Внеурочная и внеклассная работа по предметам биологии и экологии
статья по биологии

Гордеева Ольга Ивановна

Внеурочная работа, которую я осуществляю, ориентирована на расширение  и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Гордеевой Ольги Ивановны учителя биологии и химии

МБОУ «Русско – Паёвская средняя общеобразовательная школа»

 «Внеурочная и внеклассная работа по предметам биологии и экологии»  

Из опыта работы на районном семинаре учителей биологии и химии

    Одной из  главных  задач школы, помимо обеспечения качества образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие их творческих способностей. Этому во многом способствует внеурочная деятельность по предметам.  Внеурочная работа, которую я осуществляю, ориентирована на расширение  и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников.

      Традиционным видом внеурочной работы остаётся проведение предметной недели. Эта форма внеурочной работы мною проводится  систематически и является эффективной. В ходе предметной недели я провожу открытые уроки и разнообразные мероприятия, формы их проведения различные: игры, экоигры, экосборы, КВНы, викторины, конкурсы, пресс-конференции: «Мы – против наркотиков», круглый стол «Вода – чудо природы»,  «Берегите лес». Общешкольные классные часы «Пожар в лесу»,

 «Сохраним лес сегодня, чтобы выжить завтра», Устный журнал  «Поколение юных за живую планету», беседы по лесоохраной агитации «О работе школьного лесничества «Берёзка», цикл бесед о лесах Мордовии. Конкурс рисунков и плакатов «Берегите лес».

 Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля». Мероприятие, посвящённое Дню Земли. Конкурсно - познавательна программа «Мы – жители Земли»  Игра «Экологическое ассорти». Выпускаются биолого-химические газеты.

Выполнение опытно-исследовательских работ: «Анализ  родниковой воды». «Изучение свойств талой воды».  «Исследование свойств воды».

    Все это вызывает  повышенный интерес у учащихся к моему предмету. Увеличилось число учащихся, которые участвуют  в проведённых мероприятиях.

Внеклассная работа по предметам

   С февраля 2012 года я являюсь руководителем школьного лесничества «Березка». Работая с его членами, я   использую  разнообразные формы и методы: занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии,  использование игровых обучающих ситуаций. В основу работы положены теоретические, практические работы; наблюдения в природе; работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками; составление отчетов, подготовка докладов, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

   Работа школьного лесничества предусматривает приобретение знаний об объектах живой природы – представителях животного и растительного мира, обитающих в лесных сообществах; о проблемах охраны леса и его значении в жизни людей и природы, научных основах проблем взаимодействия общества и природы.

    Провожу разнообразные мероприятия экологической направленности, формы их проведения различные: Изготовление и распространение листовок «Помогите птицам», «Семь причин, почему  тебе стоит вырастить деревья!», «Лес». Изготовление и установка аншлага  лесоохраного назначения «Лес боится огня», Памятка для граждан, пребывающих  в лес.  Выступления агитбригады по различной тематике. Фильм – путешествие «Я выбираю лес». Экологический сбор «Синичкин день». Зимующие птицы России: экосбор «Парад зимующих птиц». Проведение Всероссийского дня знаний о лесе в рамках Международного дня леса: общешкольный классный час «Леса России»

Обновление и пополнение материала на стенде школьного лесничества, посвященному Международному Дню защиты лесов.

 В рамках проведения Всероссийского дня знаний о лесе в школе проводятся мероприятия:

 1. Конкурс рисунков и плакатов «Берегите лес»

2. Экологический всеобуч «В лесу это делать нельзя»  

3. Тематический урок  «Охрана лесов»  

4. Беседа «Правила поведения в лесу»

5.  Классный час  с элементами игры «Леса Мордовии»

6. Практическое занятие: «Срезы пней различных пород деревьев», «Листья различных древесных пород»  

В рамках проведения Международного дня птиц в школе проводится школьный весенний праздник, посвященный перелетным птицам «1 апреля - Международный день птиц»

