Методическая копилка
учебно-методический материал по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Индивидуальные образовательные программы разработаны на основе краеведческого материала для обучающихся старших классов и имеют профильную направленность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педагогического совета Директор ГБУ ДО «Центр дополнительного
№ 1 от « » сентября 2019 г. образования детей»
_______________ Л.Э.Жербакова
« » сентября 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Этноэкология Кахинской долины»
Возраст обучающихся 14 - 16 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Биртанова Лилия Ильинична
педагог дополнительного образования
п. Усть-Ордынский
2019г.
Пояснительная записка.
Индивидуальные образовательные маршруты составлены для обучающихся, которые успешно закончили обучение по 6-летней дополнительной программе и изъявили желание продолжить обучение до окончания основного общего образования. Программа направлена на дальнейшее развитие у обучающихся экологических знаний и понятий, совершенствование практических навыков экологического мониторинга, углубленное знакомство с природой родного края через изучение конкретных объектов природы Кахинской долины, будь это река Каха, тайга или лекарственные растения, произрастающие в данной местности.
Программа имеет естественнонаучную направленность, педагогически целесообразна и предназначена для расширения кругозора школьников по краеведению.
Актуальность программы определяется интересом и потребностью обучающихся к углублению и расширению знаний о природе родного края, этнографии.
Новизна программы:
- она направлена на углубление теоретических знаний через изучение конкретного объекта природы, на развитие исследовательских потребностей учащихся.
- программа направлена на изучение процессов взаимодействия этноса с окружающей природной средой, чему мало уделено внимания в основных образовательных программах начального и основного общего образования.
- программа приобщает учащихся к исследовательской работе. Обогащение учебной деятельности учащихся элементами исследовательской работы знакомит их с этапами научного мышления, предполагает поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности.
- Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что для жизни в современном обществе важным является формирование исследовательских навыков учащихся, проявляющихся в определенных умственных навыках. Полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки проектов.
Программа органично дополняет, значительно расширяет знания, имеет продуктивный характер, связана с реализацией познавательных потребностей детей и ориентирована на личный самостоятельный поиск. В связи с этим основным методом обучения является деятельностный, личностно-ориентированный метод.
В программу включены шесть индивидуальных образовательных маршрутов для удовлетворения индивидуальных запросов, интересов, склонностей и потребностей детей и их родителей.
Индивидуальный образовательный маршрут «Лекарственные растения Кахинской долины» составлен для ученицы 9 класса МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.» Филатовой Елены, которая после окончания 9 классов собирается продолжить образование в медицинском колледже и стать фармацевтом. Программа курса позволит ей иметь чёткое представление о будущей профессии, подготовить её к познанию некоторых правил и требований к выращиванию, использованию и хранению лекарственных растений, ведь данный специалист должен знать о них все: их химический состав, способы и правила применения, противопоказания и т.д.
Индивидуальный образовательный маршрут «Кахинская долина: прошлое, настоящее, будущее» отвечает потребностям и желаниям Батудаевой Наталии. Наталия растёт в большой, дружной семье, где совместно проживают три поколения. Наташа с детства от бабушки и дедушки знает многое о традициях, обычаях народа, с большим желанием участвует в конкурсах этнографической направленности (Моё село, Земля предков, Шагай наадан, На Великом чайном пути и т.д.). Работа на маршруте позволит ей значительно расширить свой кругозор и возможности реализации своих интеллектуальных, творческих способностей.
По образовательному маршруту «Изучение бассейна реки Каха» обучается ученик 9 класса Николаев Антон, интересующийся биологией и химией, так как будущая профессия Антона имеет естественнонаучную направленность. Этот курс станет органичным дополнением выше названных предметных областей.
ИОМ « Конь в культуре бурят» направлен на развитие потенциала одарённого ребёнка Дабалаева Жени. Женя всесторонне развит: учится на отлично, занимается спортом, хорошо играет в волейбол, ездит на коне. Его ближайшая цель – поступить в военное училище. Он считает, что данный маршрут будет сопровождать его профессиональное развитие.
Богданов Владимир и Пиханова Ирина – одарённые, мотивированные дети, успешно закончившие обучение по 6-летней программе и изъявившие желание продолжить обучение в объединении. ИОМы для них – это увлекательное, познавательное, интереснейшее путешествие в мир природы родного края.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 34 недели
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Цель программы: формирование экологической культуры через создание условий, способствующих общекультурному, познавательному и личностному развитию школьника.
Задачи программы:
Обучающие:
-формировать знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
- способствовать формированию культуры отношений между человеком и природной средой жизни;
- формировать интерес к научной и исследовательской деятельности;
способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний в ходе проведения исследования;
- знакомить с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
- планировать и организовать исследовательскую, опытническую, практическую деятельность;
- научиться представлять результаты своей деятельности;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к природе родного края;
- способствовать развитию личностных качеств (духовно-нравственных, эстетических и эмоциональных) посредством включения в активную исследовательскую деятельность;
- развивать логическое мышление, математическую интуицию и исследовательские умения;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения.
- способствовать развитию любви и уважения к традициям и истории своего народа.
Воспитывающие:
- формировать культуру бережного и позитивного отношения к родной природе и к своему здоровью;
- воспитание активной жизненной позиции;
- формировать потребность к целенаправленному самообразованию;
- формировать навыки презентации результатов собственной деятельности.
