, пуделей и т.д. Наш северный волк – прародитель овчарок и лаек.
После волка человек сумел одомашнить ещё несколько десятков животных. СЛАЙД№5
Слово одомашнивание по научному называется доместикация. Это длительный процесс изменения диких животных, которых изолируют и держат отдельно от их диких предков и подвергают искусственному отбору.
Учитель: дальше у нас выступает Милена Щербакова. Она подготовила проект с презентацией о животных, которых одомашнили после собаки.
Презентация Щербаковой.
Учитель: Каждый народ приручал тех животных, которые были полезны им. Н/п: северные народы приручили оленей, народы, живущие в пустыне, приручили верблюдов, в горных странах – ослов и т.д.
Сейчас послушаем Диану Махурову, она расскажет о домашних животных, которые разводят буряты. Её проект называется «Табан эрдэни» – «Пять драгоценностей бурята»
Физкультминутка
Презентация Махуровой.
Учитель: на стене висит карта мира. На столе лежат рисунки домашних животных. На обратной стороне рисунка написан район происхождения животного. Вам нужно на карте найти это место и прикрепить туда рисунок. Выходим к карте по одному.
- Верблюд –Юго- Западная Азия
- Свинья – Восточная Азия
- Морская свинка – Южная Америка
- Осёл – Африка
- Крупный рогатый скот – Юго-Западная Азия
- Лошадь – Европа (Греция)
- Гусь – Европа (Италия)
- Индейка - Мексика
- Медоносная пчела – Восточная Азия
- Олень – Северная Азия
- Собака - Африка
СЛАЙД №6
Учитель: То,что вы сделали, называется постер. Отсюда видно, что приручение и одомашнивание животных происходило на разных континентах. Учение о мировых центрах происхождения домашних животных разработал академик Николай Иванович Вавилов (1887— 1943). Согласно его учения выделяют 6 основных центров одомашнивания животных:
СЛАЙД №7
- Китайско – малайский (территории Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Таиланда, Китая). Здесь были одомашнены свинья, курица, утка, тутовый шелкопряд, золотая рыбка, медоносная пчела.
СЛАЙД №8
- Индийский центр (Индия, Пакистан, Бирма, Непал). Отсюда произошли зебу, гаял, буйвол, павлин, медоносная пчела.
СЛАЙД№9
- Юго – западноазиатский (Турция, Сирия, Иран, Ирак, Кавказ, Афганистан). Этот центр дал всему миру овцу, козу, верблюда, голубя, крупный рогатый скот и лошадь восточного типа.
СЛАЙД№10
- Средиземноморский (Испания, Франция, Болгария, Греция, Албания, Египет, Италия). Благодаря этому центру появились гусь, газель, антилопа, кролик, лошадь западного типа, свинья.
СЛАЙД№ 11
- Андийский центр (Анды, Южная Америка, Эквадор, Перу, Боливия). Отсюда произошли и распространились по всему миру индейка, мускусная утка, лама, альпака, морская свинка.
СЛАЙД№12
- Африканский центр (Северо-Восточная Африка). Материк Африка богата дикими формами животных, но одомашнены только 6 видов: страус, кошка, цесарка, осёл, собака и свинья
Работа в парах по формирование новых умений в виде заполнения кластеров.
Учитель: Каждая пара учащихся получает конверт с загадкой об одном из видов
домашних животных. Внутри конверта находится схема кластера.
Каждая пара должна заполнить кластер по предложенному образцу и по
своей индивидуальной теме.
1-я пара: «Лошадь»
2-я пара: «Верблюд»
3-я пара: «Овцы»
4-я пара: «Крупнорогатый скот»
5-ая пара: «Медоносная пчела»
Защита парами своих кластеров.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: создать проект по своему кластеру.
Рефлексия: на двери висит дерево, вам нужно повесить на него листья. Если
занятие понравилось, повесьте зелёные листочки, если нет – жёлтые
Заключение
Успех урока во многом зависит от подготовки, которая начинается с целеполагания и включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составление плана-конспекта. Чтобы план был успешно реализован, учитель должен хорошо владеть учебным материалом, уметь увлечь ребёнка, привить устойчивый интерес к изучению предмета.
Библиографический материал
- Чернов И.П. и другие, Основы экологии, Просвещение М., 2001
- Мамедов А.Б. и другие, Экология, Просвещение, М., 2004
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Гидрология и гидробиология, г. Новосибирск, 2002 г.
- Подземные воды - наше богатство Н.И. Плотников, 1990 г.
- Вода под землей И.Г. Киссин, 1976 г.
- Большой справочник по биологии
- Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004г.
- Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников, Волгоград, изд-во «Учитель»,2013г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, изд-во «Просвещение»,2014г.
- Учебники биологии 5-9 классов
- Интернет-сайты, Интернет ресурсы:
- Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru
- Сайт https://resh.edu.ru/
- Открытый банк заданий https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....