 Круглый стол «Виды лесных пожаров и их последствия»  (соблюдение требований по запрету на проведение выжиганий сухой травянистой растительности, стерни). На мероприятие приглашается Попов Андрей Николаевич, инспектор ОНД по Ковылкинскому, Инсарскому, Кадошкинскому районах.  Информационный час «Правила пожарной безопасности в лесах и поведение в пожароопасный период». Классный час изучение  памятки «Как вести себя при пожаре».  Экологическая игра «Лекарственные растения вокруг нас».  Беседа «Красная книга» Экскурсия «Природа родного края»

 Мероприятие «Неделя леса» проводится в канун праздника  Дня работников  леса и акции «Живи Лес!»:

1. беседа «Значение лесов в природе и жизни человека», «Работе ШЛ «Берёзка» в школе»

2. эко - игра «С какого дерева листочек?»

3. познавательный час:  загадки о лесе, викторины «Деревья.  Все о деревьях», «Самые, самые, самые…»

4. конкурс рисунков  о лесе

5.общешкольный информационный час «Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича»

6. выступление агитбригады «Берегите лес»

7. экскурсия «Наступила осень»

Беседы «Правила заготовки семенного материала». «Роль семенного материала

в сохранении леса». Беседы с дошкольниками «В гости осень к нам пришла», «Что такое лес?», «Зимующие птицы нашего села»,  игровой час «Загадки о лесе»,  практическое занятие «Как смастерить кормушку». Устный журнал «День встречи зимующих птиц»

Мастер – класс «Рекомендации по изготовлению кормушек», Изготовление и распространение листовок «Покормите птиц»,  «Вода, о воде и про воду...», «Елочка, живи!».Общешкольный классный час «Елочка, живи!» конкурс листовок и стенгазет природоохранной тематике «Елочка, живи!». Конкурсная программа «Осеннее настроение», «Новогодний хоровод».  «Растения лесов Мордовии» - экологическая игра-викторина.

Выполнение опытно-исследовательских работ по лесохозяйственной тематике: «Как создать школьный питомник». «Рекомендации по посадкам деревьев: дуба черешчатого, сосны обыкновенной, акации белой».

Участие в природоохранных акциях:  

1. Всероссийская  Акции «Живи лес»

2. Акция «Всероссийский день посадки леса»

3. Орнитологическая акция «Наши зимующие птицы» (устройство и развешивание кормушек для птиц, подкормка птиц)

4. Экологическая акция «Дом для птиц» - акция - «Скворечник»  (устройство и развешивание гнездовий для птиц)

5. Всероссийская  акция «Чистый берег»

6. «Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна»

 7. «Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия»

8. Всероссийская экологическая акция «Вода России»

 9. Экологический субботник в рамках всероссийской акции «Вода и здоровье» в рамках движения «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!»

10. Акции «Чистый школьный двор», «Чистые улицы села»

11. Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево»

12. Акция «Живи родник»

13. Природоохранная акция «Ёлочка, живи!»

14. Операция «Муравейник»

15. Операция «Семена»

16. Операция «Птичья столовая»

  Практическим вкладом  в дело охраны природы родного края является: лесовосстановление - посадка саженцев сосны, ели, дичков березы, озеленение села, пришкольного участка – посажено более двух тысяч саженцев; помощь зимующим птицам – повешено более 50 кормушек, привлечение птиц – развешаны скворечники - 24;  экологический десант – уборка леса от мусора 1 гектар и улиц села; сбор наблюдений по выявлению влияния загрязнений различного типа и других нарушений природы на растительность и животный мир.

   Формы и методы работы школьного лесничества «Березка»: использовались коммуникативные методы, групповые занятия, включение в учебную деятельность экскурсий, походов, работа на экологических тропах, посадка саженцев ели, сосны, дичков березы, работа в школьном питомнике, проведение природоохранных акций.

    Мои учащиеся, за последнее время, становятся активными участниками районных, республиканских  и всероссийских конкурсов.

Муниципальный уровень:

Конкурс «Защитим лес», Орнитологическая акция «Наши зимующие птицы», «Калейдоскоп профессий», Олимпиада по биологии, по экологии и химии.