Объём программы: всего 204 часа, 1 год обучения.
«Лекарственные растения Кахинской долины» (Филатова Елена)
Содержание
Тема 1. Введение. История использования лекарственных растений (2ч.)
История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные. Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья.
Практические работы: работа с гербарными экземплярами лекарственных растений
Экскурсия: на пришкольный участок, знакомство с лекарственными растениями.
Тема 2. Дикорастущие лекарственные растения (8ч.)
Лекарственные растения нашей долины. Лекарственные растения леса: береза, дуб, черемуха, ландыш майский, медуница, кипрей и т.д..
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, мать – и мачеха, череда, душица обыкновенная, шалфей, чабрец.
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец птичий, подорожник большой, лопух, пастушья сумка и др.
Практические работы: экскурсия по деревне, вдоль дороги, для выявления лекарственных растений, их сбор и сушка, выявление характерных признаков, составление кратких характеристик растений. Экскурсия в аптеку.
Тема 3. Культурные лекарственные растения (10ч.)
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства. Овощные культуры - морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, чеснок, укроп, репа.
Плодовые культуры - черная смородина, шиповник, малина, облепиха, крыжовник.
Полевые культуры - овес, кукуруза, ячмень.
Цветочно – декоративные растения - алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ, календула, пион и другие, которые произрастают на школьном опытном участке.
Посев и посадка лекарственных растений, правила ухода за сеянцами.
Практическая работа:
Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свеклы; приготовление сока редьки с медом – средство от кашля.
Тема 4. Сбор, хранение, использование лекарственного сырья (6ч.)
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений: время сбора (утро 8 – 10 часов), место сбора: кроме угодий, прилегающих к автомагистралям, фермам, свалкам. Выборочный сбор: часть растения, оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры. Правила сушки, условия и сроки хранения сырья.
Практические работы:
Изучение состав 2-3 сборов. Правила приготовления настоев, коктейлей и отваров. Приготовление одного – двух настоев, коктейлей и отвара лекарственных трав; работа по изучению состава растительного грудного сбора (промышленная упаковка), работа со справочной литературой.
Тема 5. Правила хранения лекарственных препаратов (3ч.)
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома.
Практическая работа: определение сроков годности лекарственного сырья на промышленных упаковках. Оформление фотоальбома лекарственных растений
Подготовка фотоальбома лекарственных растений, выполнение проекта, составление компьютерной презентации, защита проектов.
Мониторинги – 3часа
Выполнение проекта и создание презентации -2часа
Планируемые результаты:
Должен знать:
- историю использования лекарственных растений;
- группы и биологические формы лекарственных растений;
- части растений, содержащие биологически активные вещества;
- виды дикорастущих и культурных лекарственных растений различных экологических групп
.Уметь:
- использовать словари, справочники и другие источники информации по лекарственным растениям;
- различать виды лекарственных растений различных экосистем, культурные лекарственные растения;
- изготавливать свежий сок из капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки с мёдом.
Учебный план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. | Введение | 2 | |||
Раздел 2. | Дикорастущие лекарственные растения | 10 | 5 | 5 | |
Раздел 3 | Культурные лекарственные растения | 8 | 5 | 3 | |
Раздел 4 | Сбор, хранение, использование лекарственного сырья | 8 | 6 | 2 | |
Раздел 5 | Правила хранения лекарственных препаратов | 3 | 2 | 1 | |
Раздел 6 | Мониторинги | 3 | 0 | 3 | проект с презентацией, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. |
Календарный учебный график
Раздел месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел1 | 2 | ||||||||
Раздел2 | 4 | 4 | 2 | ||||||
Раздел3 | 2 | 4 | 2 | ||||||
Раздел4 | 2 | 4 | 2 | ||||||
Раздел5 | 3 | 3 |
Оценочные материалы: Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», а также в системе педагогических наблюдений.
Методические материалы: литература по лекарственным растениям, атлас лекарственных растений, разработки занятий, образцы лекарственных препаратов, рекомендации по проведению практических работ, тесты.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;
- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;
- практический - выполнение работ по инструкционным картам и рецептам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;
- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;
- проектный – выполнение и защита проекта
- стимулирования и мотивации - создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.
Формы занятий: теоретические занятия, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу с целью изучения лекарственных растений своей местности, работа на пришкольном участке, знакомство с определителями, правилами гербаризации, защита проекта.
Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможность использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа.
