Игра "В поисках неземной формы жизни"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Карасева Л.А.

Эта игра больше подходит для классов с небольшой наполняемостью обучающихся, ее можно провести после изучении темы "Царство Грибы". В ходе игры обучающиеся, опираясь на полученные данные по теме,  описывают возможные свойства живого организма, который попал на Землю из космоса. На стадии рефлексии дети рисуют предполагаемыйобъект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_poiski_nezemnoy_formy_zhizni.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра

«Поиски неземной формы жизни»

 (слова ведущего из-за кулис)                                    

 

2034 год.

Земля едва не погибла от столкновения с кометой, которая прошла вблизи нашей планеты, однако сотни метеоритов огненным дождем обрушились на поверхность Земли, неся смерть и разрушения.

Вместе с метеоритами на Землю были занесены споры инородной формы жизни, которые в земных условиях начали быстро развиваться. Основной удар пришелся на территорию закрытой промышленной зоны России.

Российским правительством в режиме строгой секретности была сформирована группа войск специального назначения для высадки в зону падения метеорита.

В состав группы находились крупнейшие специалисты в области:

Генетики – Зайцева Ирина.

Микробиологии – Фомина Наталья.

Систематики – Ливанова Татьяна.

Зоологии – Фомина Наталья.

Основная задача группы ученых заключалась в том, чтобы:

- найти существо неземного происхождения, кодовое название которого «Вадемекум»;

- выяснить особенности биологии данного существа и опасность для цивилизации человека;

- обезвредить данный объект.

Руководитель группы (РГ).  Мы имеем дело с неопознанным объектом, поэтому обычное оружие для него не подходит. Мы будем бороться с ним его же оружием. Каждый из вас сейчас получит тотем.

Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. В нашем случае это вакцина против известных нам вирусов и бактерий.  Если вы не справитесь с заданием и будете инфицированы,  то можете использовать тотем и сделать прививку.. Постарайтесь набрать как можно больше тотемов.

Выбор тотемов.

  1. У нас это сорное растение встречается повсюду, из него изготавливают масло для волос. В Японии данное растение называют гобо, латинское название ему дал К.Линней арктос лавейн – «медведь цепляющийся». В Японии это сочный овощ, который едят в любом виде: в жареном, вареном, тушеном, в виде салата, лепешек. (лопух)
  2. Медики постоянно расширяют наши знания об этом растении. Она положительно влияет на обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорошее мочегонное средство, полезна и для диабетиков. В  древней Греции приобрела она признание и популярность. Оттуда она перекочевала в Европу. В  12 веке попала на Русь. Именно на Руси научились ее заквашивать. Сейчас известно много ее форм: кочанная, листовая, цветная, кольраби, брокколи и другие. (капуста)
  3. Сумрачным зимним днем у петербургского дворца графа Шереметова остановился заснеженный в дальней дороге роскошный экипаж. Гонец вручил заморский дар Петра I с царской грамотой. Слуги внесли увесистый подарок во дворец. Развернули укутанный дорогим мехом сверток, и граф и слуги удивились простому холщевому мешку. Когда его развязали, удивление сменилось разочарованием. В мешке были неказистые, земляного цвета плоды. Это был первый официальный визит земляных яблок в Россию. Как называем сейчас этот корнеплод? (картофель)
  4. Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора. Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него свои бороды. На середину стола помещали насекомое. Губернатором избирался тот, на чью бороду оно заползало. Какое животное помогало выбрать губернатора? (вошь)
  5.  Какое животное может выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)
  6. Какой город носит название хищной птицы? (Орел)

РГ.  Для вас  есть небольшая информация. Местные жители передали послание, расшифровав его,  вы можете предположить к какому из земных царств живой природы ближе данное существо.

Ребусы. Задание «Угадай царство »

РГ.   Итак, мы предполагаем, что данный объект ближе всего подходит к царству Грибы. Ваша группа будет направлена на территорию вторжения иноземной жизни. Мы не знаем, где находится это существо. Предлагаем вашей группе определить, в какой среде может существовать вадемекум.

Первое исследование.  «Исторический лабиринт».

1. Главной частью гриба является грибница. Обычно она разрастается по радиусу равномерно во все стороны, ежегодно увеличиваясь на 10-30 см по кругу, Таким образом, по краю круга располагается молодая грибница, а в центре - старая. Гифы молодой грибницы усиленно всасывают из почвы воду и питательные вещества, обедняя и высушивая ее. Поэтому на почве в этом месте трава растет плохо. А в центральной части круга старая грибница отмирает, и здесь трава выглядит пышной и сочной. Плодовые тела обычно образуются на молодой части грибницы, то есть по краю круга. В Германии, например, утверждали, что на этих местах  по ночам пляшут ведьмы, в Голландии - по ночам черти взбивают масло, а в России - круги указывают на заколдованный клад. 

Как называют у нас это явление?  

                                                                                                               «Ведьмины кольца».

2. самым опасным для человека является гриб – паразит, который чаще всего паразитирует на ржаных колосьях. Народное название его – ядовитое или черное зерно, а также волчий зуб. При поражение этим грибом зерновое растение заболевает и у него вместо зерновок образуются ядовитые угольно-фиолетовые рожки. Если они попадают в пищу, то случается тяжелое отравление, сопровождаемое сильными болями. Такое отравление в народе называли «злые корчи», а позже еще и «антонов огонь» (от названия ордена святого Антония во Франции, где пытались лечить таких больных).

О каком грибе идет речь?