Республиканский уровень: Конкурс «Защитим лес», орнитологическая акция «Покормите птиц», «Конкурс школьных лесничеств», экологическая акция «Дом для птиц», «Подрост»,  Слет школьных лесничеств, природоохранная акция «Ёлочка, живи!»

Всероссийский уровень: «Зеленая планета», Экологокультурная акция «Покормите птиц», Игровой конкурс по естествознанию «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА», Всероссийская олимпиада по биологии «Эверест», «Олимпус», центр поддержки талантливой молодежи г.Бийск, Всероссийская акция «Живи. лес», «День посадки леса», Всероссийский заочный смотр – конкурс «Лучшее школьное лесничество», Общероссийская акция «Памятники природы».

Реализация различных видов внеклассных и внеурочных занятий по биологии позволяет мне  направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой. Особенно большое значение имеют комплексные исследования учащихся в решении экологических проблем (общих и региональных). На внеклассных занятиях вовлекаю детей в активную природоохранную, научно-исследовательскую, научно-практическую (участие в акциях и проектах), научно-просветительскую, эколого-краеведческую и эстетическую деятельности. Это акции, проекты и конкурсы, посвященные благоустройству территории школы и села (экологическая акция «Наши зимующие птицы», «День Земли», «Скворечник», всероссийская акция «Живи лес», «Покормите птиц» и др.).

    Обучающиеся проявляют способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), организовывают взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретных ситуаций. Всё это помогает обучающимся  в формировании компетенций: ценностно-смысловых;  социально-трудовых;  общекультурных; компетенцией  личностного самосовершенствования. 

Результативность:

1. Положительная динамика качества знаний: динамика качества знаний обучающихся за межаттестационный период по биологии, в среднем, составила 1,5%.

2.  Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии.

3.  Положительный результат итоговой аттестации   в форме ОГЭ.

4. Участие учащихся в предметных олимпиадах и завоевание призовых мест.

5. Участие детей во Всероссийских  заочных олимпиадах и игровых конкурсах: Всероссийская предметная олимпиада по биологии «Олимпус»  - 4 лауреата, Школьные Дни – олимпиада по биологии – Зимняя сессия 2016 – 6 лауреатов, Международная предметная олимпиада для школьников по биологии «Эверест» - 4 лауреата

Всероссийский игровой  конкурс  по естествознанию «Человек и Природа» 2014год. Дипломы конкурса получили: Шестопалова Ангелина, Яковина Екатерина, Шабалкина Анастасия.

Всероссийский игровой  конкурс  по естествознанию «Человек и Природа» 2015год. Дипломы конкурса получили: Королева Виктория, Яковина Екатерина, Шабалкина Анастасия.

6. Участие учащихся в конкурсах:

2014 года призеры муниципального конкурса «Защитим лес»» - 3 место.

27 мая 2014 года в  республиканском конкурсе школьных лесничеств - школьное лесничество «Берёзка» МБОУ «Русско - Паёвская СОШ», достойно заняло 3 место, награждено грамотой и подарком.

Май 2014 года, член школьного лесничества Байчурина Юлия, заняла 1 место, в районном конкурсе сочинений, посвященном 69-летию Победы  в Великой Отечественной войне.

2016 год участие в муниципальном Фотоконкурсе: «Земля наш общий дом» -1 призер - грамота

2017 год - Республиканский конкурс экологических агитбригад «Мы за все в ответе» -  грамота за участие

2017 - 18 год участие в муниципальном Фотоконкурсе  «Мир в объективе» -  победитель: Голованова Алена,  призер: Яковина Екатерина, Кенина Таисия.