Календарный учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Дата |
Раздел 1 | Введение. История использования лекарственных растений | 2 | ||
1 | Введение | 1 | ||
2 | История использования лекарственных растений | 1 | ||
Раздел2 | Дикорастущие лекарственные растения | 5 | 5 | |
3 | Изучение литературы по лекарственным растениям | 1 | ||
4 | Группы лекарственных растений | 1 | ||
5 | Формы лекарственных растений | 1 | ||
6 | Работа с гербарным материалом | 1 | ||
7-9 | Экскурсия в аптеку | 3 | ||
10 | Лекарственные растения леса | 1 | ||
11 | Лекарственные растения луга | 1 | ||
12 | Рудеральные растения | 1 | ||
Раздел 3 | Культурные лекарственные растения | 5 | 3 | |
13 | Культурные растения, имеющие лекарственные свойства | 1 | ||
14 | Овощные лекарственные культуры | 1 | ||
15 | Полевые лекарственные культуры | 1 | ||
16 | Цветочно-декоративные культуры | 1 | ||
17 | Плодовые культуры | 1 | ||
18 | Практическая работа по приготовлению отваров, соков | 1 | ||
19 | Практическая работа по приготовлению настоев лекарственных растений | 1 | ||
20 | Сбор растений для гербарий | 1 | ||
Раздел 4 | Сбор, хранение, использование лекарственного сырья | 6 | 2 | |
21 | Сроки сбор лекарственного сырья | 1 | ||
22 | Правила сбора растений | 1 | ||
23 | Выборочный сбор | 1 | ||
24 | Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры | 1 | ||
25 | Правила сушки | 1 | ||
26 | Условия и сроки хранения сырья | 1 | ||
27-28 | Выполнение проекта и работа над презентацией | 2 | ||
Раздел 5 | Правила хранения лекарственных препаратов | 2 | 1 | |
29 | Готовность сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения. | 1 | ||
30 | Хранение лекарственных препаратов | 1 | ||
31 | Оформление фотоальбома лекарственных растений | 1 | ||
32-34 | Мониторинги | 3 | ||
ИТОГО | 34 занятий |
Литература для педагога и детей
- Лекарственные растения и использование их во внеклассной работе, Иркутск, 1974г. и
- Новая школьная энциклопедия 1-8томов – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Лившиц И.А. Здоровье рядом, Иркутск, 1992г.
- Атлас по лекарственным растениям
- Большой справочник по биологии
- Интернет-сайты, Интернет ресурсы:
- Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru,
- Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
«Кахинская долина: прошлое, настоящее, будущее» (Батудаева Наталия)
Содержание
1. Вводное занятие (1ч.)
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в творческом объединении, выполнении практических заданий. Понятия улус, природа, среда обитания, человек в природной среде.
2. Кто я и с кем я (3ч.)
Мое окружение. Мой дом. Моя семья. Класс. Наша школа. Моя деревня и её жители. Названия некоторых местностей Кахинской долины (Шанаа, Хаал, Огсогор,Сагаан тала, Халааhан, Хоригто, падь Мольта, УтаУула)
3. Коренное население долины. Пришлое население. (3ч)
Коренное население Прибайкалья и долины. Его быт. Культура. Промыслы. Географические названия местности. Русское население Сибири. Татары в Сибири. Единство и взаимосвязь населения через национальные праздники: Сур-Харбан, Масленица, Сабантуй, Сагаалган .
4. Роль природы в жизни бурят. Этноэкологические традиции. (3ч.)
Роль воды, земли, воздуха, почвы в жизни бурят. Роль растений и животных. Лошадь в традиционной культуре. Пять видов скота у бурят. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях.
5. Взаимоотношения с окружающей средой. Зависимость человека от природы. (2ч.)
Экологические знания как основа взаимодействия человека с природой. Законы природы. Законы человеческого общества. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление. Природная среда – фактор здоровья. Факторы, воздействующие на здоровье (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы, атмосферное давление). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний.
6. Культ природы в традициях бурят. (3ч.)
Гармония в природе и жизни людей. Деревья в бурятских обрядах и верованиях как объекты культового и мифологического почитания. Лиственница, сосна, ель, кедр, береза, ива, осина в жизни бурят. Деревянные изделия и мебель. Берестяная посуда. Культ деревьев. Культ земли. Культ огня. Культ воды. Онгоны (талисманы), бурханы (боги), эжины (хозяева) отдельных местностей. Заповедные леса и рощи. Деревянные игрушки и деревянная скульптура малых форм.
7. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. (2ч.)
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Техногенные воздействия на окружающую среду (пожары, оползни, вырубка лесов и т.д.). Уплотнение почвы при вспашке земель и пастьбе скота. Сокращение ареала распространения растений и животных как следствие увеличения рекреационной нагрузки на окружающую среду.
8.Природные богатства Кахинской долины.(2ч.)
Моя малая Родина. Возникновение и развитие населенных пунктов в долине. Чем богата Кахинская долина?
9.Почвы Кахинской долины. (2ч.)
Определение, компонентный состав почв. Минеральная основа почв. Почвенный покров. Практическая работа по определению кислотности почв с различных участков.
10.Воды долины. (3ч.)
Поверхностные текущие воды. Речные потоки. Бассейн реки Кахи. Подземные воды и их виды. Минеральные воды. Практическая работа по определению физических свойств воды. Трудовой десант по очистке речки «Мольтинка», родников. Участие в тематической НПК.
12.Экологическая культура населения Кахинской долины (6ч.)
Литература для педагога и детей
- Л.М. Дамешек, « История Усть-Ордынского округа», М.: «Прогресс», 1995г
- А.П. Окладников, «Очерки из истории западных бурят-монголов», г. Улан-Удэ, 2014г. электронный учебник
- М.Н. Хангалов, Собрание сочинений 1,2,3 тома издательство ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ, 2004г.
- Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004г.
- В.М.Мантыков, Т.Е.Санжиева и др. Происхождение и расселение западных бурят, Улан-Удэ, 2010г.
- Гомбоев С.Ж. Под вечно синим небом, У-Удэ, 2002г.
- Б.Д.Базаров Человек во времени и в пространстве, У-Удэ, 2009г.
- Т.М. Михайлов История Бурятии в вопросах и ответах,У-Удэ,1990г.