                                                                                                                  (Гриб спорынья)

3. В Италии, Франции, Хорватии и даже у нас в России растет этот гриб один из самых дорогих грибов в мире. Их высокая стоимость обусловлена и коротким сроком хранения – их изысканный аромат испаряется за несколько дней и сложностью сбора гриба, произрастающего под землей.  Чтобы найти гриб, используют специально обученных свиней и собак, которые чувствуют запах гриба через 20 см слой почвы.  Что это за гриб?

                                                                                                                           (Трюфель)

Р.Г.  Итак вы выяснили, что это существо живет наземно-воздушной среде обитания. После проведенного первого исследования инфицированными оказались…(называют участников, не ответивших на вопросы) проведите им иммунизацию. Ставлю перед вами вторую задачу. Определите, чем может питаться объект?

Исследование второе. «Холм памяти»

Разгадайте шифр. Признаки какого гриба здесь зашифрованы: подосиновика, трутовика, пеницилла?

  1. грибница гриба состоит из ветвящихся нитей – гифов.
  2. грибница состоит из одной многоядерной клетки.
  3. плодовое тело имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым.
  4. грибы питаются готовыми органическими веществами.
  5. грибы питаются органическими веществами живого растения
  6. размножается гриб спорами, которые созревают в трубочках шляпки
  7. размножается гриб спорами, которые созревают на кончиках нитей грибницы в мелких кисточках
  8. клетки гриба не содержат хлорофилл
  9. грибы специально выращивают, чтобы получить из них лекарственное вещество
  10. грибы причиняют вред лесному хозяйству

ШИФР: 1, 4, 7, 8, 9. это  пеницилл.

РГ.  Делаем вывод, что по способу питания вадемекум гетеротроф.  В вашей группе оказались инфицированы……. Нужно срочно использовать тотем и сделать прививку.

Определите, как выглядит объект?

Третье исследование -  «Холм знаний»

  1. Назови самый ядовиты гриб.

- мухомор;

- бледная поганка;

- желчный гриб;

- сатанинский гриб.

2. Какой из этих грибов пластинчатый?

- рыжик;

- белый;

- подберезовик;

3. Какой из этих грибов разлагает древесину?

- подосиновик;

- опенок;

- груздь.

4. Какими грибами питаются олени?

- боровик;

- мухомор;

- сыроежка.

5. Под каким деревом растут лисички?

- осина;

- береза;

-дуб;

- орешник.

РГ.  Постарайтесь определить, опасен ли он для человека?

Четвертое исследование - «Холм умений»

Определите кто лишний.

  1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, груздь. (мухомор ядовитый)
  2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик (опенок – гриб паразит)
  3. сморчок, подосиновик, трутовик, лисичка. (трутовик – несъедобный гриб)

Расшифруйте слово.

ЯКОЛОИМИГ  (микология)

РГ.  Мы выяснили, что этот объект ядовит, паразит, несъедобен, поэтому может быть опасен. Срочно вышлите фото вадемекума

Задание пятое «Творческое»

Нарисуйте предполагаемый объект, составьте  устное сообщение о вадемекуме.

Игра со зрителями.

РГ.   Уважаемые земляне. Группа войск специального назначения  в полном составе (с потерями) выполнила свою миссию. Было найдено, изучено и обезврежено существо неземной цивилизации, кодовое название которого «вадемекум».

Предлагаю вам отчет группы.

(защита детских работ).

РГ.  Группе войск особого назначении от лица всего человечества объявляю благодарность.

Приложения

Исследование второе. «Холм памяти»

Разгадайте шифр. Признаки какого гриба здесь зашифрованы: подосиновика, трутовика, пеницилла?

1. грибница гриба состоит из ветвящихся нитей – гифов.

  1. грибница состоит из одной многоядерной клетки.
  2. плодовое тело имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым.
  3. грибы питаются готовыми органическими веществами.
  4. грибы питаются органическими веществами живого растения
  5. размножается гриб спорами, которые созревают в трубочках шляпки
  6. размножается гриб спорами, которые созревают на кончиках нитей грибницы в мелких кисточках
  7. клетки гриба не содержат хлорофилл
  8. грибы специально выращивают, чтобы получить из них лекарственное вещество
  9. грибы причиняют вред лесному хозяйству

Третье исследование -  «Холм знаний»

  1. Назови самый ядовитый гриб.

- мухомор;

- бледная поганка;

- желчный гриб;

- сатанинский гриб.

2. Какой из этих грибов пластинчатый?

- рыжик;

- белый;

- подберезовик;

3. Какой из этих грибов разлагает древесину?

- подосиновик;

- опенок;

- груздь.

4. Какими грибами питаются олени?

- боровик;

- мухомор;

- сыроежка.

5. Под каким деревом растут лисички?

- осина;

- береза;

-дуб;

- орешник.

Определите кто лишний.

1.Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, груздь.

2..Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик

3.сморчок, подосиновик, трутовик, лисичка.

Расшифруйте слово.

ЯКОЛОИМИГ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике

В данной работе дается понятие "мотивация",  краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...

Поиск новых форм и методов обучения истории в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения

Материалы выступления на педагогическом совете "Введение ФГОС второго поколения в основной школе: чему и как учиться учителю"....

Религия и молодежь: поиск новых форм коммуникации

И.Н. ПронинаПедагог-психолог  МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды      Религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным ...

8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».

Ссылка http://проф-обр.рф/publ/31-1-0-618 на моё участие в  8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании....

"Поиски оптималбных форм совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя речевой группы"

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заклбчается в  логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и д...

В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра.

В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей, как современными играми организовать деятельность ребенка, развивая ег...