2018 год – муниципальный конкурс  «Защитим лес».  Проказова Людмила победитель  в номинации «Рассказ о людях, посвятивших себя лесу»

2018 год  - республиканский конкурс «Защитим лес». Проказова Людмила призер в номинации «Лес в моей судьбе»

2018 год – муниципальный конкурс  «Защитим лес».  Панюшкин Денис победитель  в номинации «Фотография»

2018 год – муниципальный конкурс  «Защитим лес». Байчурина Юлия призер в номинации «Поэзия»

2018 год – муниципальный конкурс  «Экология.  Дети. Творчество».  Байчурина Юлия призер в номинации «Фотография»

7. Участие учащихся в проектных и исследовательских работ учащихся, Всероссийских акциях:

2014 год  - участие во Всероссийском конкурсе  «Зеленая планета» Шестопалова Ангелина.

2015 год Всероссийский экологический урок «Воды России» в рамках акции партии «Единая Россия» - диплом

15 - 16 мая 2015 года приняли участие в республиканском Слете школьных лесничеств.Участники Слета: Шестопалова А., Ерохин А., Шабалкина А., Бондарева А. - благодарность

2016 год  участие во  Всероссийском заочном смотре – конкурсе школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» в номинации «Лесовосстановление» - сертификат и поощрительный приз.

2016 год - Общероссийская акция  «Памятники природы. От поколения к поколению» Номинация «На страже леса» -  дипломы 2 победителя: Панюшкин Денис и Лисенков Валерий.

Апрель 2017 год - Всероссийская акция «Всероссийский экологический урок «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!» -  победитель муниципального этапа Байчурина Юлия

2018 год - Всероссийская акция «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе!» - всероссийский конкурс «Эколидер» - победитель всероссийского конкурса  акция «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе!» Панюшкин Денис, награжден путевкой в МДЦ «Артек»

2019 год - Всероссийская акция «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках движения «Сделаем вместе!» - всероссийский конкурс «Лидер» - Кенина Света победитель Федерального этапа акции, награждена путевкой в МДЦ «Артек»  

2019 год - Конкурсный отбор Всероссийской смены «Большой школьный пикник» - Яковина Екатерина победитель награждена путевкой в г.Анапу во Всероссийский детский центр «Смена»

2019 год  - Межрегиональный конкурс исследовательских работ по эколого- этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»  Панюшкин Денис призер

2019 год - Республиканский конкурс научно – исследовательских и творческих работ, для обучающихся и педагогов образовательных организаций Республики Мордовия» Проказова Люда призер

2019 год - Республиканский конкурс творческих работ  «Каждый день горжусь Мордовией» Пузаков Денис призер

Ежегодно совместно с работниками Инсарского участкового лесничества принимаем самое активное участие в посадке лесных культур древесных пород – в лесовосстановлении:

2013 год -  посажено 4167 саженцев сосны, площадью леса в 1 га.

2014 год - дополнение в кварталах 80,75 саженцев  ели  площадью 1 га.

2015 год - посажено около 5 тысячи саженцев ели, площадью более одного гектара.

2016 год - участие в содействии естественного возобновления квартала 75 выдела №6 на площади один гектар дичками березы в количестве 1200 шт.

2017 год - дополнение лесных культур на площади 1,0 га, 1,8 тыс. шт.

2018 год - дополнение лесных культур на площади 1,0 га, 1,5 тыс. шт.

      Все это способствует у обучающихся развитию интереса к предмету биология и экология, повышению мотивации, активному включению  членов ШЛ и учащихся школы в проектную и исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы исследовательской работы в области биологии и экологии

Окружающая нас природа сложна и разнообразна настолько, что человечество вероятно, никогда не сможет полностью постигнуть причины и механизмы всего того, что происходит вокруг нас. Тем не менее, этот ...

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

Внеклассное мероприятие «КВН по биологии, географии, экологии, химии» в 7-8-9 классах.

Внеклассное мероприятие «КВН по биологии, географии, экологии, химии» в 7-8-9 классах....

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 6 классе

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения ...

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 7 классе

. Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучени...

Методические рекомендации по организации проведения внеурочной работы по предмету биология.

Преподаватель «Автодорожного колледжа» Ильина А.С.Методические рекомендации по организации проведения внеурочной работы по предмету биология.В помощь учителям биологии, для более регулярно...