- Т.М. Михайлов Войлочная и деревянная юрты бурят,У-Удэ,1990г
Интернет ресурсы:
- 1. Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет – сайт http//www/floranimal/ru
- 2. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
«Изучение бассейна реки Каха» (Николаев Антон)
Содержание
Введение. Взаимодействие человека и природы (4ч)
Роль природы в жизни бурят. Взаимоотношения с окружающей средой. Зависимость человека от природы. Культ воды в традициях бурят. Священные водные объекты.
Бассейн реки Кахи (26ч)
Карта Осинского района. Водные объекты долины - бассейн реки Кахи. Подземные воды. Физико-географические, картографические и гидрологические исследования водных объектов. Практические работы по определению физико-химических свойств воды из разных источников. Дебет родника «Зээ булаг» и «Шанаа» Водоем как экосистема. Родники. Антропогенное влияние на водоемы. Охрана водных ресурсов.
Мониторинги (3ч)
Итоговое занятие (1ч) Значение воды в природе, в жизни растений, животных и человека.
Планируемые результаты:
Должен знать:
определение бассейна и его компоненты;
бурятские названия водных объектов;
физические и химические свойства воды;
способы очистки воды от загрязнений;
меры по охране водных объектов.
.Уметь:
практически определять свойства воды;
характеризовать водный объект как экосистему;
проводить гидрологические исследования на воде;
очищать воду от загрязнений;
вести себя рядом с водой, на воде и в воде;
Учебный план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. | Введение. Взаимодействие человека и природы | 4 | 4 | 0 | |
Раздел 2. | Бассейн реки Кахи | 26 | 16 | ||
Раздел 3 | Мониторинги и итоговое занятие | 4 | 1 | 3 | Проект, участие в мероприятиях |
Календарный учебный график
Раздел месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел1 | 2 | ||||||||
Раздел2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | ||
Раздел3 | 1 | 3 |
Оценочные материалы: Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», а также в системе педагогических наблюдений.
Методические материалы: литература по воде, разработки занятий, игры, конкурсов, , инструкции по проведению практических работ, тесты.
Методы обучения:
- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;
- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;
- практический - выполнение работ по инструкционным картам.
- объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;
- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;
- проектный – выполнение и защита проекта
- стимулирования и мотивации - создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.
Формы занятий: теоретические занятия, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу с целью изучения водоёмов своей местности,защита проекта, защита проекта на НПК.
Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможности использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа. Часть занятий проводится на водоёмах.
Календарный учебно-тематический план
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Введение. Взаимодействие человека и природы | 3 | 1 | ||
1 | Роль природы в жизни человека. Зависимость человека от природы. Факторы природы, влияющие на организм человека. | 1 | |||
2 | Влияние человека на природу. | 1 | |||
3 | Изучение изменений в местности «Шанаа» после выпрямления русла реки Каха. | 1 | |||
4 | Охрана водных объектов | 1 | |||
2 | Бассейн реки Каха | 13 | 13 | ||
5 | Изучение карты Осинского района. Водоемы на карте | 1 | |||
6 | Вода в природе. | 1 | |||
7 | Физические и химические свойства воды | 1 | |||
8 | Поверхностные текущие воды и речные потоки | 1 | |||
9 | Гидрологические работы на реке. Исследование реки и ее бассейна. Составление плана реки и протокола обследования ее | 1 | |||
10 | Определение физических свойств воды, взятой из реки Кахи | 1 | |||
11 | Определение химических свойств воды, взятой из реки Кахи | 1 | |||
12 | Подземные воды. Их виды. Минеральные воды | 1 | |||
13 | Выходы подземных вод Кахинской долины | 1 | |||
14 | Нахождение и учет естественных выходов подземных вод в долине. | 1 | |||
15 | Определение физических свойств воды из родника «Зээ булаг». | 1 | |||
16 | Определение химических свойств воды из родника «Зээ булаг». | 1 | |||
17 | Определение физических свойств воды из родника «Шанаа». | 1 | |||
18 | Определение химических свойств воды из родника «Шанаа». | 1 | |||
19 | Сравнительный анализ свойств воды из разных источников. Составление сводной таблицы по результатам работ. | 1 | |||
20-21 | Экскурсия на родник | 2 | |||
22-23 | Выполнение проекта и работа над презентацией | 2 | |||
24 | Влияние антропогенного фактора на состояние водных объектов | 1 | |||
25 | Река - как экосистема. | 1 | |||
26 | Озеро – как экосистема | 1 | |||
27 | Океан – как экосистема | 1 | |||
28 | Вода – как среда обитания | 1 | |||
29 | Колодцы и скважины | 1 | |||
30 | Аномалии воды | 1 | |||
31-33 | Мониторинги | 3 | |||
34 | Итоговое занятие. Значение воды в природе и в жизни человека. | 1 | |||
ИТОГО: 34 занятия |
Литература для педагога
Журнал «Химия в школе»
№5 1995 г.
№3 2004 г.
№4 2004 г.
Журнал «География и экология в школе»
№ 3 2012 г.
№ 4 2012 г.
Интернет ресурсы:
Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru,
Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
Детей
Энциклопедические словари
юного химика
юного географа
юного биолога
Пособие «Гидрология и гидробиология», г. Новосибирск, 2002 г.
Атлас-определитель беспозвоночных животных
Н.И. Плотников «Подземные воды - наше богатство», 1990 г.
И.Г. Киссин «Вода под землей», 1976 г.
Большой справочник по биологии
«Конь в культуре бурят» (Дабалаев Евгений)
Содержание
Тема 1. Введение. Конь в истории человечества (6ч.)
История цивилизации и конь. Проявление культа коня в материальной культуре бурят, монголов и других народов. Проявление культа коня в духовной культуре бурят, монголов. Жертвенный конь. Изучение обряда с жертвоприношением коня у бурят. Знакомство с профессиями, связанными с конем. |
Тема 2. Образ лошади (15ч.)
Знакомство с различными образами лошади. Конь в разных ипостасях: друг, кормилица, помощник, воин, спортсмен и т.д.
Тема 3. Конская сбруя (4ч)
Узда. Виды узды. Седло. Хомут. Как оседлать коня? Как запрячь коня? (Виртуальные практические занятия или визуальное наблюдение) Украшения конской сбруи из серебра и золота. Работы белых кузнецов. Попоны. |
Тема 4. Ритуалы, связанные с конём (9ч.)
Старинный обряд «адаhа дэлhэлхэ». Значение конских волос. Волосяные изделия. Плетение волосяных веревок, волосяных жгутов, волосяных ковров – таар. Их значение в жизни бурят. Коновязи – сэргэ. Изучение старинного обряда «Сэргэ бодхохо». Полевой сбор материала. Знакомство с мастями коня. Изготовление буклета «Масти коня». Кнуты. Плетение кнутов. 5. Мониторинги и итоговое занятие (4ч.) Планируемые результаты: Должен знать:
Уметь:
|
Учебный план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма аттаестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. | Введение. Конь в истории человечества | 6 | 6 | 0 | |
Раздел 2. | Образ лошади | 15 | 13 | 2 | |
Раздел 3 | Конская сбруя | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 4 | Ритуалы, связанные с конем | 9 | 4 | 5 | |
Раздел 5 | Мониторинги и итоговое занятие | 4 | 1 | 4 | Проект, участие в конкурсах, презентация |
Итого | 34 | 25 | 9 |
Календарный учебный график
Раздел месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел1 | 4 | 2 | |||||||
Раздел2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | ||||
Раздел3 | 2 | 2 | |||||||
Раздел4 | 2 | 4 | 3 |
Оценка знаний и умений учащегося. Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», а также в системе педагогических наблюдений.
Методические материалы
Программа обеспечена следующими видами продукции:
- слайдовые презентации по темам занятий;
- электронные материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проектный.
Формы обучения и виды занятий: индивидуальные традиционные, практические занятия.
Календарный учебно-тематический план
№ раз- дела | да та | № за нятия | Тема | Теория | Практика | Дата | ||
1 | Введение. Конь в истории человечества | 6 | 0 | |||||
1 | История цивилизации и конь | 1 | ||||||
2 | Проявление культа коня в материальной культуре бурят, монголов. | 1 | ||||||
3 | Проявление культа коня в духовной культуре бурят, монголов. | 1 | ||||||
4 | Жертвенный конь. | 1 | ||||||
5 | Изучение обряда с жертвоприношением коня | 1 | ||||||
6 | Профессии, связанные с конем | 1 | ||||||
2 | Образ лошади | 13 | 2 | |||||
7 | Образ коня в бурятском фольклоре | 1 | ||||||
8 | Образ коня в литературе | 1 | ||||||
9 | Образ коня в изобразительном искусстве | 1 | ||||||
10 | Образ коня в декоративно-прикладном искусстве | 1 | ||||||
11 | Рисуем коня или идем на фотосессию | 1 | ||||||
12 | Тема лошади в музыкально-песенном жанре монголоязычных народов. | 1 | ||||||
13 | Тема лошади в музыкально-песенном жанре монголоязычных народов. | 1 | ||||||
14 | Конь - помощник, кормилица, лучший друг | 1 | ||||||
15 | Конь – воин и спортсмен | 1 | ||||||
16 | Роль коня в облавной охоте бурят, в охоте агнуури | 1 | ||||||
17 | Конь - путешественник | 1 | ||||||
18 | Конь – участник всех народных празднеств | 1 | ||||||
19 | Конь – артист кино и цирка | 1 | ||||||
20 | Знаменитые кони знаменитых людей. | 1 | ||||||
21 | Масти лошадей | 1 | ||||||
3 | Конская сбруя | 2 | 2 | |||||
22 | Узда, седло, хомут | 1 | ||||||
23 | Умение оседлать коня. Визуальное наблюдение | 1 | ||||||
24 | Умение запрячь коня. Визуальное наблюдение | 1 | ||||||
25 | Украшения конской сбруи | 1 | ||||||
4 | Ритуалы, связанные с конём | 4 | 5 | |||||
26 | Старинный обряд «адаhа дэлhэлхэ» | 1 | ||||||
27 | Значение конских волос. Изделия из конского волоса | 1 | ||||||
28 | Плетение кнута в 4 полосы | 1 | ||||||
29 | Коновязи – сэргэ. | 1 | ||||||
30 | Изучение старинного обряда «Сэргэ бодхохо». Полевой сбор материала. | 1 | ||||||
31 | Изготовление буклета «Масти коня» Итоговый информационный проект | 1 | ||||||
32 | Создание презентации на основе буклета | 1 | ||||||
33 | Защита презентации | 1 | ||||||
34 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: 34 часа
Литература для педагога и детей
1.Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004г.
2.В.М.Мантыков, Т.Е.Санжиева и др. Происхождение и расселение западных бурят, Улан-Удэ, 2010г.
3. И.В.Варламов Шоно Батор, У-Удэ,2003г.
4.Л.И.Буяхаева Язык эпоса Гэсэр,Иркутск, 2006г.
5.Б.Д.Базаров Человек во времени и в пространстве, У-Удэ, 2009г.
6.Т.М. Михайлов История Бурятии в вопросах и ответах, У-Удэ,1990г.
7.Интернет – сайты.
«Путешествие в мир родной природы» (Богданов Владимир)
Содержание
Введение (2 ч).
Природа родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу. Изменения в природе (в том числе 1 экскурсия «Сезонные изменения в природе»— 1 ч).
Тема 1. Цветок и солнце (4 ч).
Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. Растения лекарственные и ядовитые. Грибы съедобные и ядовитые. Красная книга родного края (округа).
Тема 2. Соседи по планете (4 ч).
Роль животных в природе и жизни человека. Многообразие животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. Как человек может помочь животным. Красная книга родного края – животные.
Практическая работа: подкормка зимующих птиц.
Тема 3. «Дружит пчелка и цветок, дружат лист и мотылек...» (5 ч).
Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед. Кто где живет. Учимся наблюдать взаимосвязи в природе (в том числе экскурсия — 1 ч).
Игра «Птичья столовая», игра «Кто кого ест» (пищевая цепь),
Т е м а 4. Лес и его обитатели (4 ч).
Лес - сообщество разных организмов. Этажи леса. Виды лесов: хвойный лес - тайга, смешанный лес, березняк, осинник, сосняк, листвяга, кедрач, пихтач. Обитатели лесов. Влажный тропический лес. Охрана лесов.
Т е м а 5. В гостях у Царевны-лягушки (2 ч).
Река и пруд — общежитие самых разных организмов, Водные растения: большие и маленькие. Околоводные насекомые, Жители толщи воды (в том числе 1 ч экскурсии, возможно – виртуальная на озеро Байкал).
Т е м а 6. Мы - исследователи родной природы (8 ч).
Правила проведения исследований в природе. Овладение исследовательскими умениями. Этапы освоения исследовательских умений. Экологическая тропа и её пикеты.
Те м а 7. Путешествия по родному краю (4 ч).
Экскурсия по родному краю: лес, луг, речка. Экологический субботник. Выполнение исследовательских работ, создание проекта и презентации, их защита.
Заключение (1 ч).
Подведение итогов деятельности по программе.
Планируемые результаты:
Должен знать:
- свойства живой и неживой природы;
- соседей: растения, животные, грибы, простейшие;
- как проводить исследование и как выполнить проект;
- экосистемы окружающей природной среды;
Уметь:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
- реализовывать цели и задачи элементов исследовательской деятельности;
- оперировать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Учебный план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. | Введение | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2. | Цветок и солнце | 4 | 4 | 0 | |
Раздел 3 | Соседи по планете | 4 | 3 | 1 | |
Раздел 4 | Дружит пчелка и цветок, дружат лист и мотылек... | 5 | 2 | 3 | |
Раздел 5 | Лес и его обитатели | 4 | 4 | 0 | Проект, презентация, участие в конкурсах |
Раздел 6 | В гостях у Царевны-лягушки | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 7 | Мы - исследователи родной природы | 8 | 6 | 2 | |
Раздел 8 | Путешествуем по родному краю | 4 | 0 | 4 | Защита презентации |
Раздел 9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | |
Итого | 34 | 22 | 12 |
Календарный учебный график
Раздел месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел1 | 2 | ||||||||
Раздел2 | 4 | ||||||||
Раздел3 | 4 | ||||||||
Раздел4 | 4 | 1 | |||||||
Раздел5 | 3 | 1 | |||||||
Раздел6 | 2 | ||||||||
Раздел7 | 1 | 5 | 2 | ||||||
Раздел8 | 2 | 2 | |||||||
Раздел9 | 1 |
Оценочные материалы.
При реализации программы дополнительного образовании «Путешествие в мир родной природы» проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися: стартовый, промежуточный, итоговый.
Стартовый контроль представлен тестированием. Промежуточный и итоговый контроль проводятся в виде защиты проектной работы на НПК, конкурсе школьного, муниципального, регионального и федерального уровней. Также учитываются результаты участия в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус».
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту являются:
- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- Знание основных этапов организации исследовательской деятельности.
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
- Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Знание некоторых экологических проблем села, района, области, а также форм и методов охраны окружающей среды.
- Умение готовить выступления о результатах наблюдений и исследований на экологических мероприятиях, конференциях.
Методические материалы: в наличии имеются следующие виды продукции:
- слайды по темам занятий;
- разработанная викторина;
- таблицы;
- электронные материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проектный.
Формы обучения и виды занятий: индивидуальные традиционные, практические занятия, экскурсии.
Календарный учебно-тематический план
№ раз дела | да та | № за нятия | Тема | Теория | Практика | Дата | |
1 | Введение. | 1 | 1 | ||||
1 | Природа родного края: живая и неживая природа | 1 | |||||
2 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» | 1 | |||||
2 | Цветок и солнце | 4 | 0 | ||||
3 | Многообразие растений и их жизненные формы | 1 | |||||
4 | Лекарственные и ядовитые растения | 1 | |||||
5 | Грибы нашего края. Съедобные и ядовитые грибы | 1 | |||||
6 | Красная книга родного края. Растения | 1 | |||||
3 | Соседи по планете | 3 | 1 | ||||
7 | Многообразие животных. Их роль | 1 | |||||
8 | Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп | 1 | |||||
9 | Как человек может помочь животным. Подкормка птиц | 1 | |||||
10 | Красная книга родного края. Животные | 1 | |||||
4 | Дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк | 2 | 3 | ||||
11 | Взаимосвязи в природе. | 1 | |||||
12 | Игра «Кто, что ест на обед»? | 1 | |||||
13 | Игра «Птичья столовая» | 1 | |||||
14 | Наблюдаем взаимосвязи в природе | 1 | |||||
15 | Кто где живёт? | 1 | |||||
5 | Лес и его обитатели | 4 | 0 | ||||
16 | Лес – сообщество разных организмов | 1 | |||||
17 | Виды лесов | 1 | |||||
18 | Этажи лесов | 1 | |||||
19 | Деятельность человека. Охрана лесов | 1 | |||||
6 | В гостях у Царевны-лягушки | 1 | 1 | ||||
20 | Водоём – общежитие самых разных организмов | 1 | |||||
21 | Виртуальная экскурсия на озеро Байкал | 1 | |||||
7 | Мы – исследователи родной природы | 6 | 2 | ||||
22 | Подготовительный этап развития исследовательской деятельности | 1 | |||||
23 | Мотивационно – ориентировочный этап | 1 | |||||
24 | Проблемно – целевой этап | 1 | |||||
25 | Логико – доказательный этап | 1 | |||||
26 | Презентативно – практический этап | 1 | |||||
27 | Методы исследования | 1 | |||||
28 | Экологическая тропа и её пикеты | 1 | |||||
29 | Выполнение проекта и работа над презентацией | 1 | |||||
8 | Путешествия по родному краю | 0 | 4 | ||||
30 | Поездка на Братское водохранилище | 1 | |||||
31 | Экскурсия в лес | 1 | |||||
32 | Экскурсия на луг и речку | 1 | |||||
33 | Защита презентации | 1 | |||||
9 | 34 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: 34 часа
Список литературыдля детей
- Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников, Волгоград, изд-во «Учитель»,2013
- Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, изд-во «Просвещение»,2014
- Тельпуховская А.Г. Многолетние декоративные растения Прибайкалья, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное изд-во,1974г.
«Дерево в культуре бурят» (Пиханова Ирина)
Содержание
- Введение. Значение деревьев в жизни бурят (1ч.)
- Значение леса в природе и жизни человека (4ч.)
Виды лесов. Лес- легкие планеты, источник кислорода и углекислого газа. Лес – дом для животных. Лес – тепло. Лес –поэзия. Лес – кормилец. Лес – источник строительных материалов. Лес – источник здоровья. Лесные богатства страны. Антропогенное влияние человека на лес. Охрана лесов.
3.Практическая работа по изученной главе (5ч.)
Изучение состояния смешанного леса в местности «Халааhан»
Влияние почвы на внешний вид деревьев
Определение возраста деревьев различными методами
Посадка саженцев деревьев на территории школы и дома
Создание постера «Что дает нам дерево»
- Деревья, произрастающие в Кахинской долине и их значение. (20ч)
Лиственница, сосна, ель, кедр, берёза, осина. Бурятские названия деревьев. Леса образованные из этих деревьев. Характеристика деревьев с точки зрения ботанической науки. Значение деревьев в жизни бурятского этноса. Бурятские сказки, пословицы, поговорки, стихи о деревьях. Культ деревьев. Дерево – отменный строительный материал, поделочное сырьё. Деревянная мебель, посуда, утварь, музыкальный инструмент, игрушка, прибор, скульптура.
- Мониторинги и итоговое занятие (4ч)
Планируемые результаты:
Должен знать:
- о значении дерева в природе и жизни человека;
- о строении дерева;
Уметь:
- определить состояние деревьев;
- дать характеристику дереву;
- рассказать о значении дерева;
- рассказать о взаимоотношениях этноса с деревьями
Учебный план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. | Введение | 1 | 1 | 0 | |
Раздел 2. |
| 4 | 4 | 0 | |
Раздел 3 |
| 5 | 0 | 5 | |
Раздел 4 | Деревья нашей долины и их значение | 20 | 15 | 5 | |
Раздел 6 | Мониторинги | 4 | 1 | 3 | исслед. работа, проект с презентацией,участие в кон-сах |
Календарный учебный график
Раздел месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел1 | 2 | ||||||||
Раздел2 | 3 | 1 | |||||||
Раздел3 | 4 | 1 | |||||||
Раздел4 | 4 | 4 | 4 | 3 | |||||
Раздел5 | 1 | 3 |
Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможность использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа.
Оценочные материалы
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый контроль осуществляется по итогам выполнения и публичной защиты, через участие в конкурсах, олимпиадах школьного и районного уровней, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», в системе педагогических наблюдений.
Методические материалы: литература по темам, разработки занятий, инструкции по проведению практических работ, презентации.
Методы обучения:
- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;
- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;
- практический - выполнение работ по инструкционным картам.
- объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;
- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;
- проектный – выполнение и защита проекта
- стимулирования и мотивации - создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.
Календарный учебно-тематический план
№ раз- дела | да та | № за нятия | Тема | Теория | Практика | Дата | ||
1 | 1 | Введение | 1 | 0 | ||||
2 |
| 4 | 0 | |||||
2 | Виды лесов. Лес- легкие планеты, источник кислорода и углекислого газа | 1 | ||||||
3 | Лес – дом для животных | 1 | ||||||
4 | Лес – лёгкие планеты | 1 | ||||||
5 | Лес – кормилец | 1 | ||||||
Практическая работа по изученной главе | 0 | 5 | ||||||
6 | Изучение состояния смешанного леса в местности «Халааhан» | 0 | 1 | |||||
7 | Влияние почвы на внешний вид деревьев | 1 | 0 | |||||
3 | 8 | Определение возраста деревьев различными методами | ||||||
9 | Посадка саженцев деревьев на территории школы и дома | |||||||
10 | Создание постера «Что дает нам дерево» | 0 | 1 | |||||
4 | Деревья Кахинской долины | 15 | 5 | |||||
11 | Лиственница - шэнэhэн | 1 | ||||||
12 | Сосна - нарhан | 1 | ||||||
13 | Ель - хасуури | 1 | ||||||
14 | Кедр - хуша | 1 | ||||||
15 | Берёза - хуhан | 1 | ||||||
16 | Осина - уляаhан | 1 | ||||||
17 | Леса. Лиственничник | 1 | ||||||
18 | Сосняк или сосновый бор | 1 | ||||||
19 | Кедрач, пихтач | 1 | ||||||
20 | Березняк или берёзовая роща | 1 | ||||||
21 | Осинник | 1 | ||||||
22 | Культ деревьев | 1 | ||||||
23 | Изделия из дерева. Деревянные дома и юрты | 1 | ||||||
24 | Деревянная мебель | 1 | ||||||
25 | Деревянная посуда | 1 | ||||||
26 | Деревянные музыкальные инструменты | 1 | ||||||
27 | Деревянная скульптура и игрушка. Резьба | 1 | ||||||
28 | Изделия из корней, коры, капа, бересты | 1 | ||||||
29 | Берёзовый сок, чага, смола, орехи | 1 | ||||||
30 | Сказки, пословицы, поговорки о деревьях | |||||||
31-33 | Мониторинги | 3 | ||||||
34 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: 34 часа
Список литературы для педагога и детей.
- Журналы:
Химия в школе
Биология в школе
Экология в школе
- Н.И,Асташина, Организация эколого-исследовательской деятельности школьников,2014.
- В.Д. Бабуева Материальная и духовная культура бурят, Улан-Удэ,2004
- Энциклопедии
- Справочники
- Атлас леса
Приложение 1
Стартовое тестирование (инд/обуч.)
Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь с:
а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.
2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:
а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.
3. Рациональное природопользование подразумевает:
а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование,
воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность
человека.
4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.
5. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.
6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;
г) засолением почв.
7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.
8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.
9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а) водяные пары; б) облака;
в) озоновый слой; г) азот.
10. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.
Выберите правильное утверждение:
1.Мощный слой подкожного жира у морских млекопитающих выполняет теплоизоляционную функцию.
2.В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.
3.Между живыми организмами в биоценозе существуют не только трофические, но и топические связи.
4.Организм-паразит зависит от организма-хозяина, но не влияет на него.
5.В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно.
6.Реакцию организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом.
7.Наиболее широко спячка распространена среди животных высоких и умеренных широт.
8.В состоянии анабиоза некоторые организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, в частности, глубокое промерзание при -180 ОС.
9. С точки зрения экологии, популяция – не простая сумма особей, а единое функциональное целое.
10.Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов пушных зверьков соболя и выхухоли.
Представьте себе, что вы член экологической группы. Какие проблемы вы будете обсуждать и решать?
- Экогруппа – объединение из 6–8 человек (родственники, соседи, коллеги,
друзья). Участники встречаются раз в неделю, вместе рассматривают конкретные экологические проблемы и обсуждают варианты их решения, которые затем осуществляются на уровне домохозяйства, дома, офиса. Деятельность экогрупп реализует принцип социальной экологии:
а) «природа знает лучше»;
б) «после нас хоть потоп»;
в) «мир погубит непрофессионализм»;
г) «думать глобально – действовать локально».
2. Проект Экогруппы исходит из установленной учеными закономерности, что качество жизни (полнота жизни, степень удовлетворения насущных потребностей) с ростом уровня потребления материальных ресурсов:
а) монотонно возрастает;
б) монотонно снижается;
в) сначала возрастает, затем снижается;
г) сначала снижается, затем возрастает.
3. Одна из проблем, которую обсуждают Экогруппы:
а) как достичь «золотого миллиарда»;
б) как повысить цену на нефть;
в) как сократить объем бытовых отходов;
г) как увеличить количество потребляемой энергии.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется по итогам выполнения и публичной защиты проекта или исследовательской работы при участии в конкурсах: «Моё село», «Исследователь природы», «Защитим Байкал», «Экология души», «Будущий хозяин Земли», «Человек и природа», «Гелиантус», «Сагаалган» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....